Минский моторный: на рубеже столетия

В. Мамедов

ПО «Минский моторный завод» – крупнейшее моторостроительное предприятие Республики Беларусь. К началу 2000 года оно выпустило более 4-х миллионов дизелей и с каждым годом стремится расширить применяемость своей продукции на новых образцах транспортной, строительной и сельскохозяйственной техники. По существующим в автомобилестроении меркам Минский моторный – предприятие с богатой собственной историей.

Д 260

Строительство завода началось в сентябре 1960 года и длилось два года. В октябре 1962 года появились на свет первые образцы собранных здесь четырехцилиндровых дизелей Д50 для трактора «Беларусь» Т50. В 1963 году началось серийное производство этих моторов, а в следующем, 1964-м, все тракторы «Беларусь» стали комплектоваться дизелями с нового моторного завода.

В 1974 году начато освоение семейства четырехцилиндровых моторов Д240 и их многочисленных модификаций (все с непосредственным впрыском топлива) мощностью от 60 до 85 л.с. В 1983 году на базе Минского моторного завода было создано производственное объединение «Минский моторный завод», в которое вошло несколько предприятий – производителей комплектующих и запчастей.

В результате десяти лет совершенствования базовой конструкции четырехцилиндрового дизеля Д240 его долговечность выросла в несколько раз, удельный расход топлива уменьшился со 173 до 160 г/(л.с. в ч), в два раза снизилась трудоемкость технического обслуживания моторов. Наработки легли в основу нового семейства шестицилиндровых дизелей Д260 – Д265, выпуск которых начался в 1996 году.

Д 245-05

В последнее время в связи с ужесточением законодательства особое внимание уделяется экологическим показателям моторов. В начале 1998 года к испытаниям на получение сертификата Euro-1 были подготовлены десять четырехцилиндровых моделей и шесть шестицилиндровых. Все 16 дизелей успешно прошли аттестационные испытания в Пражском институте по исследованию автотранспортных средств. Задача сегодняшнего дня – получение несколькими типами моторов сертификатов на соответствие нормам Euro-2. И решение этой задачи – дело самого ближайшего будущего.

Минское моторное производство имеет весьма высокий уровень автоматизации и механизации. На ММЗ работают 63 автоматических линии, 1350 станков-автоматов и полуавтоматов, 200 станков с ЧПУ, 35 промышленных роботов. Последние достижения выглядят впечатляюще: на заводе внедрена прогрессивная технология электроэрозионной обработки деталей, штампов и трехкоординатной объемной обработки сложных криволинейных поверхностей деталей литейной оснастки на обрабатывающих центрах.

Д 245.12С

Совершенствуется не только технология, но и выпускаемые заводом двигатели: разработана конструкция и освоено производство модификаций дизеля Д240/243, Д243Л мощностью 80 – 86 л.с. На базе четырехцилиндрового дизеля Д245 с турбонаддувом созданы автомобильные модификации мощностью 105 и 150 л.с. для установки на автомобили типа ЗИЛ-130/131 и ЗИЛ-5301. Разработана конструкция горизонтального шестицилиндрового дизеля Д265 мощностью 200 л.с. для автобусов «Икарус».

Расширяется применяемость дизелей ММЗ: двигатели Д240 и Д245 устанавливаются на гусеничные тягачи-транспортеры Заволжского завода, тракторы Онежского завода.

Успешно применяются дизели Д245 на зерноуборочных комбайнах Таганрогского завода, тракторах ЮМЗ Днепропетровского завода, шестицилиндровые дизели Д260 мощностью 130 – 250 л.с. находят применение на автобусах «МАЗ-Неоплан», погрузчиках Концерна «Амкодор», кормоуборочных комбайнах ПО «Гомсельмаш», экскаваторах Ковровского завода, брянских асфальтоукладчиках и дорожных машинах, павлодарских тракторах и другой технике.

Д 243

В заключение заметим, что упорный труд минчан приносит свои плоды: на протяжение вот уже нескольких лет их моторы остаются едва ли не единственными, имеющими приемлемые для автостроителей характеристики и доступную цену. Объединение Белоруссии с Россией несомненно укрепит позиции минчан на рынке, однако коллеги по отрасли делают все, чтобы впереди маячили отчаянные конкурентные битвы.

ГАЗ постепенно разворачивает производство дизелей с несколько меньшей размерностью цилиндра, но имеющее версии для установки на те машины, которые пока комплектуются минскими моторами; ЗИЛ собирается наладить выпуск прямого конкурента в сотрудничестве с Renault; ЯМЗ уже приготовил четырехлитровую «четверку» и теперь ищет инвесторов для организации производства.

Не будем забывать и о «Рыбинских моторах», чья продукция пока выглядит бледновато. Впрочем, если нашему государству удастся избавиться от экономических обвалов, преследующих его с двухлетней периодичностью, то места в России хватит всем. А конкуренция пойдет только на пользу.