Техника для карьеров: искусство выбора (Часть 1)
Задача эта непростая. Необходимо учитывать капитальные и эксплуатационные затраты, экологические и эргономические показатели, фактические сроки службы машин, вопросы безопасности, причем проводить подробный анализ нужно применительно к особенностям конкретного месторождения.
При выборе оборудования для горнодобывающего предприятия существует много факторов, которые надо учитывать для уверенного выбора конкретных моделей при формировании парка горнотранспортных машин. Даже опытный специалист, располагающий соответствующими знаниями и необходимой информацией, испытывает сложности при выборе конкретной модели. Причина – разнообразие целей, предъявляемых потребителями техники, большое количество производителей техники и моделей машин, имеющих сопоставимо равные технические характеристики. Возникают трудности экономического обоснования выбранного варианта из-за сложности точного расчета затрат на эксплуатацию, которая превышает стоимость машины в 2–5 раз за период эксплуатации.
Существующий рынок горного оборудования предлагает большое количество машин и их моделей. Например, карьерные автосамосвалы выпускают более 20 компаний, с количеством моделей от единиц до нескольких десятков. Но в целом в мире основными можно назвать не более 10–15 компаний, которые пользуются особой популярностью в горнодобывающей отрасли.
Выбор обоснованных критериев для принятия решений основывается на методах оптимизации, многие из которых сводятся к поиску максимума эффективности при минимуме затрат, что является, как правило, конечной целью. Говоря о значимости отдельных факторов в оценке горной техники, уместно привести данные опросов, проведенных специалистами фирмы Caterpillar. Они выявили, что 76% представителей горнодобывающих предприятий на первое место ставят производительность и высокий уровень технической готовности, определяемый надежностью; 63% особое значение придают долговечности и уровню дилерского обслуживания; 44% выделяют цену продукции и уровень обеспеченности запасными частями; 20–35% считают очень важными продолжительность рабочего цикла, возможность самостоятельного проведения капитального ремонта, наличие комфортных условий для работы оператора, продолжительность гарантийного срока, сроки амортизации, уровень эксплуатационных затрат, а также престижность фирмы-изготовителя.
При выборе оборудования основными можно считать следующие факторы.
- Техническая надежность и долговечность.
- Высокая производительность и большая единичная мощность.
- Качественное дилерское обслуживание.
- Стабильность поставок запасных частей, их высокое качество и ценовая доступность.
- Общая стоимость владения.
- Возможность унификации применяемого оборудования.
- Соответствие природным и климатическим условиям данного месторождения.
- При закупках оборудования желательно пользоваться услугами консультантов.
Можно отметить, что в первой половине 2000-х годов конъюнктура российского рынка серьезно изменилась: бизнес перестал ориентироваться исключительно на цену и стал тщательно просчитывать эксплуатационные расходы, включая стоимость сервиса спецтехники и запасных частей, – и производительность как стоимость перемещения материалов.
Теперь подробнее о каждом из факторов, влияющих на выбор оборудования.
Техническая надежность и долговечность
Высокая надежность предполагает не только надлежащий уровень технической готовности, но и минимальный объем потребления запасных частей, продолжительную безаварийную службу основных узлов и агрегатов. Особое значение этот фактор имеет при работе на удаленных и труднодоступных месторождениях.
Большинство горных компаний ориентируется на оборудование ведущих мировых фирм – Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Volvo, Liebherr. Некоторые предприятия, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, отдают предпочтение южнокорейским (Hyundai, Doosan) и китайским производителям, которые в большинстве своем копируют американское и японское оборудование. При выборе карьерных самосвалов значительное количество российских предприятий ориентируются на «БЕЛАЗ» – белорусский гигант по производству карьерных машин. В России немного предприятий, выпускающих оборудование для горнодобывающей промышленности: три завода по производству бульдозеров: «Промтрактор» (бренд «ЧЕТРА»), «УРАЛ-ТРАК», «ДСТ-УРАЛ») и два экскаваторных завода, объединенных в Группу «УЗТМ-КАРТЭКС». В нее входят екатеринбургский ПАО «Уралмашзавод» и санкт-петербургский ООО «ИЗ-Картэкс им. П.Г. Коробкова». В России локализованы зарубежные заводы спецтехники: совместное российско-американское предприятие «РМ-Терекс» и четыре завода спецтехники всемирно известных брендов: Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Volvo, основной продукцией которых являются небольшие экскаваторы и карьерные самосвалы.
Коэффициент технической готовности оборудования Caterpillar и Komatsu составляет 0,92–0,95, южнокорейского – 0,80–0,85. Показатель наработки на отказ китайского оборудования несколько ниже, а российское оборудование уступает лучшим образцам из Китая.
Сроки службы американского и японского оборудования достигают 17–25 лет, отечественного 5–20 лет (в зависимости от типа оборудования и условий эксплуатации). При этом следует учесть, что горнотранспортное оборудование российского производства наиболее эффективно работает в течение первых 3–5 лет, в дальнейшем резко возрастает его аварийность, простои. Исключением являются отечественные карьерные тросовые экскаваторы и драглайны, которые работают устойчиво и безаварийно. Многолетний опыт предприятий, работающих в суровых северных условиях, подтверждает, что наши тросовые экскаваторы работают дольше зарубежных аналогов и менее прихотливы в работе и обслуживании.
Особый разговор о китайском оборудовании
Спецтехника из КНР стала появляться на российском рынке в 1990-е гг., когда и Россия, и Китай встали на рыночный путь развития (который вывел китайскую державу в ведущие экономики мира, а Россию низверг к уровню «развивающихся» стран). С тех пор количество машин из Поднебесной на необозримых российских просторах год от года росло, а вместе с ним множились и мифы, касающиеся этой техники. Одним из основных мифов является низкая надежность китайского оборудования. Это утверждение растет из времен «дикого рынка» 1990-х гг., когда спецтехнику из КНР отечественные торговые компании начали массово ввозить в Россию – прежде всего ту, что подешевле: бывшую в употреблении и рассчитанную исключительно на внутренний рынок Китая, переживавшего строительный бум. Эксплуатационные характеристики тех машин были, нужно сказать, соответствующими и надолго подпортили КНР репутацию надежного поставщика. Техника сомнительного качества по очень низким ценам, никому не известная за пределами Китая, усилиями недобросовестных торговых компаний массово проникала в Россию на рубеже веков (она иногда встречается и сейчас, но спросом уже не пользуется: слишком свежи воспоминания о том, как дорого впоследствии обходится техника, купленная по сверхнизкой цене).
Отошли в прошлое и низкие цены на китайскую технику. Ведущие машиностроительные компании стали комплектовать выпускаемое оборудование деталями и узлами проверенных мировых брендов, в ряде стран из-за протекционистских мер разница в стоимости между китайской и местной техникой становится меньше. Можно говорить о том, что оборудование из Китая все-таки более дешевое – за счет низких цен на энергоносители и рабочую силу. Вместе с тем заявлять о том, что китайская продукция в полной мере соответствует лучшим мировым стандартам, будет неверно, хотя ее качество сильно выросло за последние 10–15 лет: до мировых стандартов качества дотягивают далеко не все представленные на рынке образцы.
Сегодня техника ведущих китайских производителей проходит тщательную проверку на всех этапах производства, а затем целый комплекс испытаний на прочность и соответствие правилам, установленным Европейской экономической комиссией ООН. В комплексную проверку машин, экспортируемых в Россию, входят тесты на соответствие стандартам РФ. Несмотря на то, что некоторые модели спецтехники из Китая выходят в России на лидирующие позиции, работать производителям этой техники и их представителям, занимающимся сервисом в нашей стране, пока есть над чем – в частности, над поставками запасных частей. Если в европейской части России и на прилегающих к КНР территориях оригинальные комплектующие для китайских машин можно приобрести без особых проблем, то в ряде других регионов запчасти придется заказывать и ждать. Хотя нужно отметить, что производители с этой ситуацией серьезно работают, создавая все новые сервисные центры, при которых имеются склады со всеми запчастями, и ситуация с обеспеченностью «китайцев» комплектующими сегодня в разы лучше, чем была семь или десять лет назад.
При этом опытные механики предпочитают все жидкости в новоприобретенном оборудовании заменять сразу после покупки по причине низкого качества производимых в КНР масел. Обращают внимание и на проводку: качество проводов, используемых в Китае, ниже, чем у техники, сделанной в Европе или Северной Америке, поэтому в местах, особенно подверженных внешним воздействиям, проводку стараются заменить.
В целом же, приобретая технику известной марки, изготовленную в Китае, российский покупатель вполне может рассчитывать на ее достаточно высокое качество и хорошие эксплуатационные характеристики, причем по цене более низкой, чем цена аналогичной техники от мировых лидеров рынка. Именно это и делает китайскую спецтехнику привлекательной во многих странах мира, включая Россию. Если же говорить о долговечности китайского оборудования, то время для этого еще не настало – прошло не так много лет, как оно появилось на горных полигонах. Но в целом уже ясно, что сроки службы в 15–20 лет «китайцам» пока недоступны. Но в связи с ее относительно невысокой ценой многие потребители считают, что за 3–5 лет первоначальные затраты окупятся.
Большое значение имеет состояние инфраструктуры в районе эксплуатации техники. Так, наличие хороших дорог позволяет оптимизировать систему технического обслуживания, снизить затраты на складирование запчастей, проводить сервисные работы в штатном режиме. В то же время значительная часть горных предприятий России расположена в труднодоступных районах, куда доставка материально-технических ресурсов осуществляется по зимникам в ограниченный период времени. В этих случаях целесообразно отдавать приоритет максимальной технической надежности: ведь из-за небольшой поломки мощная машина стоимостью в миллионы долларов может простоять многие месяцы в ожидании запчастей, и кажущаяся выгода от приобретения более дешевого аналога обернется крупными потерями.
Высокая производительность и большая единичная мощность
Для обеспечения максимальной производительности горного оборудования надо тщательно изучать условия, в которых ему предстоит работать. Как правило, техника одной мощности различных компаний имеет примерно равную производительность при работе в одинаковых условиях. Но имеется масса нюансов. Так, при погрузке взорванной горной массы предпочтение надо отдавать карьерным экскаваторам при сравнении с мобильными колесными погрузчиками – усилие внедрения ковша у экскаваторов значительно выше, а погрузчик даже большой мощности проиграет, и с ним для поддержания забоя в рабочем состоянии придется держать тяжелый бульдозер. На механическом рыхлении пород, особенно в условиях Крайнего Севера, лучше себя зарекомендовали японские бульдозеры Komatsu (D375, D475), чем их американские аналоги D10T и D11T. Но на транспортировке горной массы лучшие характеристики за «американцами» за счет более высоких скоростей. Если предстоит перевозка больших объемов грузов по дорогам хорошего качества, то стоит подумать о покупке самосвала с жесткой рамой. Но если это местность со сложным рельефом на только осваиваемом карьере, то эффективнее может стать использование самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой.
Большая единичная мощность оборудования в условиях существенного роста оплаты труда квалифицированного персонала позволит сэкономить на зарплате, техническом обслуживании и упростит организацию работ.
Качественное дилерское обслуживание
В мире появляется все больше нового оборудования, повышается его сложность, ускоряются процессы модернизации техники. Горному предприятию становится труднее обеспечивать надлежащее техническое обслуживание и ремонт. Резко увеличиваются капиталовложения в ремонтно-механическую базу, склады запасных частей, возрастает стоимость обучения обслуживающего персонала, что в конечном счете негативно отражается на себестоимости продукции. Кроме того, техническая политика в области планирования методов проведения сервисных и ремонтных работ нередко имеет субъективный характер и зависит от квалификации руководителей ремонтных служб, что не всегда совпадает с рекомендациями изготовителей оборудования и в конечном счете приводит к уменьшению надежности и срока службы техники.
Выход из положения давно найден. Во всем мире и мелкие, и крупные горные предприятия занимаются своим прямым делом – добычей полезных ископаемых, а вспомогательные работы обеспечивают специализированные фирмы. Создание сервисных центров – это не дань моде. Профессиональное обслуживание эксплуатируемой горной техники и оборудования, обеспечение их запчастями в короткие сроки, современные технологии ремонта позволят существенно снизить затраты и в итоге себестоимость конечной продукции самого потребителя.
В России большинство компаний занимается только сервисным сопровождением продаваемой техники, которое заключается в том, что представители дилера (очень редко завода-изготовителя) оказывают техническую и консультационную помощь в эксплуатации техники, занимаются поставкой ЗИП. Но полный пакет сервисных услуг – это техническое обслуживание, которое включает диагностику, консалтинг, оперативное обеспечение ремонтной службы запасными частями, постоянный мониторинг технического состояния, модернизацию оборудования, обучение персонала и т. д. Если подрядчик оказывает сервисные услуги в полном объеме, то оборудование работает максимально эффективно с высоким коэффициентом технической готовности. Со своей стороны фирмы-изготовители не меньше заинтересованы в том, чтобы их техника работала безотказно: это позволяет иметь высокий рейтинг на рынке продаж.
Серьезным подходом к сервисному обслуживанию отличается компания Caterpillar, которая на территории России и стран СНГ располагает широкой сетью дилерских центров. Они предлагают полный спектр услуг по материально-техническому обслуживанию. Заключив договор на полное техническое обслуживание, потребитель получает возможность прогнозировать уровень производственных затрат. При этом отпадает необходимость в планировании, финансировании и поддержании запасов запасных частей, приобретении технологического инструмента, стендов, приспособлений, в содержании и обучении сервисного персонала. Вместо этого предприятие может сконцентрировать силы и средства на ведении горных работ, снизить производственные и финансовые риски, зная, что сроки службы узлов, агрегатов и машин в целом будут максимальными.
Для организации качественного сервиса необходимо прежде всего грамотно составить договор-соглашение между клиентом и дилером компании. Контракты могут включать различный объем работ – от профилактического обслуживания до комплексных гарантий эффективной работы техники по соотношению «стоимость – производительность».
Многие горные предприятия работают в труднодоступных районах, до которых добираться приходится по нескольку дней. В этом случае дилерское обслуживание не всегда может обеспечить своевременное обслуживание клиента, поэтому компании вынуждены создавать собственные службы.
Наиболее сложно обстоят дела с обслуживанием китайского оборудования. Еще лет десять назад от большинства компаний было сложно добиться даже качественной технической документации. А уж об оптимальном взаимодействии между покупателем и дилером, которое обеспечило бы максимальную производительность оборудования и минимальные эксплуатационные затраты, речь даже не заводили. Сейчас положение меняется, но это касается только известных компаний: Shantui, Shehwa-HBXG, Peng Pu, Zoomlion, XCMG, XEMC, NHL и некоторых других. Дилеры составляют договоры индивидуального характера, в которых в зависимости от потребностей затраты пользователя могут быть представлены фиксированными ежемесячными платежами или иной суммой, основанной на фактически отработанном оборудованием времени, предоставляется полный комплект технической документации – руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и запасным частям. Существенно облегчает работу использование электронных носителей, учитывая, что изготовители техники ежегодно вносят изменения в конструкции, меняют нумерацию запчастей и т. д.