С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Строительный бум в России давно завершился, но потребность в подъемно-транспортной технике не исчезла. В ответ на изменившуюся рыночную ситуацию ведущие российские производители автокранов в прошлом году серьезно переработали модельный ряд своей продукции, пополнив линейку 40-тонными вариантами.
Почему именно 40 тонн? Ну, во-первых, это своего рода предел для 3-осного автомобильного шасси дорожного типа. Популярность таких стандартных носителей связана с их относительно невысокой ценой и доступностью сервиса, чего нельзя сказать о специальных шасси для кранов аналогичной грузоподъемности. Кроме того, у них небольшие габаритные размеры и высокая транспортная скорость при переброске с объекта на объект. Также все прекрасно понимают, что указываемый в маркировке автокранов максимальный вес говорит лишь о том, сколько этот кран сможет оторвать от земли и перенести в сторону, метра на два. Поэтому преимущества 40-тонника в том, что с обычными грузами, доминирующими при большинстве строительных и погрузочных работ, он будет справляться при больших параметрах вылета и высоты подъема. Таким образом, компактный автокран на 3-осном шасси с приличным запасом мощности выглядит очень привлекательно. И в перспективе машины грузоподъемностью (г/п) 32…40 т должны серьезно потеснить сегодняшних лидеров (20…25 т). По крайней мере, пока у нас не начнут, как в Европе, отдавать предпочтение специальным автокрановым шасси г/п выше 25 т, а сегмент меньшей грузоподъемности не займут КМУ.
«Ивановской марке», объединившей «Автокран», «Газпромкран» и Брянский автозавод, на фоне общего снижения продаж удалось даже увеличить долю своего присутствия на рынке. Недавно ее производственная линейка пополнилась 40-тонником КС-54713 на шасси БАЗ-80311. Собственно, именно возможности нового брянского шасси и позволили поднять г/п «Ивановца» до 40 т, за счет того, что рама объединена с опорной площадкой, снижены общая масса машины и центр тяжести. В результате автокран укладывается в нормы распределения нагрузок по осям и характеризуется более легкой управляемостью при движении по шоссе.
Удачным решением оказалось использование на БАЗе китайской кабины. Помимо комфорта для водителя она придает «Ивановцу» современный вид. С ней гармонирует и кабина крановщика – обтекаемой формы, с большой площадью остекления, системой вентиляции и отопления и механизмом наклона на 28°. Применение турбодизеля Cummins мощностью 285 л.с. с заявленным ресурсом в 1 млн км изменит, возможно, характерную для автокранов ситуацию, когда надстройка переживает шасси. По крайней мере, накрутить такой пробег за 10 лет (средний «рекомендуемый-гарантируемый» срок службы) за счет марш-бросков от стройки к стройке нереально, правда, он будет больше наматывать моточасы, чем километры. Силовой агрегат, как и на модели г/п 35 т, расположен за кабиной, которую соответственно не надо опрокидывать для обслуживания. У «Ивановца» самая длинная среди конкурентов стрела – 37,8 м, она состоит из пяти гнутых секций с многогранным профилем. Гусек прилагается тоже не маленький – целых 8 м. Максимально возможная высота подъема, таким образом, достигает 45,8 м. Передние опоры не только выдвигаются, но и поворачиваются, это дает возможность устанавливать три варианта опорного контура, что немаловажно при работе в стесненных условиях. «Ивановская марка» стоимость своего продукта не афиширует, по-видимому, чтобы не шокировать интересующихся.
Другие два «кита» отечественной краностроительной индустрии – Клинцовский и Галичский автокрановые заводы, работающие последнее время в тесном сотрудничестве благодаря их основному дилеру – ООО «Кудесник», в рассматриваемой категории испытывают острый недостаток подходящих шасси. И если ГАКЗ спокойно относится к провалу в своей линейке между моделями 32 и 50 т, сконцентрировавшись на более тяжелых машинах г/п 60 и 80 т, то в Клинцах свою первую 40-тонную модель смонтировали на 4-осный КамАЗ-6540. К слову, и в Галиче даже для модели КС-55729-1В г/п 32 т используют то же шасси, трехосное, только МАЗ-6303. Вроде бы все честно, клинцовский автокран не разрушает дорожное покрытие, только 4-осные «сороконожки» не в чести у нашего потребителя из-за большей цены и более дорогого обслуживания. Да и маневренность их оставляет желать лучшего, и габариты для тесных городов великоваты. Стрела КС-65719-1К чуть короче, чем у «Ивановца»: 34 м, 4-секционная, модули сваривают из двух гнутых профилей овального сечения, а гусек длинней на метр. Таким образом, грузовысотные характеристики у автокранов сопоставимы, оба берут максимальный вес на вылете 3 м, наименьший для себя вес ивановский КС поднимает чуть выше, а клинцовский подхватывает их на чуть большем вылете. Но все это, конечно, крайние показатели, редко используемые на практике. Опорные «ноги» нового «кудесника» выдвигаются в двух фиксированных положениях, выставляя соответственно два опорных контура. В машине используется целый ряд импортных комплектующих, что, несомненно, положительно отражается и на ее надежности, и на цене. Возможно, не менее чем на 7,2 млн. руб. ее удалось бы снизить, если бы КАМАЗ или другие наши автогиганты предложили бы «Клинцам» 3-осное шасси с характеристиками БАЗ-80311. К тому же в подобных «колесах» нуждаются и изготовители автокранов поменьше. Например, «Донэкс» и «Мотовилихинские заводы» по той же причине вынуждены ограничивать грузоподъемные характеристики своих машин максимумом в 35 т. Но, видимо, масштабы производства не впечатляют родной автопром на новые разработки, остается лишь надеяться, что таким образом наши предприятия готовятся к технологическому рывку и в скором времени порадуют крановщиков и строителей современными моделями специальных крановых шасси для моделей большой грузоподъемности. С гидроприводом, «крабовым ходом» и прочими техночудесами.
Ну а пока еще один серьезный игрок российского рынка автокранов – Челябинский механический завод (ЧМЗ) нашел свой оригинальный способ, как предложить потребителю 40-тонный кран на привычном и стандартном 3-осном носителе. Сделать это удалось благодаря разработке облегченной несущей платформы, а также пришлось пожертвовать длиной стрелы. У автокрана КС-65711 стрела длиной всего 27,3 м, она состоит из четырех секций из гнутого профиля многогранного сечения. В результате максимальная высота подъема без гуська оказалась менее 28 м, а максимальный вылет составляет 25 м, но зато «Челябинец» – самый компактный отечественный 40-тонник, его длина в транспортном положении всего 10,7 м! Два размера опорного контура за счет двух положений выносных опор. Правда, существует небольшое ограничение, снижающее возможности автокрана. С максимальным грузом зона работы у него лишь 240°, а на полном кругу он превращается в 32-тонник, и вылет при нагрузке 40 т меньше, чем у конкурентов, на полметра. ЧМЗ предлагает свой новый кран в трех вариантах: на шасси МАЗ-6303А3, «Урал-63685» и КамАЗ-6520, т. е. каждое российское автохозяйство сможет подобрать для себя машину в зависимости от предпочтений и от состава своего парка. При этом все автомобили серийные, никаких заказов и ожиданий.
Ульяновский механический завод № 2 (УМЗ-2) свой 40-тонный кран на 3-осном шасси Ford Cargo 3430 показал широкой публике еще до кризиса, в 2007 г. Затем линейку МКТ-40 пополнили модели на шасси КамАЗ-6540 (8х4) и Volvo FE (6х4). Опорные ноги у крана выносные, контур один, но квадратный, с равными расстояниями между опорными точками, плюс к этому мощное поворотное устройство диаметром 1920 мм. Стрела длиной 30 м состоит из четырех секций, максимальный вылет – 26 м с грузом 1,6 т, а 40-тонный «Ульяновец» «толкает» на стреле 9 т при вылете 3 м. Секции свариваются из четырех листов в виде классического короба. В сытые годы УМЗ-2, в отличие от других крупных автокрановых предприятий, не успел приобрести дорогое гибочное оборудование, что оказалось к лучшему: теперь у завода нет необходимости его окупать и на фоне общего спада выгоднее оплачивать большие счета за электричество, выполняя четыре сварных шва вместо двух. В Ульяновске производят автокраны самостоятельно с нуля, не используя услуги смежников, 40-тонники по основным узлам унифицированы с другими моделями, сроки изготовления – два–три месяца. Для будущего счастливого обладателя мощной строительной машины необходимость ожидания скрашивается весьма привлекательной ценой, от 6 до 8 млн. руб. в зависимости от выбора шасси. В списке дополнительного оборудования, кроме двух удлинителей 6 и 9 м, присутствует люлька, превращающая ульяновский МКТ-40 в 30-метровую автовышку. При заказе автокрана по минимальной цене крановщик в современной овальной кабине обнаружит «привет из СССР» – доисторические кочерги для человека-паука. Так и хочется обратиться к потенциальным покупателям: не экономьте на джойстиках, заказывайте машину с современным управлением, которое УМЗ-2 предлагает как опцию.
Еще одно отечественное предприятие, выпускающее 40-тонные автокраны, – Юргинский машзавод (Кемеровская обл.), предлагает КС-65720 на утилитарном полноприводном шасси КрАЗ-63221 с двускатной ошиновкой второй и третьей осей. Автокраны на таких «мастодонтах» будут востребованы всегда, и никакой прогресс не отменит нужду в грузоподъемных работах там, где дороги не нужны в принципе. Четырехсекционная коробчатая стрела длиной 28,5 м позволяет поднимать груз 6,8 т на 29,5 м, а максимальный вес брать на 3,5-метровом вылете. В Юрге применили очень интересное решение: в транспортном положении крюк укладывается в специальный карман за кабиной. Не то чтобы «кразовская» рама боялась «подтяжек» (а обзорность у капотного КрАЗа все равно хуже некуда), зато крановщику будет легче работать, меньше возни с тросами. Также труд оператора облегчает и кабина с современными джойстиками управления, а в конструкции крана ЮМЗ использует большое количество импортных комплектующих. Единственный вопрос остается к опорному контуру: по данным производителя, есть целых пять вариантов, однако сами параметры не указаны, и как они достигаются, тоже не ясно. Понятно только, что «ноги» выносные с выдвижными сегментами, вот только как они обеспечивают крану зону в 360°, и обеспечивают ли? К тому же у второго варианта юргинского 40-тонника на шасси «Урал-6563» опоры совершенно другие, а информация по ним та же. Помнится, во время китайского «нашествия» мы мирились с постоянными ошибками в их техдокументации, но нам, тем более сейчас, это не к лицу.
Поскольку производители не указывают ресурс мотора в моточасах, попробуем рассчитать его самостоятельно. Взяв за основу 60 км/ч, получим около 15 тыс. ч для 1 млн. км. При ежедневной работе по 8 ч без выходных двигатель запросит капремонт через 5 лет. Но о таком интенсивном режиме работы приходится только мечтать, а потому автокран легко прослужит 10 лет, а то и 15 без особых вложений. Сервисная сеть Cummins у нас развивается семимильными шагами, да и скоро надежность этих двигателей мы будем оценивать уже по опыту эксплуатации, накопленному в РФ, а не по отзывам иностранных коллег.
Спрос на строительную технику вернется к докризисным показателям не скоро, и эффективный маркетинг нужен не меньше лазерных станков для раскроя шведской стали. А если в электронный век потенциальный покупатель в поисках информации должен дойти до главного технолога либо вообще до руководителя, то… И это, разумеется, касается не только ЮМЗ, этим грешат все наши предприятия. Все указывают главный козырь автокрана – грузовой момент, но на каком вылете он определен – ни слова; например, у «Челябинца» он на сайте 130, в буклете 150, а как он вообще может быть 150, если даже у 45-тонного Liebherr он всего 123 тс.м? И как трактовать заявление, что с 5-тонным противовесом кран 40 т приобретает показатели 50-тонного? Полные массы, рабочие зоны и подъемные характеристики – то ли с балластом, то ли без. Зато всегда приводится температура эксплуатации, как будто она имеет какое-то значение или может различаться.
Длина стрелы, м*1 | Вылет, м | «Ивановец» КС-54713, противовес 6,2 т | Liebherr LTF-1035-3.1, противовес 5 т | LUNA GT-40/32, противовес 2 т | «Клинцы» КС-65719-1К*2 | «Ульяновец» МКТ-40*2 | «Челябинец» КС-65711*2 | «Юргинец» КС-65720*2 | 25-тонный*3 автокран*2 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9…10 | 4 | 27 т | 28,9 т | 25 т | 30 т | 29 т | 32,8 т | 37,5 т | 18…19 т |
5 | 24,5 т | 23,7 т | 19,8 т | 24 т | 25,6 т | 22,8 т | 28 т | 13…15,2 т | |
6 | 18 т | 19,5 т | 16 т | 19,5 т | 23,5 т | 16,6 т | 18,8 т | 9,6…11,5 т | |
18…20 | 5 | 20 т | 18,9 т | 18,6 т | 20 т | 19,3 т | 14,4 т | 20,5 т | 6,4…7,7 т |
8 | 12 т | 12,9 т | 10,8 т | 13 т | *4 | 8,4 т | 8,8 т | 4,8…5,3 т | |
14 | 4,2 т | 5,4 т | 4,1 т | 5 т | *4 | 3,1 т | 3,1 т | 1,45…1,7 т | |
24 | 6 | 16 т | 13 т | 13,6 т | 15 т | *4 | 9 т | 11,5 т | – |
20 | 2,1 т | 3,1 т | 1,9 т | 3,1 т | – | 1,5 т | 1,6 т | – | |
22 | 1,6 т | – | 1,5 т | 2,6 т | 1,4 т | 1,26 т | 1,3 т | – | |
30 | 8 | 11,3 т | 7,8 т | 10,1 т | 10 т | 0,8 т | 6,3 т | 7,3 т | – |
18 | 3 т | 3,7 т | 2,6 т | 3,6 т | – | 1,9 т | 2 т | – | |
26 | 1,1 т | 1,8 т | 1 т | 1,6 т | 1,2 т | 0,9 т | 0,8 т | – | |
Г/п на макс. высоте, т/ высота, м/ вылет, м | 2,5/ 46/ 10 | 2,8/ 45/ 9 | 2,6/ 48/ 9 | 4/ 44/ 7 | 3,3/ н. д./ 13 | 3,5/ 36,3/ 7 | 3,5/ 36/ 8 | 2/ 29,3/ 7 | |
Г/п на макс. вылете, т/ высота, м/ вылет, м | 0,9/ 34/ 30 | 0,5/ 10/ 42 | 0,5/ н. д./ 36 | 0,9/ 5/ 32 | 0,7/ н. д./26 | 0,4/ 6/ 33 | 0,4/ 18/ 30 | 0,9/ 4/ 20 |
*1 У разных производителей длины стрел, на которых проводятся испытания, немного различаются, однако в данном случае их можно принять за примерно равные, так как важнее вылет, на котором поднимают груз.
*2 Используемый при испытаниях противовес не указан.
*3 Характеристики двух популярных российских 25-тонных автокранов даны для сравнения.
*4 Длина стрелы 15,7 м.
Примечание. Как видно из таблицы, наиболее ровные грузовысотные характеристики демонстрирует Liebherr, хотя он официально считается автокраном г/п 35 т, а «силачи» на коротком плече «Челябинец» и «Юргинец» сильно сдают на больших вылетах.
Сегодня все отечественные автокраны комплектуют цифровыми модулями, сообщающими оператору основные рабочие параметры, с возможностями автоматического ограничения, а также с функцией «черного ящика». У всех российских 40-тонников общая силовая схема – гидропривод установки от двигателя шасси, так они могут выполнять одновременно несколько операций, а также «телескопировать» груз. Все перечисленные заводы применяют в производстве высококачественную импортную сталь, чаще марки Weldox, это вообще у нас давно стало правилом хорошего тона, а в последнее время даже экономически выгодно. Еще все по идее должны защищать свои машины от высокого напряжения, но не все изготовители об этом сообщают.
Модель | Изготовитель или представитель в РФ | Шасси | Двигатель привода установки/ Мощность, л.с. | Длина стрелы/ удлинителя (гуська), м | Макс. грузо-подъемность, т/ на вылете, м | Макс. высота /вылет (с гуськом), м | Размеры полного опорного контура, мм | Полная масса, кг | Габаритные размеры в транспортном положении, мм | Цена*4, млн. руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
КС-54713 | Ивановская марка | БАЗ-80311 (6х4) | Cummins, 285 | 10,3…37,8/ 8 | 40/ 3 | 45,8/ 30 | 7418х6690 | 30 000 | 12 140х2523х3900 | Не объяв-ляется |
LTF-1035-3.1 | Liebherr (Германия) | Scania (6х4) | Liebherr, 175*1 | 9,2…30/ 8,6 и 15 | 35,4/ 3 | 45/ 42 | 6420х6200 | 30 400*2 | 10 095х2550х3760 | То же |
GT-40/32 | LUNA (Испания)/ Русбизнесавто | Scania, аналоги (6х4; 6х6) | Mercedes-Benz, 122*1 | 9,5…32/ 8,5 и 15 | 40/ 2,75 | 47/ 36 | 6995х6000 | 28 000*2 | 10 605х2490х3810 | 16,830 |
КС-65719-1К | Клинцовский автокрановый завод | КамАЗ-6540 (8х4) | КамАЗ-740.62, 280 | 11,2…34/ 9 | 40/ 3 | 44,4 / 32 | 5400х6800 | 30 700 | 13 500х2500х3840 | 7,200 |
МКТ-40. | Ульяновский механический завод № 2 | Ford Cargo 3430 (6х4) | Ford, 300 | 9…30/ 6 и 9 | 40/ 3 | н. д./ 26*3 | 5600х5800 | 33 000*2 | 12 195х2496х4130 | 7,000 |
МКТ-40.. | То же | Volvo FE (6х4) | н. д. | 9…30/ 6 и 9 | 40/ 3 | н. д./ 26*3 | 5600х5800 | 33 000*2 | 12 195х2496х4130 | 8,000 |
МКТ-40… | » | КамАЗ-6540 (8х4) | КамАЗ-740.62, 280 | 9…30/ 6 и 9 | 40/ 3 | н. д./ 26*3 | 5600х5800 | 33 000*2 | 12 195х2496х4130 | 5,850 |
КС-65711-01 | Челябинский Механический Завод | МАЗ-6303А3 (6х4) | ЯМЗ-7601.10, 300 | 9,3…27,3/ 8 | 40/ 3,25 | 36/ 30 | 5835х6712 | 26 920 | 10 728х2500х3990 | 7,950 |
КС-65711-02 | То же | «Урал-63685» (6х4) | ЯМЗ-7601.10, 300 | 9,3…27,3/ 8 | 40/ 3,25 | 36/ 30 | 5835х6712 | 27 760 | 10 728х2500х3990 | 7,950 |
КС-65711-03 | » | КамАЗ-6520 (6х4) | КамАЗ-740.61, 320 | 9,3-27,3 / 8 | 40/ 3,25 | 36/ 30 | 5835х6712 | 27 030 | 10 728х2500х3990 | 8,100 |
КС-65720 | Юргинский машзавод | КрАЗ-63221 (6х6) | ЯМЗ-238, 330 | 9,5-28,5 / 8 | 40/ 3,5 | 37,5/ 27 | н. д. | 30 700 | 11 770х2500х3900 | 8,700 |
КС-65720-1 | То же | «Урал-6563» (8х4) | ЯМЗ-7511.10, 400 | 9,5-28,5 / 8 | 40/ 3,5 | 37,5/ 27 | н. д. | 31 600 | 11 770х2500х4000 | 8,900 |
*1 Автономный двигатель.
*2 Включая противовес 5 т у Liebherr и 2 т у LUNA (у МКТ указывается одна «предельная» масса для всех шасси, масса противовеса не известна).
*3 С гуськом 6 м.
*4 Цены ориентировочные, могут отличаться в зависимости от комплектации и региона.
В освещаемом статьей сегменте автокранов иностранные марки по отмеченным выше причинам представлены слабо, но отыскать при желании пару моделей соответствующих параметров, официально поставляемых в Россию, можно. Европейские машины прежде всего отличаются от российских наличием автономного двигателя для крановой установки. Компания «Русбизнесавто» представляет интересы испанской фирмы LUNA и предлагает 40-тонный кран с четырехсекционной стрелой длиной 32 м и гигантским гуськом 15 м из двух частей на 3-осном шасси Scania или MAN. Максимальный вылет без удлинителя – 28 м, 40 т кран отрывает от земли на вылете 2,75 м, на длине первой секции 9,5 м. Выдвижные опоры с гидроприводом и дублированием управления из кабины крановщика, которая, разумеется, комфортабельная, с механизмом наклона до 20°. При половинной загрузке допускается одновременное выполнение четырех операций. Двигатель привода Mercedes-Benz, 122 л.с. Рабочая зона – полный круг, ограничение по силе ветра – 9 м/с. Стандартный противовес 2 т перевозится на кране. Также стоит обратить внимание на компоновку: ОПУ располагается точно посередине между мостами задней тележки, все-таки в Европе строго следят за распределением нагрузок на ось. И хотя на Западе марка LUNA считается чуть ли не бюджетной машиной, у нас сегодня это выливается в очень дорогое удовольствие, целый парк ивановских 16-тонников в упрощенной модификации! Правда, друг на друга их не поставишь и всех к одному грузу не подцепишь.
У немецкого концерна Liebherr 40-тонных кранов на автомобильном шасси нет, просто там почему-то избегают целых десятков. Поэтому автокраны LTF г/п 35 т на 3-осном и г/п 45 т на 4-осном носителе вполне логично включить в этот обзор. Стрела у германского 35-тонника короче, чем у испанской машины, на 2 м, а гусек такой же огромный. Уже из этого можно сделать вывод, что педантичные немцы явно занижают возможности своей машины. Причина этого очевидна. Не стоит думать, что «жадные» предприниматели живут только в России, на Западе тоже немало желающих выжать из техники все соки, а в данном случае перегрузить. Кран выйдет из строя от неправильной эксплуатации, но имидж-то марки все равно пострадает. Так что для них такая «защита от дурака» важнее рекламных уловок. Также им необходимо соблюдать развесовку по осям, а ни один уважающий себя европеец не будет возить балласт отдельно. Самый тяжелый противовес для LTF 1035 – 5 т, и с ним общая масса автокрана чуть более 30 т, для модели 1045 – 9 и 38 т соответственно. И без четвертой оси при такой массе никак не обойтись. Обе модели существенно унифицированы, применяется один двигатель привода установки собственного изготовления, 175 л.с. Что добавить, если тот же мотор работает и на модификации г/п 60 т? Размеры опорного контура одинаковые (два варианта), причем обе пары опор выставляются под непрямыми углами к продольной оси автомобиля, а форма полного контура, таким образом, стремится к квадрату. Зона работы – 360° на всех режимах, и набор из четырех крюков по весовым категориям. В общем, проще всего не мучиться, взять 3-осный LTF 1035, заменить на нем крюк на 40 т и спокойно работать на нем до пенсии или заработать на пенсию, как хотите, а потом еще и завещать его внукам, и нужно для этого всего… Впрочем, цену лучше не называть, чтобы не расстраиваться. Достаточно сказать, что двухлетний 1035 стоит на вторичном рынке примерно 20 млн. руб., а тридцатилетний можно обменять на новый отечественный самосвал.
Перспективы рынка (вместо постскриптума)
Вряд ли стоит ожидать, что, следуя традиции наращивания мускулов, большинство предприятий, эксплуатирующих автокраны, перейдет от машин в 25 т на 40-тонные, как раньше на них они пересели с 16-тонных. Так что взрывного роста продаж по этой позиции не предвидится. А вот то, что постепенно кран г/п 40 т займет большую нишу среди всех выпускаемых 3-осных кранов, это несомненно. Сорокатонник легко бьет младшего брата, ведь при цене в 2 раза большей, по грузовысотным характеристикам на средних высоте и вылете он обходит его в 3…4 раза плюс серьезный запас по максимальной высоте и грузу. Сегодня вам это не нужно? Но кто может быть уверен, что это не понадобится завтра? Автомобильный кран не легковушка и даже не самосвал, его покупают всерьез и надолго. Стоит ли вкладываться в 25-тонник, если в недалеком будущем его некому будет продать, все заменят манипуляторы?! Предприятиям, занимающимся строительством, включая высотное, и сомневаться нечего, разве только над тем, какую марку выбрать. Ну и прокатные конторы, один из перспективных, активно развивающихся сейчас видов бизнеса: легкий компактный и маневренный 40-тонник – ваша тема. Один такой автокран, и парк «малышей» уже не нужен и можно не отбирать хлеб у частников на «воровайках».
Маркетинг, как известно, штука сильная, и если когда-нибудь ученые-физики отважатся изучить отдельные рекламные вирши, то засомневаются в верности идей Эйнштейна. Во всяком случае, «все относительно» воспринимается у нас буквально. Взять хотя бы злосчастный грузовой момент. Простой пример: Liebherr LTF 1045 поднимает 45 т на вылете 2,5 м, и это при противовесе в 9 т! Получается 112,5 тс.м, а с учетом 10%-ного запаса выходит 123 тс.м. После этого комментировать величины грузового момента, заявляемые всеми российскими краностроителями, кроме «Ивановской марки», для своих 40-тонников, не имеет смысла, так как при тех же условиях грузовой момент в 150 тс.м, например, соответствует 60-тонному крану! Вместо этого покупателям необходимо внимательно изучить грузовысотные характеристики машины по диаграмме, обязательно уточнив, какой в данном случае используется противовес и каков реальный рабочий сектор. И телескопируемый груз тоже надо требовать вносить в график, а не писать просто «до стольких-то тонн». Еще необходимо помнить, что «правильно» приложенная сила к подходящему рычагу, да еще при попутном ветре в любом случае перевернет автокран. И никакие опоры и электроника здесь не помогут – европейская статистика опрокидываний тому подтверждение.