Доставка нефтегазовых труб – непростая задача

Трубоплетевозы в России

Л. Пименова
Значительную роль в процессе построения нефте- и газопроводов занимает доставка труб на объекты. Транспортировка труб усложняется тем, что чаще всего трубовозам приходится работать в труднопроходимых местах, там, где дорог просто нет. Тем не менее сегодня автотранспорт успешно справляется с подобными работами, а наши прицепостроители активно конкурируют с иностранными на отечественном рынке.
Так транспортировались 18-метровые трубы диам. 1,42 м, с толщиной стенок 27,7 и 23 мм на строительство второй очереди газопровода «Бованенково – Ухта»
Трубовозы – необходимое звено в процессе изготовления труб на трубных заводах и их доставки на строящиеся газо- и нефтепроводы
ЧМЗАП-9906-038-СПМ
Плетевозам сложно работать и на бездорожье, и в городских условиях
ЧМЗАП 99065W-038-БТК-11
Продукция БЗКТ поступает в основном в военные организации, но также находит применение у нефтяников и газовиков
ТСП 94171-0000060 с раздвижной платформой оснащен раздвижными кониками, съемными бортами и подруливающими осями
КамАЗ-43118 с двухосным прицепом-роспуском 900930 от официального партнера ОАО «КАМАЗ» – компании «АСТЕЙС»
При подобной загрузке труб диаметром 1420 мм не  помешают телескопические коники
Один из заключительных этапов строительства газопровода
Полуприцепы серии ТСП 9417 перевозят грузы массой до 35 т

Необходимость в новых трубовозах – веление времени

В мире ежегодно сдается в эксплуатацию более 15 тыс. км различных трубопроводов, и по мнению экспертов, подобные объ­емы строительства в ближайшие годы снижаться не будут. Транспортировка на дальние расстояния нефти и газа, а также производных от них продуктов экономически наиболее выгодна при перекачке по магистральным трубопроводам.

Одним из этапов прокладки является доставка на железнодорожные узлы магистральных труб длиной 6–14 м. И тут вступают в игру трубовозы – они доставляют трубы от мест разгрузки на сварочную базу. Там из отдельных частей труб сваривают так называемые плети, длина которых может достигать 48 м. При строительстве магистральных нефте- и газопроводов сегодня используются в основном трубы диаметром 0,529–1,42 м, а отводные от магистральных трубопроводы свариваются из труб диаметром 0,168–0,529 м.

Однако для сооружения трубопровода кроме основных труб требуется еще огромное количество труб технологических, и их также необходимо доставить через болота и тайгу к месту строительства.

Трубовозы и плетевозы, как правило, представляют собой тягачи в комплекте с полуприцепом или прицепом-роспуском, часто с телескопическим дышлом. Однако нередко для перевозки длинномерных труб также используют тяжеловозы, в том числе телескопические, с расширителями, сортиментовозы, бортовые модели прицепов, контейнеровозы и даже модули грузоподъемностью (г/п) до 1000 т, а также шасси и тележки для монтажа различного оборудования.

Российские трубовозы – отечественной нефтегазовой отрасли

Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов (ЧМЗАП) – одно из старейших предприятий отрасли. Завод был основан еще в 1940-х гг. В семействе трубовозов, разработанных конструкторами предприятия, более десятка моделей, позволяющих транспортировать трубы длиной от 12,5 до 18 м. Г/п полуприцепов-трубовозов составляет от 18,5 до 40 т. Трубовозы ЧМЗАП отличает усиленная ходовая часть, для работы в условиях бездорожья техника оснащается шинами повышенной проходимости. Для расширения функциональных возможностей часть моделей трубовозов комплектуется флажковыми уширителями и раздвижными кониками, увеличивающими ширину грузовой площадки с 2,5 до 3,3 м. По желанию покупателя трубовоз оснащают телескопическими кониками, выдвигающимися вертикально.

Особенно отметим несколько тралов ЧМЗАП для перевозки длинномерных грузов.

Высокорамный полуприцеп ЧМЗАП 99065-038-СПМ с платформой длиной 18,5 м укомплектован передним силовым бортом для обеспечения без­опасности водителя тягача. Выдвижные по ширине коники (не менее трех положений) позволяют увеличить количество перевозимого груза. Г/п модели составляет 28 т. Оси собственного производства в сочетании с рессорной подвеской обеспечивают высочайшие параметры надежности.

Полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99065-038-БТК11 с платформой длиной 14,7 м имеет номинальную г/п 35 т при массе снаряженного прицепа всего 9 т. Полуприцеп оснащен съемными бортами, кониками, раздвигающимися по ширине, и топливным баком на 500 л. Передний силовой борт обеспечивает безопасность водителя тягача. Подвеска пневматическая производства голландской компании Weweler.

Уникальность модели ЧМЗАП 99065-031-ПГ1 заключается в том, что за счет двускатной ошиновки и усиленной рамы полуприцеп способен перевозить до 40 т груза и является многофункциональным. Трал оборудован ко всему прочему контейнерными замками, что позволяет использовать его не только как трубовоз, но и как контейнеровоз для перевозки одного 40-футового контейнера или двух 20-футовых.

Многолетний опыт позволяет собственному конструкторскому бюро завода разрабатывать модели трубовозов с различной степенью функциональности. Помимо комплектующих лучших мировых производителей ЧМЗАП способен сам изготавливать все необходимое для комплектации своих тралов, что значительно снижает стоимость прицепной техники. Это особенно важно в ситуации, когда политика может вмешаться в деловые отношения международных компаний.

Однако среди наиболее заметных отечественных игроков «прицепного рынка» есть еще одно челябинское предприятие – ООО ПКФ «Политранс», выпускающий полуприцепы под маркой ТСП. Весь ассортимент предлагаемых изделий разработан собственным конструкторским отделом «Политранса». Большое внимание в разработках уделяется полуприцепам-сортиментовозам и трубовозам. Они производятся в 2-, 3- и 4-осном исполнении, с раздвижными кониками, различными типами подвесок, с быстросъемными бортами и грузовыми площадками различной длины, г/п до 50 т, а также имеют возможность оборудования фитингами для перевозки контейнеров.

В лучших традициях мировых производителей «Политранс» использует в своих продуктах комплектующие известных немецких фирм – подвеску Gigant, SAF либо BPW, поворотные круги, седельные устройства и шкворни предприятий GF или Jost. Прицепная техника оснащается тормозными системами Wabco, а также противооткатными упорами Suer, безопасность крепления труб в процессе транспортировки обеспечивают крепежные устройства также компании Suer, имеющей более чем 120-летний опыт работы в области автомобилестроения. По согласованию с заказчиком «Политранс» готов комплектовать свои полуприцепы шинами таких брендов, как Michelin, Continental, «Кама», а также системой подкачки шин, столь необходимой при движении по размокшей грунтовой дороге либо глубокому снегу.

Получение в 2009 г. «Политрансом» сертификата соответствия ISO 9001 (подтвержден в 2014 г.) укрепило уже сложившееся мнение о высоком качестве изделий челябинского производителя.

Количество конструкций полуприцепов-сортиментовозов, предлагаемых «Политрансом», впечатляет: более 170 моделей. Самая легкая, 2-осная модель ТСП 9417-0000010 (спец. 078) снаряженной массой 7,9 т, используя зависимую рессорную подвеску, способна транспортировать на грузовой площадке длиной почти 12,3 м трубы и другие длинные грузы массой до 20,1 т. Наибольшей г/п отличается 3-осная модель ТСП 94171-0000010 (спец. 133). При той же длине платформы 12,3 м эта модель перевозит за рейс до 36 т длинномерных грузов.

Интересны полуприцепы ТСП 94171-0000060 и ТСП 94174-0000060 с раздвижной платформой. Длина погрузочной площадки у этих моделей может меняться от 14,2 до 20,2 м. Г/п ТСП 94171-0000060 составляет 29–32 т, и это при снаряженной массе, не превышающей 11 т.

ТСП 94174-0000060 имеет длину погрузочной площадки от 14 до 21 м, но благодаря 4-осной пневмоподвеске может перево­зить грузы массой от 40 до 47,5 т. Также эта модель оснащена раздвижными кониками, подруливающими и подъемными осями, имеет быстросъемные алюминиевые борта.

Полуприцепы ТСП могут использоваться с любым седельным тягачом.

«Челябинский кузнечно-прессовый завод», еще один «земляк» «Уралавтоприцепа», отметивший в 2012 г. свое 70-летие, сегодня производит более 100 модификаций разнообразных полуприцепов под торговой маркой Hartung. То, что директор предприятия Андрей Гартунг не побоялся реализовывать прицепы «под своей фамилией», уже говорит о том, что за качество данной продукции ЧКПЗ можно не беспокоиться. Действительно, кроме уже традиционного использования в прицепах комплектующих производства компаний BPW, Gigant, SAF, Jost, GF и Wabco, руководством предприятия принято решение об использовании в конструкции полуприцепов высокопрочных импортных сталей S690QL, S700, а также отечественной марки стали 10ХСНД. Качественную окраску позволяет нанести в том числе и использование лакокрасочных материалов Teknos и Hellos. Из большого числа предлагаемых предприятием моделей для транспортировки труб наиболее подходящей является серия 2-осных полуприцепов Hartung-9427. Три модели серии позволяют перевозить трубы длиной 12, 3–13,15 м, а максимальная г/п составляет от 17,2 т в мод. Hartung-9427.7-0000010 до 26,5 т в мод. 9428.1-0000010. Маневренные платформы благодаря имеющимся уширителям можно увеличить по ширине до 2,55 м. Однако для транспортировки труб с успехом используют и полуприцеп-сортиментовоз – мод. 94321 с ровной грузовой площадкой, длиной 12 м и г/п 27 т, а также 2- и 3-осные бортовые полуприцепы. Линейка из 5 моделей охватывает полуприцепы с длиной грузовой платформы от 12,3 м до 14,65 м и г/п от 17,2 т до 36,2 т.

Для повышения безопасности работ автопоезда ЧКПЗ комплектуются дополнительными страховочными тросами между каждой парой коников, которые в свою очередь можно перемещать вдоль всей рамы. Установка коников в удобных для крепления местах способствует более надежному закреплению груза. По желанию заказчика устанавливаются лебедки с тросами для более надежной увязки груза, полуприцепы оснащаются также увязочными петлями, противооткатными упорами, для удобства погрузки передний борт полуприцепа делается съемным.

Высококачественные трубовозы производит предприятие Iveco-AMT (г. Миасс). Модель Iveco-AMT 633900 с колесной формулой 6х6 рассчитана на транспортировку труб длиной до 36 м, при этом перевозимые трубы могут иметь диаметр 1,42 м. Трубовоз Iveco-AMT представляет собой автопоезд, состоящий из тягача, оснащенного двигателем Iveco Cursor 13 мощностью 450 л.с. при частоте вращения 1900 об/мин., с макс. крутящим моментом 2200 Н.м при частоте вращения коленвала в диапазоне от 1000 до 1435 об/мин., и 2-осного прицепа-роспуска с поворотным коником и раздвижными по ширине стойками. Г/п такого автопоезда в зависимости от исполнения может составлять от 20,3 до 25,3 т.

В изделии миасских машиностроителей используется зависимая подвеска, состоящая из многолистовых полуэллиптических рессор с гидроамортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. На задней оси устанавливается 6 реактивных тяг. Повышенную устойчивость в комплексе с отличной проходимостью полуприцепу придают блокируемый межосевой и межколесный дифференциалы задних мостов. Для работы в сложной местности специалистами Iveco-AMT предлагаются комплектация трубовоза дополнительным топливным баком, системой подогрева АКБ, установка в кабину кондиционера, холодильника.

«Брянский завод колесных тягачей», некогда «Брянский автозавод», также относится к предприятиям с солидным стажем: за 35 лет деятельности конструкторами завода создано более 70 видов оригинальных шасси, на основе которых во всех частях страны работают тягачи высокой проходимости, в том числе и в Вооруженных Силах России. Для нефтегазовой отрасли инженеры БЗКТ разработали автопоезд, одним из элементов которого является тягач БАЗ-64031 с колесной формулой 8х8.1 т и двигателем мощностью 470 л.с. с максимальным крутящим моментом 1860 Н.м. Вторым звеном поезда служит оригинальный 2-осный роспуск БАЗ-9049, который грузится на тягач при отсутствии полезного груза. Такая комплектация позволяет по самым непроходимым маршрутам доставлять со скоростью до 50 км/ч трубы длиной 10–18 м, а г/п автопоезда – 13 т.

Имея статус официального партнера ОАО «КАМАЗ», уже более 20 лет создает различную спецтехнику компания «АСТЕЙС» из Набережных Челнов. Конструкторский и технологический отделы «АСТЕЙС» успешно выполняют весь цикл работ по проектированию специальных машин на шасси КамАЗ различных модификаций, хотя по желанию заказчика компания реализовывала отдельные виды машин на шасси Mercedes-Benz. В большом перечне видов техники есть и несколько видов автопоездов на базе тягачей КамАЗ-5350, -43118, -65115 и подобных моделей, к которым предлагают 2-осные прицепы-роспуски мод. 900901 и 900930. Трубовозы без особых проблем в условиях бездорожья доставляют трубы длиной от 6 до 13 м, причем масса перевозимых грузов может составлять 9–14,4 т.

Предприятием разработаны также 4 модели автопоездов-плетевозов на базе тягача КамАЗ и прицепа-роспуска 900930. Эти машины предназначаются для перевозки плетей длиной до 36 м и диаметром до 1,42 м. Для работы в северных районах автопоезда дополнительно могут оснащаться автономными отопителями, усиленным утеплением кабины, системой подогрева топлива, тахографом и УОС.

Разработка и построение прицепов и полуприцепов, транспортирующих трубы для нефтегазовой отрасли, – приоритетное направление в деятельности московского предприятия «Спецприцеп». В изделиях завода используется много интересных и нужных конструкторских решений, таких, например, как тросовое управление задней колесной тележкой, позволяющее ей двигаться и при этом не выходить за траекторию движения автопоезда.

Молодое предприятие «УралСпецТранс» из Миасса поставляет тягачи отечественных марок, модернизированные в целое семейство тягачей-трубовозов. Тягачи марок «КамАЗ» и «Урал» различных модификаций, с полноприводным шасси и смонтированной на шасси трубовозной платформой предназначены для транспортировки труб в комплектации с прицепом-рос­пуском.

* * *

Наша страна, к сожалению, переживает сегодня совсем непростое время: экономика стагнирует, и объемы на рынках сбыта, в том числе и трубовозов, падают. Отрицательным фактором, снижающим объемы реализации трубовозов, является и рост цен на металлопродукцию, составляющую львиную долю в конструкциях этих машин. Некоторые предприятия, в том числе и пользовавшиеся известностью в отрасли, обанкротились: «СибТрал», Тавдинский машзавод, есть и менее «громкие» примеры.

И тем не менее, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, радует тот факт, что основные игроки отечественного рынка плетевозов-трубовозов не только не сдали своих позиций перед конкурентами, а на­оборот, как, скажем, директор Челябинского кузнечно-прессового завода, с уверенностью заявляют о росте объемов производства и сейчас, и в будущем.

компании по теме статьи
компании по теме статьи