Чтобы легче дышалось

Л. Малютин

На столичных улицах все чаще встречаются автобусы с надписью: «Экологически чистый транспорт». По программе оздоровления воздушного бассейна города, одобренной Правительством Москвы в 2001 г., автопарки получили около 3,5 тыс. автобусов с двигателями Еuro 2 и Еuro 3. Бoльшая доля из этого числа приходится на автобусы ЛиАЗ с двигателями Caterpillar.

Корпорация Caterpillar приступила к созданию нового направления бизнеса в России – продвижению двигателей для автобусов и грузовых автомобилей задолго до московской экологической программы: в 1993 г. Прежде всего определились со стратегическим партнером, не только готовым работать с Caterpillar, но и способным обеспечить массовое производство. По ряду причин (развитое производство с большим потенциалом роста и близость к крупнейшим рынкам – Москве и Московской области) по автобусному направлению выбор пал на Ликинский автобусный завод, ныне ООО «Ликинский автобус». Как раз в то время в Ликино ввиду конструктивных недостатков прекратили производство 100-местного ЛиАЗ-5256.00 с двигателем КамАЗ-7408.10 и трехступенчатой ГМП «Львов-3». Комплектация сменившего его автобуса ЛиАЗ-5256 с тем же двигателем и механической КП КамАЗ-141 не устраивала Москву, которая вплоть до 1996 г. продолжала закупать устаревшие, но проверенные временем ЛиАЗ-677М. Руководители завода были готовы работать с поставщиком более надежных импортных комплектующих.

Таким образом, интересы обеих компаний совпали, и в 1995 г. после подготовительного периода Caterpillar поставил заводу пробную партию двигателей. Много времени ушло на инженерно-конструкторские изыскания, испытания, доводку, сертификацию и совместные маркетинговые мероприятия, прежде чем в 1997-м началось серийное производство. Всего за это время завод получил 500 двигателей для автобусов, которые разошлись по регионам страны. Начиная с 1998-го и по 2000 г. поставляли примерно по 100 двигателей ежегодно.

Цех топливной аппаратуры

В Москву первый автобус ЛиАЗ-5256 с дизелем Cat 3116 Еuro 2 и механической КП ZF S6-85 прибыл в 1998 г., и после его успешных испытаний в начале 1999-го поставили еще 79 автобусов. Параллельно проводились испытания ЛиАЗ-5256.25А с ГМП Voith Diwa.2, производство которой освоили в Казани, и в 2000 г. первая партия автобусов вышла на московские улицы.

Значительный прогресс наблюдался в 2001 г., когда только за вторую половину года в Ликино поставили 621 двигатель. ГУП «Мосгортранс» закупило 500 автобусов с двигателями из этой партии. В следующем году с вхождением завода в структуру холдинга «РусПромАвто», развитая система дистрибьюции которого предоставляла уникальную возможность увеличить сбыт, сразу поступило множество заказов. Поставки двигателей начались на регулярной основе по 1000 ед. ежегодно, что позволило согласовать производственные программы Ликинского завода и завода Caterpillar в Гесселесе (Бельгия). Кроме новых возможностей сбыта холдинг мог предложить финансовые ресурсы для разработок и реорганизации производства. «РусПромАвто», наладив систему продаж практически во всех регионах, начал загружать свои производства, а два года назад взял за ориентир стандарт Еuro 3, что особенно важно для организации экспортных поставок.

Ликинский завод продолжал работы по совершенствованию конструкции автобусов. В конце 2002 г. их начали оснащать АБС немецкой фирмы Knorr-Bremse. Уменьшили кабину для увеличения площади передней накопительной площадки, с тем чтобы устанавливать турникет сразу за кабиной. Кроме базовой модели городского автобуса ЛиАЗ-5256 освоили модификации пригородный, школьный, междугородный, для перевозки инвалидов.

Салон ЛиАЗ-62ХХ (ЛиАЗ-15М)

Отечественные сочлененные автобусы повышенной вместимости появились в середине 1990-х, но крупносерийного производства тогда не было. Ситуация изменилась в 2001 г., когда венгерский производитель автобусов Ikarus приказал долго жить и возникла настоятельная необходимость заполнить нишу. В Ликино изготовили два опытных образца со старым индексом ЛиАЗ-6212.00, но в новой комплектации – с продольно расположенным дизелем Cat 3126 Еuro 3 мощностью 300 л.с., ГМП Voith Diwa.3E, ведущим мостом Raba, узлом сочленения Hуbner HF 485, бортовым компьютером и рядом других новшеств. Новую модель продемонстрировали широкой публике на московском автосалоне в 2002 г. К середине 2003-го завод освоил производство «гармошек», и к июню столичные парки получили 40 машин. Всего за 2003 г. было выпущено 255 автобусов ЛиАЗ-6212.00.

В то же время начались работы над низкопольными машинами. Первая модель – 115-местный автобус-соло ЛиАЗ-5292 представили на автосалоне в 2003 г. На него установили двигатель Cat 3116 Еuro 2, агрегатированный с ГМП Voith Diwa.3E, и дисковые передние тормоза. Сочлененный низкопольник ЛиАЗ-6213 пока выполнен в опытном образце. Его отличает обновленный внешний и внутренний дизайн и поперечное расположение дизеля Cat 3126. На стадии испытаний находится и трехосный автобус-соло повышенной вместимости ЛиАЗ-62ХХ, который в 2004 г. также демонстрировался на автосалоне под наименованием ЛиАЗ-15М.

Рабочее место водителя ЛиАЗ-62ХХ (ЛиАЗ-15М)

Как уже говорилось выше, современные модели автобусов ЛиАЗ с двигателями Caterpillar Еuro 2 и Еuro 3 начали поступать в московские парки с 1998 г. и на сегодняшний день составляют бо’льшую часть подвижного состава. Уже накоплен опыт их эксплуатации, обслуживания и ремонта. Так, в 10-м парке ГУП «Мосгортранс» сегодня на линии 106 автобусов ЛиАЗ-5256 с максимальным пробегом 260 тыс. км и 28 ед. ЛиАЗ-6212 с максимальным пробегом 120 тыс. км. Кроме ЛиАЗов работают МАЗ-103, МАЗ-107 с двигателями Renault и MB, один «Волжанин» на шасси Scania, сочлененные автобусы и автобусы-соло Ikarus. Дизели Cat 3116 и 3126 показали себя надежными и неприхотливыми, хотя 260 тыс. км для Caterpillar – пустяк. До сегодняшнего дня не проводили никаких иных работ, кроме регламентных, а в парке строго придерживаются регламента.

По мнению ремонтников, проблемы с этими двигателями, например перерасход масла, могут возникать исключительно по причине неправильной эксплуатации и обслуживания. Чтобы «убить» Caterpillar, надо очень постараться. Не обошлось, однако, без ложки дегтя. Генератор Delco Remy не выдерживает полной нагрузки и высокой температуры в моторном отсеке – выгорает ротор. Тем не менее проблема решена: НИИавтоприборов разработал и начал производство генератора с выходной силой тока 140 А, которым стали оснащать двигатели Caterpillar и Raba. Замена себя оправдала и по надежности, и по цене.

Рабочее место специалиста по электронике

Двигатель Cat 3126 с электронным управлением впрыском – более сложная конструкция по сравнению с простым, но морально устаревшим Cat 3116, который корпорация планирует в скором времени снять с производства, полностью перейдя на поставки в Россию двигателей Еuro 3, а затем и Еuro 4. Электроника связывает двигатель, ГМП, тормозную систему и узел сочленения в единую систему, от этого выигрывает безопасность и экономичность машины. Но если посмотреть с другой стороны, то с каждым новым поколением техники диагностика, поиск неисправностей и способов их устранения усложняются. Требуются все более квалифицированный персонал и сложные и разнообразные системы диагностики. В 10-м парке есть современное оборудование, сделано немало наработок, накоплен уникальный опыт, но проблема подбора персонала и технического оснащения для диагностики двигателей Caterpillar остается открытой. «Разношерстность» подвижного состава ее только усугубляет. Унификация техники в московских автобусных парках уже сегодня дала бы существенный экономический эффект.

Ликинский завод за последние годы поднял качество кузовов и сборки, но «детские болезни» полностью не изжиты. Так, герметичность радиаторов оставляет желать лучшего. Водители, особенно страдающие от профессиональных болезней, не спешат переходить со старого Ikarus’а на новый ЛиАЗ – жалуются на тугой руль и жесткую работу подвески. Возникают также проблемы организационного характера.

Поперечно расположенный Cat 3126 (ЛиАЗ-6213)

Ремонтники парка вынуждены проводить объем работ, который должен быть выполнен еще на заводе: регулировку, протяжку, смазку. Случается и такое, что завод не готов поставить запасные части к системам, которые сам же устанавливает на машину, в частности к АБС фирмы Knorr-Bremse, что вызывает неоправданные простои транспортных средств. В настоящее время эти проблемы решены, Московское представительство компании Knorr-Bremse активно присутствует на рынке и готово поставлять запасные части в полном объеме.

В заключение пожелаем корпорации Caterpillar сосредоточиться на поставках современных двигателей, Ликинскому заводу – поднять качество продукции и уровень сервиса, а ГУП «Мосгортранс» – унифицировать подвижной состав в автобусных парках.