Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин

В статье мы рассмотрим главным образом вопросы смазки узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин.

Смазка узлов подшипников, зубчатых и шлицевых соединений и сопряжений необходима для снижения контактных напряжений, уменьшения сил трения и износа деталей, отвода тепла (выделяющегося при трении), защиты от коррозии и наклепа, для выноса твердых частиц с поверхности трения. Система смазки должна обеспечить подвод к деталям необходимого количества смазочных материалов. Тип применяемых смазочных материалов определяется условиями эксплуатации механизмов, потребной вязкостью, типом подшипников и т. д.

Применяемые сегодня на карьерных машинах системы смазки подразделяются на индивидуальные и централизованные. При индивидуальной схеме смазка подводится к каждой трущейся паре отдельно от расположенного рядом смазочного устройства. При централизованной схеме группа отдельных рабочих пар смазывается одним общим устройством. По времени действия системы смазки подразделяются на периодические (к этому типу относится и ручная смазка) и непрерывные (автоматические), по способу подачи смазки – на принудительную и самотечную.

Смазочные материалы представляют собой как жидкие масла, так и пластичные (консистентные, густые) смазки. Масла в зависимости от вязкости принято подразделять на легкие, средние и тяжелые (высоковязкие). Смазки по назначению подразделяются на универсальные, индустриальные, автотранспортные. Данное деление сохранилось еще с середины прошлого века и, в общем, определяет область применения смазочных материалов.

Смазка должна предотвращать сваривание и адгезию (прилипание) рабочих поверхностей, особенно при больших контактных нагрузках. У карьерного экскаватора большие контактные нагрузки зарождаются в редукторах рабочих лебедок, в механизме поворота (пара зубчатый венец–шестерня), в канатах при обхвате барабанов и блоков, в механизме хода (шагания), седловых подшипниках и т. д. Для деталей этих механизмов, движущихся с небольшой скоростью относительно друг друга и с большой нагрузкой, применяют более вязкие, но способные выдерживать большие контактные нагрузки смазочные материалы, например графитовую смазку, частицы графита в которой обеспечивают смазываемость при огромных контактных нагрузках между трущимися поверхностями. Недостаточно вязкий смазочный материал выжимается из зазора между поверхностями трения, толщина масляной пленки уменьшается до полного разрыва, приводя к сухому трению. Наоборот, чем выше скорость и ниже нагрузка (первые ступени редукторов), тем меньше должна быть вязкость масла, чтобы оно успевало «смачивать» и «растекаться» по контактным поверхностям. В редукторах смазывание осуществляется путем разбрызгивания масла.

Перечень применяемых смазок
Марка смазки Температура
каплепадения, °С
Рабочий диапазон
температур, °С
УСсА (графитовая)
77
–20… +60
Литол 24
180
–40…+120
Лита
170
–50…+100
Морозостойкая ЦИАТИМ-210
175
–60…+90
Канатная 39у
65…75
–25…+50
Торсиол-35Э
65…80
–35…+50

Летом для смазывания применяют более вязкие смазочные материалы, чем зимой, а в условиях особо низких температур – масла с очень низкой вязкостью, чтобы компенсировать загустевание.

Когда в результате износа зазоры в парах трения увеличиваются, рекомендуется переходить на смазку более вязкими маслами по сравнению с применявшимися в новом механизме во избежание выдавливания масла из зазоров.

При длительной работе масло «стареет» и свойства его ухудшаются главным образом из-за окисления кислородом воздуха, каталитического действия частиц металла, воздействия высокой температуры поверхностей и загрязнения механическими примесями.

Периодичность замены смазки в отдельных узлах трения зависит от конкретных условий эксплуатации и характеристик смазочного материала.

Уровень масла в редукторах необходимо проверять ежедневно и при необходимости обязательно доливать масло. Зубчатые передачи и подшипники механизмов напора, подъема, тяги (для экскаваторов ЭШ), вспомогательных механизмов смазываются разбрызгиванием. Смазка зубчатых передач редукторов поворота, хода – принудительная, с помощью насосных установок.

Все точки густой смазки, имеющие пресс-масленки, смазывают с помощью пистолета от станции смазки или с помощью ручного шприца-нагнетателя. Направляющие засова днища ковша, шарниры механизма торможения днища ковша и петли днища поливают отработанным трансмиссионным маслом. Графитовую смазку наносят на поверхность балок рукояти, поверхности качения роликового круга вручную.

Зубчатые передачи в карьерных экскаваторах передают значительные нагрузки и подвержены разрушению вследствие ряда причин

Типы масел, рекомендуемых к применению на карьерных экскаваторах ЭКГ и ЭШ:

  • трансмиссионное (зубчатые передачи редукторов подъема, тяги, напора, поворота, хода) – ТЭп-15, ТАп-15В, ТСп-10, ТАД-17, Нигрол Л, ИРП-150;
  • консистентные смазки – УСсА (графитовая – бегунковая шестерня, зубчатый венец, роликовый круг, балки рукояти, зубчатые рейки);
  • Литол 24, Лита, ЦИАТИМ-201 (роликовые подшипники валов отдельных ступеней редукторов и блоков, цапф, осей блоков, втулок);
  • канатная 39У, Торсиол-35Э (канаты).

В южных районах России можно применять для смазки цилиндрических редукторов летом Нигрол Л или ИРП-150, для червячных редукторов – ИРП-150. Для районов Севера зимой для цилиндрических редукторов рекомендуется масло ТСп-10, для червячных редукторов – осевое «З», а в районах Крайнего Севера для ванн цилиндрических редукторов – масло ТСп-10 всесезонно. Заменители ТСп-10 летом – масло ТЭп-15 или ТАП-15В, зимой – смесь ТЭп-15 или ТАП 5В с 7…10% арктического дизельного топлива. Для смазки подшипниковых узлов трения рекомендуется смазка Лита всесезонно. Заменители смазки Лита: летом – смазка Литол-24, зимой – ЦИАТИМ-201.

Перечень некоторых применяемых масел
Марка масла Вязкость сСт, при температуре Температура
застывания, °С
50 °С 100 °С
ТЭп-15
15
–18
ТАп-15В
15
–20
ТСп-10
10
–40
Нигрол Л
30
–5
ИРП-150 (для червячных механизмов)
140…150
н. д.
–10
Осевое «З»
Не ниже 22
н. д.
–40

Периодичность замены масел в ваннах редукторов составляет 2 раза в год, расход консистентной смазки – по необходимости, в результате ежесменного осмотра машины. Расход смазки на канаты рабочих лебедок определяется периодичностью смазки, обычно каждые 240 часов работы, канаты подвески стрелы смазывают через каждые 6 месяцев. Канатная смазка должна быть достаточно липкой, чтобы не отслаиваться от каната при работе, не должна высыхать и разрушаться под воздействием солнечного излучения, смываться при осадках. Канатную смазку перед нанесением следует подогреть, чтобы обеспечить лучшее проникновение между прядями каната, и, естественно, канат должен быть очищен от грязи и старой смазки.

Зубья со следами абразивного износа из-за недостаточной смазки

Замену жидких масел при переходе с летнего режима на зимний и наоборот следует производить осенью или весной при температуре от 0 до –5 °С, замену густых смазок в автоматических системах смазки – при температуре 2…6 °С. Обогрев редукторов поворота, напора, ходовых редукторов и станций густой смазки следует включать при температуре не выше –5 °С, но при работе (обычно при передвижении) экскаватора с уклоном более 5° обогреватели должны быть отключены.

В настоящее время на рынке появились новые марки масел и консистентных смазок зарубежного производства. Новые масла могут отличаться от традиционных помимо прочего ослабленным воздействием на окружающую среду. В любом случае применять новые смазочные материалы можно лишь после изучения их свойств.

компании по теме статьи
компании по теме статьи