Тяжеловозы из Зауралья

В. Васильев

Из своей более чем полувековой истории Курганский завод колесных тягачей имени Д.М. Карбышева (в настоящее время – ОАО «Русич») свыше 40 лет занимается разработкой и выпуском колесной техники тяжелого класса. Долгое время предприятие являлось крупным поставщиком мощных транспортных машин для оборонного комплекса страны. В настоящее время производственная программа завода больше ориентирована на продукцию гражданского назначения. Многоосные тягачи и шасси активно применяют при выполнении транспортных и технологических операций, в строительстве, в различных отраслях промышленности, и прежде всего в нефтегазовом комплексе.

КЗКТ-7428-011 с трехосным полуприцепом КЗКТ-93883

Постоянно возрастающие требования к повышению мобильности техники и вооружений привели к тому, что в 1990 г. тягачи семейства МАЗ-537, которые в Кургане выпускали с 1963 г., сменило новое поколение транспортных машин: это были четырехосные полноприводные тягачи серии КЗКТ-7428. Тогда же для их комплектации наладили и производство новой прицепной техники. Основное назначение автомобилей осталось прежним – транспортировка на полуприцепах (в том числе активных) танков, другой тяжелой бронированной техники, крупногабаритных тяжеловесных неделимых грузов, специальных цистерн с разными видами жидкостей и т. п. Агрегатная база КЗКТ-7428 дала «путевку в жизнь» колесным шасси под установку различных надстроек, которые все шире используются в народном хозяйстве. Впрочем, постоянно совершенствуются и сами базовые модели.

Фирменные отличия

Сегодня в производственной программе «Русича» более двух десятков образцов самоходной и прицепной техники. Это автопоезда-тяжеловозы в составе четырехосных седельных тягачей и полуприцепов, балластные тягачи-тяжеловозы для транспортировки прицепов и буксировки самолетов разного типа, семейство специальных шасси, предназначенных для монтажа нефтепромыслового, грузоподъемного и другого технологического оборудования, двухосные полноприводные автомобили для установки роторно-землеройного и путепрокладочного оборудования, автомобили технической помощи для обслуживания, ремонта и эвакуации различной самоходной колесной техники, автопоезда-цистерны вместимостью до 50 м3, самосвальная техника для перевозки насыпных и навалочных грузов.

КЗКТ-7428 в сцепке с трехосным полуприцепом производства «Уралавтоприцеп»

Характерные особенности изделий зауральского предприятия – применение мощных дизельных двигателей, расположенных за кабиной, многоступенчатых трансмиссий с автоматическими коробками передач, постоянный привод всех колес с принудительно блокируемыми межколесными и межосевыми дифференциалами, шины большого диаметра, давление в которых регулируется специальной системой, независимая подвеска, выносливая несущая система. В совокупности это обеспечивает высокие тяговые качества, необходимую проходимость и устойчивость как на минимальной скорости, так и на максимальной. Для привода навесного оборудования предусмотрены механизмы отбора мощности. В свою очередь комфортабельные термо- и шумоизолированные кабины, оснащенные эффективными системами поддержания оптимального температурного режима, возможность установки устройств подогрева узлов и агрегатов позволяют эксплуатировать автомобили практически в любых климатических зонах.

Доминанты

Доминирующее положение в типаже «Русича» по-прежнему занимают четырехосные полноприводные тягачи семейства КЗКТ-7428. Они могут работать в составе автопоездов полной массой от 90 до 125 т, при этом нагрузка на седельно-сцепное устройство достигает 27...30 т. Основа несущей системы внедорожников – прочная лонжеронная рама, к которой крепится большинство агрегатов, механизмов и систем. Машины оборудованы V-образным 12-цилиндровым турбодизелем ЯМЗ-8401.10-14 мощностью 650 л. с., который является основным. С таким двигателем тягач с максимальной нагрузкой может развить скорость до 65 км/ ч и уверенно преодолевать подъемы крутизной до 14°.

Ремонтный агрегат на шасси КЗКТ-8005

Во многом этому способствует и трехступенчатая гидромеханическая коробка передач (ГМП) с блокируемым гидротрансформатором. ГМП агрегатируется с двухступенчатой раздаточной коробкой, передающей крутящий момент на ведущие мосты посредством карданных валов. Привод всех колес, укомплектованных шинами размерности 18.00-24, выполнен постоянным. Подвеска четырех передних колес независимая. Она включает поперечные рычаги, торсионные упругие валы и гидравлические амортизаторы. Зато два задних моста связаны с рамой только с помощью продольных балансиров, и это дает возможность увеличить нагрузку на седло. В рулевое управление включен мощный гидравлический усилитель, а тормозная система снабжена раздельным пневмогидравлическим приводом. Просторная кабина вмещает экипаж из шести человек. Задний ряд сидений легко трансформируется в два спальных места. Система отопления снабжена парой независимых обогревателей. За дополнительную плату можно получить кондиционер. В результате появилась возможность эксплуатации автомобиля в климатических условиях с перепадами температур от –50 до +50 °С. Высокую профильную проходимость обеспечивает полуметровый дорожный просвет. Неудивительно, что автомобили могут преодолевать брод глубиной 1,1 м.

По желанию заказчика тягач укомплектуют рядным 6-цилиндровым 650-сильным турбодизелем Cummins KTTA19-C650, автоматической коробкой передач фирмы Allison или ZF. Такой модификации в отличие от базовой модели КЗКТ-7428-011 присвоен индекс КЗКТ-7428-013. В свою очередь машины с обозначением КЗКТ-74281 отличаются от основного образца наличием лебедки с тяговым усилием 15 тс и тросом длиной 100 м. Модификацию КЗКТ-7428-012 оснащают двигателем Д12А-525А мощностью 525 л. с., который также применяют на автомобилях МАЗ-537, МАЗ-543 и их модификациях.

Шасси КЗКТ-8014 с установленным на нем агрегатом для ремонта скважин

На базе седельного тягача КЗКТ-74281-012 освоен выпуск машины технической помощи МТП-А4 для использования в Вооруженных Силах. С ее помощью устраняют повреждения, перевозят запчасти, эвакуируют поврежденную или заглохшую технику методом частичной погрузки или прямого буксирования, вытаскивают застрявшие и опрокинутые автомобили тяжелого класса и т. п.

Нельзя не упомянуть КЗКТ-7428-014 с 650-сильным дизелем ЯМЗ-8401.10-07, оснащенный коником. Он работает в составе автопоезда грузоподъемностью 50 т с двухосным прицепом-роспуском КЗКТ-9003, который предназначен для перевозки с максимальной скоростью до 65 км/ ч длинномерных, до 24 м, круглых грузов, например труб диаметром до 1420 мм. Для версии КЗКТ-74286-014, оборудованной 500-сильным двигателем ЯМЗ-240НМ-1Б, максимальная скорость ограничена 55 км/ч. Вместе с тем специальный балластный тягач КЗКТ-74282 отлично адаптирован для транспортировки прицепов полной массой до 75 т по дорогам с твердым покрытием и 200-тонных самолетов на аэродромах, расчистки завалов способом прямой буксировки или с помощью лебедки, развивающей усилие 15 тс.

Многоосные универсалы

Унифицированные с тягачами многоцелевые шасси КЗКТ-8005 и КЗКТ-80052 (8х8) предназначены для использования в качестве транспортной базы при монтаже бортовых платформ, емкостей для перевозки пищевых продуктов и топлива, различного оборудования (технологические агрегаты для нефтегазодобычи, крановые установки, и т. д.). Все это стало возможным благодаря вместительному грузовому отсеку длиной от 7360 до 8020 мм и полезной нагрузке 27 т.

Балластный тягач КЗКТ-74282

Энергетические потребности удовлетворяет дизель ТМЗ-8424.10-05 мощностью 425 л. с., а для привода технологического оборудования имеется независимый отбор мощности от двигателя и механизма, размещенного на раздаточной коробке. Укороченная кабина в этом случае вмещает только двух человек. Запас хода составляет 900 км. КЗКТ-80051 снабжен бортовой платформой размерами 7500х2600 мм, рассчитанной на перевозку 24 т груза.

Еще более впечатляющие характеристики у пятиосных шасси КЗКТ-8014 и КЗКТ-8014-01 с колесной формулой 10х8. У них длина грузового отсека достигает 9160 мм, а грузоподъемность – 40 т. Машины по желанию клиента оснащают отечественным дизелем ТМЗ-8424.10 мощностью 470 л.с. или 475-сильным американским двигателем Cummins N14-C-475. Функциональные возможности автомобилей данного типа таковы, что на них можно устанавливать крупногабаритные вышки для бурения, ремонта и обслуживания нефтегазовых скважин. Специалисты завода создали также трехосное полноприводное шасси грузоподъемностью 13 т.

По пути узкой специализации

Важное место в производственной программе ОАО «Русич» занимают 20-кубовые автоцистерны АЦ-20-8005 и АВЦ-20-8005 (8х8), которые изначально проектировали для перевозки соответственно светлых нефтепродуктов и технической воды. Емкости для жидкостей выполнены из конструкционной или нержавеющей стали. Для наполнения цистерн предусмотрены горловины большого диаметра, напорные всасывающие рукава и внешние либо собственные насосы. Опорожнение нефтепродуктов производится с помощью собственных, внешних насосов или самотеком. В то же время вода сливается самотеком или посредством внешнего насоса. Ярославские дизели мощностью 425 л.с. обеспечивают автомобилям полной массой 50 т скорость до 60 км/ч.

Длиннобазовое шасси КЗКТ-8014

Одной из новейших разработок курганских специалистов стал четырехосный полноприводный самосвал КЗКТ-6531 грузоподъемностью 25 т. Наибольшую эффективность автомобиль с отменной проходимостью и подвижностью на бездорожье показывает при отсыпке дорог и площадок под нефтегазовые скважины. Его грузовая платформа ковшового типа успешно противостоит воздействию всех видов загружаемых грунтов и скальным породам. Для опрокидывания самосвальной установки гидравлическому приводу требуется не более 30 с. Заказчикам предлагают остановить внимание на двух типах двигателей – 500-сильном дизеле ЯМЗ-240 НМ-1Б или таком же по мощности двигателе ЯМЗ-240 НМ2.

В арсенале предприятия есть специальный колесный тягач КЗКТ-538ДК (4х4), который используют для установки разнообразного землеройного оборудования. V-образный 375-сильный дизель, полноприводная схема и многоступенчатая трансмиссия обеспечивают ему солидные параметры проходимости. Глубина преодолеваемого брода достигает 1,2 м, преодолеваемый подъем – 20°, тяговое усилие – 16 тс. Созданный на базе этого тягача роторный бесковшовый экскаватор ТМК-2 снаряженной массой 27,2 т предназначен для рытья траншей разного профиля и конфигурации в мерзлых и талых грунтах. Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование расширяет диапазон применения, позволяя производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т. п. Возможна установка оборудования для создания путепрокладчика ПТК-2. С его помощью прокладывают колонные пути, обеспечивающие продвижение техники по бездорожью, а также ведут подготовку и содержат дороги, расчищают их от снега.

Полуприцепы-тяжеловозы

Машина технической помощи МТП-А4

Как отмечалось выше, на «Русиче» освоен выпуск гаммы полуприцепов-тяжеловозов для работы с седельными тягачами собственного производства. Семейство двухосных полуприцепов КЗКТ-9101 грузоподъемностью до 50 т включает базовую модель для перевозки двух контейнеров типа 1СС, 1С (полезная длина платформы 9660 мм) и модификацию КЗКТ-91012 с удлиненной до 13 670 мм рабочей площадкой. Полезная нагрузка полуприцепов КЗКТ-93881 и КЗКТ-93882 увеличена до 65 и 60 т соответственно, повышена и максимальная скорость движения. Трехосные «родственники» этих моделей КЗКТ-93883 и КЗКТ-938832 с платформой длиной 10 520 и 14 900 мм соответственно рассчитаны на перевозку грузов массой до 80 т. На всех прицепах сзади предусмотрены откидные трапы для погрузки тяжелой самоходной техники. Подвеска осей балансирная, есть также гидравлические опоры.

Узлы и агрегаты КЗКТ-9101 и КЗКТ-7428 взяты за основу полуприцепа-цистерны ППЦ-50 вместимостью 50 м3 для перевозки светлых и других типов нефтепродуктов. Такой образец выпускает российский завод «Старт» (г. Долматово). Для загрузки углеводородных жидкостей служат горловины диаметром 500 мм и напорно-всасывающие рукава.

У газовиков и нефтяников неплохим спросом пользуются автопоезда КЗКТ-9003 и КЗКТ-90031, состоящие из седельных тягачей, оснащенных кониками, и двухосных прицепов-роспусков. В таком составе они перевозят по всем видам дорог и бездорожью трубы диаметром 1420 и 3000 мм, длина которых достигает 24...25 м, а масса – от 50 до 65 т.