Новые принципы новых полуприцепов

Константин Закурдаев
За последние несколько лет отечественные производители прицепной техники не только значительно обновили свои модельные ряды, но и существенно продвинулись в применении новых технологий и передовых технических решений.
Компания «Тверьстроймаш» представляет на российском рынке целый ряд полуприцепов-тяжеловозов с раздвижными платформами телескопического типа Expanding (мод.99395Е-66)
Чебоксарское предприятие «Сеспель» вывело на рынок целую гамму подъемных цистерн, включая две самые свежие разработки вместимостью 40 и 59 м3 в вакуумном исполнении
Геометрический объем кузовов двух полуприцепов разработанного машиностроительным заводом «ТОНАР» 18-метрового автопоезда-зерновоза 55 м3, а его грузоподъемность – 57 т!
 
Четырехосный полуприцеп-тяжеловоз Компании «СПЕЦПРИЦЕП» с отсоединяемым гусаком
 
Полуприцеп-самосвал МП 94101-0000010 разработки СП «Ивеко-АМТ» отличается ломаным профилем кузова и внушительной грузоподъемностью – 42 т
Полуприцеп-тяжеловоз 99426F(м) Компании «Спецприцеп» специально разработан для эксплуатации на бездорожье
Переднюю опорную площадку трубовоза 8376 РТ, разработанного компанией «Спецприцеп», можно установить на седельно-сцепное устройство любого седельного тягача
«Тверьстроймаш 993920-26» с нишами для колес техники
Медицинская лаборатория, созданная на базе изотермического полуприцепа специалистами ООО «ИнтерПайп ВАН»
Новый облегченный контейнеровоз компании «SOMMER Новтрак» оснастили замками быстрой фиксации, автоматически закрепляющими контейнер в момент погрузки
Низкорамный облегченный полуприцеп-контейнеровоз компании «SOMMER Новтрак» рассчитан на перевозку практически любых существующих на сегодняшний день типов контейнеров

Старейшая на рынке прицепной техники компания «Уралавтоприцеп» в этом году предложила заказчикам новую модель трехосного полуприцепа для перевозки строительной техники ЧМЗАП-93371-0000020 грузоподъемностью (г/п) 47,6 т, главная особенность которого – отсоединяемый гусак, значительно упрощающий погрузку всевозможных гусеничных машин тяжелого класса. Работает такой загрузочный механизм следующим образом. Первоначально полуприцеп находится в транспортном положении, т. е. в составе автопоезда с седельным тягачом. В ходе подготовки к загрузке платформа полуприцепа опускается передней частью на землю, при этом гусак остается в зацеплении с седельно-сцепным устройством (ССУ) тягача. Когда этот процесс завершен, гусак отсоединяют от платформы и тягач вместе с ним отъезжает в сторону. Всё! Теперь бульдозер или экскаватор могут спокойно заезжать на полуприцеп – угол въезда в данном случае гораздо меньше, чем с использованием традиционных аппарелей. Когда техника закреплена, тягач стыкует остававшийся на его «седле» гусак с платформой, после чего осуществляется ее подъем до транспортного положения. Понятно, что главное достоинство подобной конструкции – это упрощение заезда многотонных машин, которым трудно «штурмовать» достаточно крутой подъем на аппарели обычных полуприцепов-тяжеловозов, когда зачастую одно неверное движение сидящего за рычагами оператора приводит к тому, что многотонная махина соскальзывает с аппарели и переворачивается. При заезде на прицеп с отсоединяемым гусаком благодаря небольшому углу въезда гарантированно удается этого избежать. Общая длина ЧМЗАП-93371-0000020 – 19 700 мм. Длина пониженной части платформы, на которую непосредственно загружают перевозимую технику, – 6500 мм; ее высота над уровнем дороги не превышает 630 мм.

Аналогичные по конструкции модели двух-, трех- и четырехосных полуприцепов-тяжеловозов с отсоединяемым гусаком, в том числе раздвижные и с принудительным поворотом колес, выпускаются в течение 10 лет ООО «Компания  «СПЕЦПРИЦЕП». Речь идет о низкорамном семействе г/п от 25 до 100 т. Но только им новаторство этого производителя в деле внедрения прогрессивных технических решений в конструкцию прицепной техники не ограничивается. Специалисты компании провели огромную работу по созданию специальных  полуприцепов-тяжеловозов для использования в сложных дорожных условиях и на бездорожье. В результате заказчики получили модель 99426F(м), оснащенную  W-рессорно-балансирной подвеской, ход которой увеличен в несколько раз по сравнению со стандартной рессорно-балансирной подвеской, причем высота погрузочной платформы увеличилась незначительно и составляет 1480 мм. Более того, благодаря новой подвеске разработчики добились постоянного горизонтального расположения транспортной платформы вне зависимости от рельефа дороги и более равномерного распределения нагрузки между осями и шинами полуприцепа. Применение односкатной ошиновки обеспечило движение полуприцепа точно по колее тягача, за счет чего значительно повышена проходимость автопоезда.

Есть  в  производственной программе Компании «СПЕЦПРИЦЕП» еще одна новинка, в которой использовано интересное техническое решение. Речь идет о трубовозе 8376 РТ г/п  50 т, который можно использовать для перевозки труб длиной до 33 м и диаметром до 1440 мм. Но его основное достоинство в другом: переднюю опорную площадку трубовоза устанавливают не на специальное шасси, а на ССУ любого седельного тягача. Использование для управления задней тележкой гидравлики значительно улучшает маневренность автопоезда. Например, он может развернуться даже на узкой лесной просеке, и благодаря гидрофикации «сцепки» управлять этим процессом можно с помощью выносного пульта дистанционного управления.

ООО «Тверьстроймаш» тоже владеет технологией создания полуприцепов-тяжеловозов с «отстегивающимся» гусаком, обеспечивающим фронтальный заезд техники. Но есть у этой компании еще одно ноу-хау, серьезно расширившее возможности выпускаемых моделей. Речь идет о раздвижных платформах телескопического типа – с их использованием, например, сконструированы полуприцепы нового семейства Expanding. Это семейство включает двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестиосные модели г/п от 38 до 76 т. Благодаря телескопической конструкции платформы ее длину при необходимости можно увеличить более чем в полтора раза. Так, длина 11-метровой платформы 38-тонной модели 99393Е-38 за счет телескопирования увеличивается на дополнительные 8 м, а у 76-тонной модели 99396Е-76 платформу длиной 10 м можно нарастить еще на 7 м. Стоит обратить внимание и на то, что в конструкции семейства полуприцепов Expanding применена пневматическая подвеска, позволяющая регулировать клиренс в диапазоне +50/–120 мм.

Еще одно новшество, которое начали использовать для полуприцепов производства ООО «Тверьстроймаш» – это особые ниши под колеса перевозимой техники, которые встраивают в платформы моделей серии Original г/п 40 т и серии Broken г/п 37 т. Такие ниши иногда становятся единственным решением, позволяющим уменьшить общую высоту автопоезда до допустимой для передвижения по дорогам общего пользования, а также снижают массу конструкции в целом. Если же для перевозки требуется ровная платформа полуприцепа, ниши можно закрыть специальными вставками.

Компания «SOMMER Новтрак», входящая в немецкую группу компаний Sommer Road Cargo Solutions, в мае презентовала трехосный низкорамный полуприцеп-контейнеровоз SW-240grkr-6 г/п до 52 т, рассчитанный на перевозку практически любых существующих на сегодняшний день типов контейнеров: 20-, 30- и 40-футовых. За основу для его разработки взяли низкорамную шестибалочную модель, конструкцию которой существенно облегчили, за счет чего масса полуприцепа уменьшилась почти на 800 кг и составила 5200 кг. Одна из интересных особенностей новинки – патентованный контейнерный замок быстрой фиксации Container Quick-Lock, автоматически  закрепляющий контейнер в момент его погрузки. То есть водителю не надо, как на других контейнеровозах с традиционными замками, фиксировать каждый из них вручную, закручивая замыкающую гайку. От него требуется лишь одним движением опустить специальную рукоятку, что занимает секунды и значительно ускоряет ход погрузочных операций. Замочная система состоит из двух частей: непосредственно автоматического замка и адаптеров, расположенных в разных местах рамы полуприцепа, что позволяет фиксировать контейнеры разных типов. На SW-240grkr-6 замки вовсе не надо переставлять с адаптера на адаптер – они даже защищены от несанкционированного съема специальным фиксатором. Такие замки, если они при использовании того или иного контейнера не задействованы, благодаря особой конструкции переводятся в нижнее положение, не препятствующее погрузке, а те замки, которые необходимы для фиксации груза, напротив, приподнимаются вверх.

Очень интересный трехосный  полуприцеп-самосвал, получивший  обозначение МП  94101-0000010,  разработали конструкторы совместного предприятия «Ивеко-АМТ» (в недавнем прошлом – «Ивеко-УралАЗ»). От большинства аналогов он отличается значительной грузоподъемностью – 42 т (у основных конкурентов чуть ли не на 10 т меньше). А полная масса полуприцепа составляет 58 т, из которых на «седло» приходится 22 т. Неудивительно, что в качестве основного седельного тягача для этого большегруза с 28-кубовым кузовом задней разгрузки выбран IVECO Trakker 6х6 с 380-сильным дизелем, выпускаемый совместным предприятием под обозначением «Ивеко-АМТ 6339».

Впрочем, внушительные весовые характеристики не единственное  достоинство  МП 94101-0000010, хотя сам факт, что отечественные производители начали разрабатывать и внедрять в производство столь грузоподъемные модели, нельзя не признать отрадным. Вызывает уважение ломаный Z-образный профиль кузова, позволивший понизить центр тяжести автопоезда (что особенно важно на бездорожье) и добиться наилучшего распределения полной массы полуприцепа между седельно-сцепным устройством и задней тележкой. Еще одно новшество – по заказу можно оборудовать полуприцеп независимым отопителем, который предназначен для обогрева днища и бортов. Это весомое достоинство при работе автопоезда в суровых зимних условиях.

ООО  «ИнтерПайп  ВАН» разработало и изготовило партию полуприцепов, в кузове которых размещена медицинская лаборатория. Это уже третий выполненный заказ на подобную технику за последние шесть лет. Правда, медицинские полуприцепы последней партии значительно модернизированы и существенно отличаются от медицинских полуприцепов прежнего поколения. Передвижная медицинская лаборатория предназначена для амбулаторного приема населения с целью диагностирования сахарного диабета в условиях отсутствия необходимого оборудования в местных стационарах или их территориальной удаленности. Она представляет собой базирующийся на двухосном шасси изотермический фургон (предыдущие партии базировались на трехосных шасси), внутреннее пространство которого разделено перегородками на жилой, технологический и рабочие отсеки. Изготавливая подобные полуприцепы, специалисты «ИнтерПайп ВАН» проводят все необходимые  коммуникации, встраивают во внешние стенки стеклопакеты, а окончательный монтаж медицинского оборудования заказчик осуществляет самостоятельно.

Развиваются в нашей стране и технологии производства полуприцепов-цистерн. Здесь можно привести немало примеров разработки и внедрения в серию современных конструкций  автотранспортных «бочек», но мы остановимся на продукции чебоксарского предприятия «Сеспель». Эта компания освоила изготовление различных моделей безрамных алюминиевых и стальных полуприцепов-цистерн, т. е. моделей с несущим корпусом. В их конструкции предусмотрена только совсем небольшая рама, точнее, подрамник, на котором крепятся оси и элементы подвески. Причем его лонжероны сделаны из балок с треугольным сечением, а не из классического швеллера, как у большинства конкурентов. Треугольное сечение обеспечивает увеличенную жесткость подрамника и предельно уменьшает передачу скручивающего момента от осей непосредственно к цистерне, что крайне важно при безрамной конструкции полуприцепа.

И еще один важный факт, касающийся  производственных достижений «Сеспеля»: эта компания сумела создать целую линейку полуприцепов с изготовленными из алюминия подъемными цистернами вместимостью от 38 до 89 м3, которые оборудованы пневматической подвеской и осями BPW. А две самые новые модели на 40 и 59 «кубов» разработаны в вакуумном исполнении. Грузоподъемность первой, получившей обозначение 964838, составляет 27 900 кг, а второй, предлагаемой под индексом 964839, – 26  600 кг. Нагрузка на «седло» тягача у обоих полуприцепов благодаря трехосной тележке не превышает 7000 кг.

Продолжает развиваться и уникальный для российского автостроения проект подмосковного машиностроительного завода «ТОНАР» по созданию и продвижению на рынок трехзвенных автопоездов в составе седельного тягача и сразу двух полуприцепов, один из которых соединен с «седлом» автомобиля, а второй – с «седлом», расположенным в задней части первого полуприцепа. В № 5 нашего журнала мы уже рассказывали о самосвальной и контейнеровозной версиях подобных «сцепок», теперь же «ТОНАР» разработал и их сельскохозяйственный вариант, предназначенный для перевозки зерна. Этот 18-метровый автопоезд, построенный по индивидуальным требованиям одного из заказчиков, настоящий рекордсмен:  геометрический объем кузовов двух его полуприцепов равен 55 м3 (25+30 м3), а общая грузоподъемность  составляет 57 т! Причем, перевозя столь значительный объем груза, автопоезд не выходит за рамки законодательно разрешенных нагрузок на оси. В конструкции полуприцепов не стоит искать традиционное для самосвальных моделей гидрооборудование – их разгрузка осуществляется иначе, а именно с помощью расположенной рядом с приемным бункером наклоняемой стационарной платформы, на которую загоняют заполненную зерном «сцепку». Как и другие изготовленные «ТОНАРом» полуприцепы подобной конструкции, работающие в составе трехзвенного автопоезда, новинка получила полностью односкатную ошиновку, а одна из трех осей каждого полуприцепа сделана подъемной – все это снижает расход топлива и износ шин.

 
Новый балластный трейлер Nooteboom 1

Новый балластный трейлер Nooteboom

Голландский изготовитель специализированного подвижного состава компания Nooteboom разработала оригинальный прицеп для транспортировки контргруза массой 15 т для телескопического автокрана. Именно такой балластный груз используется для безопасной работы многоосных кранов г/п от 80 до 160 т. Полная габаритная длина прицепа – 7 м, ширина – 2,75 м. Высота трейлера не превышает 120 см.

«Изюминка» голландской идеи заключается в универсальности новинки. По прибытии на строительный участок прицеп можно отсоединить от крана и использовать его с другим транспортным средством. Кроме того, трейлер комплектуют алюминиевыми приставными трапами, по которым на прицеп может «забраться» стандартный микроавтобус или фургон. То есть бригаде крановщиков, находясь в удаленном месте работы, не надо будет ночевать в палатке или в чистом поле либо возвращаться вместе с многотонным автокраном на базу для ночлега. Можно быстро спустить минибус и добраться на нем до гостиницы или разъехаться по домам.

Размер погрузочной площадки для контргруза – 4,5х1,7 м. Высота опорной палубы не превышает 820 мм от земли, это позволяет обеспечить низкий центр тяжести и хорошую устойчивость прицепного транспортного средства. Снаряженная масса трейлера не превышает 4 т, предельная грузоподъемность достигает 17 т.

Новинку уже оценили специалисты известной компании Mammoet Nederland, которая заказала 15 таких прицепов.

компании по теме статьи
компании по теме статьи