«Малыш» весом 6 тонн

Павел Гаманьков
В начале года ОАО «Амкодор» (г. Минск) приступило к серийному производству не совсем типичной для него продукции – универсального погрузчика на пневматическом ходу с шарнирно-сочлененной рамой. Кто-то спросит: в чем же новинка, если именно на производстве такой продукции специализируется белорусское предприятие? А новинка в классе машины – в серию запущен легкий погрузчик «Амкодор-320.50.00.10» грузоподъемностью «всего» 1,8 т.
 
Джойстик управления «стрелой» на правом приливе кабины
Узкий приборный щиток обеспечивает неплохую обзорность ковша в нижних положениях
Педальный узел скомпонован плотно
 
Современная конструкция обеспечивает угол складывания рамы до 40°
У передней оптики нет защитных решеток
В заднем свесе есть место и для аккумуляторных батарей, и для вместительного инструментального ящика
Передний мост рассчитан на нагрузку до 2350 кг
 

Даже при беглом осмотре машины можно определить, что «Амкодор-320» – новейшая разработка. И первые признаки – это отсутствие «подкабинника», применение пластиковых деталей наружной отделки, таких как капот и крыша, и современная кабина с безрамными стеклами, изготовленная на филиале «Амкодор-Уникаб» (г. Молодечно).

При более внимательном изучении обращаешь внимание на малое количество сварных швов. Судя по описанию завода-производителя, этого удалось добиться благодаря применению специального профиля бельгийско-французского предприятия Sadef. Для соответствия современным требованиям безопасности ROPS/ FOPS (защита от опрокидывания и падающих сверху предметов) установлен балочный каркас кабины. При этом толщина передних и задних стоек кабины небольшая, что существенно улучшает обзорность с места водителя. Два сферических наружных зеркала дополняет салонное зеркало заднего вида. Для еще большего комфорта предусмотрены стеклоочистители и стеклоомыватели не только переднего стекла, но и заднего. Вообще благоустройству рабочего места оператора конструкторы уделили немало внимания, что пока нетипично для отечественной техники. Проведена работа по улучшению шумоизоляции кабины, «благо цивилизации» – мощный салонный отопитель – включено в базовую комплектацию. Для полного комплекта не помешал бы и кондиционер. А такое «ноу-хау», как кабина на четырех вибропоглощающих элементах в сочетании с подрессоренным креслом оператора, это уже предел мечтаний. Для комфортной работы ночью спереди установлены две основные и две дополнительные фары наверху кабины. Сзади также есть фары в верхней части кабины, фонарь заднего хода в бампере и оранжевый проблесковый маяк. В заднем бампере справа по ходу движения предусмотрен бокс для двух аккумуляторных батарей, слева – просторный инструментальный ящик с закрывающимся на ключ замком.

В кабине погрузчика просторно, а ведь габаритные размеры нового «Амкодор-320» 6015х2000х2750 мм сопоставимы с размерами привычного трактора «Беларус», причем уровень масла можно проверить, стоя на земле. Применение гидрообъемной трансмиссии датской фирмы Sauer-Danfoss с регулируемым насосом, гидромотором и программным обеспечением позволило заменить привычный рычаг переключения передач небольшим подрулевым переключателем. На приливе справа размещены органы управления погрузочным оборудованием. Кстати, на погрузчике «Амкодор-320» применена простая, но проверенная временем параллелограммная схема привода погрузочного оборудования, обеспечивающая плоско-параллельное перемещение ковша во всем диапазоне подъема. Это позволяет эффективно загружать самосвалы или прицепы с высотой борта до 3 м (высота с максимально поднятым ковшом – 3350 мм, максимальный угол разгрузки ковша – 45°). Управление погрузочным оборудованием осуществляется с помощью одного джойстика, к работе с которым необходимо привыкнуть. Справа по ходу движения размещен бак гидросистемы с окошками для проверки уровня масла.

Большой список дополнительного навесного оборудования делает погрузчик «Амкодор-320» действительно универсальным. Его полная масса – 5500 кг, технически допустимая полная масса – 6350 кг. Кроме работ с сыпучими грузами с использованием ковша на 0,95 куб.м машина может работать с различными вилами и захватами для сенажа и очень пригодится в сельском хозяйстве. Также погрузчик дополнительно оснащают грузовыми вилами для работы с поддонами или универсальным захватом. Впервые на постсоветском пространстве применен принцип унификации быстросъемных навесных устройств для погрузчиков разных классов. В частности, разные рабочие органы фронтального погрузчика «Амкодор-320» могут быть использованы на погрузчике с телескопической стрелой «Амкодор-527», а также на машинах перспективной разработки. Такой маркетинговый ход явно рассчитан на привлечение постоянных клиентов. Теперь предприятию, владеющему, например, погрузчиком «Амкодор-320» с комплектом навесного оборудования, будет нецелесообразно покупать машину с телескопической стрелой другой фирмы со своими рабочими органами. Куда дешевле купить белорусский продукт с унифицированным оборудованием. В идеале выходит, что и клиент экономит деньги, и предприятие увеличивает продажи. «Амкодор-320» помимо погрузочно-разгрузочных работ можно использовать на землеройно-транспортных работах на грунтах 1-й и 2-й категорий.

На новом погрузчике установлен хорошо знакомый белорусским и российским производителям дизель Минского моторного завода серии Д-245, а точнее, его доработанная версия Д-245.43 S2, соответствующая экологическому стандарту Tier II (директива 2000/25/ЕС для тракторных модификаций дизельных двигателей). Для погрузчиков малого класса снижение в выхлопе вредных частиц особенно важно, ведь они значительно чаще используются в закрытых помещениях, чем машины других классов. Рядный дизель развивает мощность 62 кВт (84 л.с.) при номинальной скорости вращения 1800 мин–1. Применение этого силового агрегата в сочетании с гидрообъемной трансмиссией Sauer-Danfoss обеспечивает бесступенчатое ускорение от 0 до 28,5 км/ч. На первой рабочей передаче машина развивает безопасную максимальную скорость 5,3 км/ч.

Для запуска силового агрегата при отрицательных температурах окружающей среды предусмотрено специальное устройство, позволяющее запустить двигатель при температурах около –20 °С. Плавное торможение в рабочем режиме обеспечивает замкнутый контур гидрообъемной трансмиссии без участия колесных тормозов. Гидростатическая тормозная система, воздействующая на колеса, используется только в транспортном режиме и в экстренных ситуациях, что значительно повышает долговечность ведущих мостов Carraro с самоблокирующимися дифференциалами. Задний мост имеет возможность качания в вертикальной плоскости ±8°, дорожный просвет составляет 450 мм. В сочетании с широкопрофильными шинами эти характеристики позволяют без проблем передвигаться по дорогам сложного профиля. Допустимая максимальная нагрузка на передний мост – 2350 кг, на задний мост – 4000 кг. Угол складывания шарнирно-сочлененной рамы относительно продольной оси – 40°, что сопоставимо с машинами именитых зарубежных производителей. Минимальный радиус поворота по наружной кромке ковша в транспортном положении всего 4,7 м, что еще раз напоминает о специфике данной машины. Погрузчик малого класса незаменим для работ в условиях ограниченного пространства, зернохранилищах, парниках, фермах и т. п.

Фронтальные погрузчики легкого класса с шарнирно-сочлененной рамой имеют широкий спектр применения и действительно универсальны. Меньшая грузоподъемность по сравнению со «старшими собратьями» компенсируется маневренностью. Поэтому в спросе на подобную технику сомневаться не приходится. Тем более что белорусское предприятие имеет достаточно развитую дилерскую сеть в России. Другое дело, что в погоне за современными стандартами и высокими потребительскими качествами техники конструкторы «Амкодор» применили большое количество импортных комплектующих. Это не только существенно увеличивает стоимость техники, но и вызывает множество вопросов по поводу ремонта и обслуживания «новинки».