Новый бетононасос CIFA в Москве

Леонид Малютин

Сегодня российским строителям доступны технологии, позволяющие сократить сроки строительства в несколько раз. Одной высокопроизводительной мобильной машиной – гидравлическим бетононасосом на автомобильном шасси за смену можно обслужить несколько удаленных друг от друга объектов: подать бетонную смесь на большую глубину, высоту и дистанцию.

Платформа бетононасоса

Гидравлические бетононасосы известны в России давно и используются активно. Развиваться деятельно это направление стало в связи со строительным бумом последних лет. Сегодня на рынке работают все известные торговые марки, в том числе один из мировых лидеров в этой отрасли – итальянская компания CIFA S.p.A. Первоначально такая техника поступала с вторичного рынка, впоследствии освоили монтаж установок на отечественные шасси, подходящие по размерам и грузоподъемности. Возросли технические требования и финансовые возможности строителей. Теперь настала очередь поставок бетононасосов с длинными стрелами на новых импортных шасси, поскольку отечественный автопром пока не может предложить достойную альтернативу.

В марте 2004 г. в Москву поставлен первый новый 40-метровый бетононасос K40 XRZ на шасси MAN. Эта модель менее года назад была представлена на выставке INTERMAT 2003. Колесная формула четырехосного шасси MAN TGA 32.413 8х4, база 4 250 мм. Благодаря небольшому клиренсу обеспечивается верхний габарит не более 4 000 мм. Низкий центр тяжести делает машину устойчивее и позволяет сократить длину аутригеров. Расстояние между передними аутригерами 8 350 мм, между задними – 7 200 мм при общей длине машины 10 700 мм. Аутригеры управляются гидравликой, пульты управления расположены симметрично с обеих сторон машины. Машина достаточно маневренна и способна работать на тесной стройплощадке, но небольшой клиренс требует дополнительного ее обустройства, выравнивания и удаления предметов, которые могут повредить подножки, баки и другие низко расположенные элементы шасси и установки.

Такая решетка не спасет от куска арматуры

В кабине шасси водителю предлагается современный европейский комфорт, легкость и удобство управления. К элементам управления добавлены две кнопки, с помощью которых включается отбор мощности.

Раздаточная стрела состоит из пяти секций и раскладывается подобно гармошке по так называемой R-Zed схеме. Для ее раскладывания необходимо свободное пространство высотой 8,15 м. Максимальная высота подачи стрелы 39,8 м, дальность подачи 35,8 м, глубина подачи почти 28 м, угол вращения 370°. Конструкция стрелы разработана с применением средств компьютерного дизайна. Разработчики использовали в сочленениях несколько осей. По мнению компании, такое решение облегчает обслуживание стрелы. Диаметр бетоновода на стреле 125 мм. На последней секции стрелы свободно крепится эластичный концевой шланг, и ее можно дополнительно оснастить пневматическим клапаном, который при остановке подачи смеси перекрывает бетоновод, не позволяя смеси, находящейся в нем, стекать вниз. При возобновлении работы клапан открывается с небольшим запаздыванием. Таким образом элементы бетононасоса защищены от излишних нагрузок.

Пульт дистанционного управления

Бетонная смесь загружается в бункер из миксера через виброрешетку и нагнетается в бетоновод гидравлическим насосом с максимальной расчетной производительностью 179 м3/ч при 36 циклах в минуту. Производительность зависит от характеристик бетонной смеси и в значительно большей степени – от ритмичности ее подачи миксерами. Насос представляет собой два гидроцилиндра с поршнем диаметром 230 мм и ходом штока 2 000 мм. Гидроцилиндры приводятся в действие гидросистемой с закрытым контуром. Предусмотрены два режима работы бетононасоса: низкое давление и высокая производительность; высокое давление и низкая производительность. В зависимости от условий работы оператор может выбрать оптимальный режим. При необходимости бетоновод можно отсоединить от приемного бункера и подключить к стационарному бетононасосу.

Российская «культура производства» требует некоторой модернизации иностранной техники. Так, посторонние предметы, особенно куски арматуры, еще встречающиеся в отечественных бетонных смесях, могут серьезно повредить узлы бетононасоса. Конечно, приемный бункер снабжен виброрешеткой, но крупные ячейки не задерживают куски металла, а потому наши умельцы устанавливают дополнительную, мелкую решетку.

Пульт управления стрелой

Все элементы управления стрелой собраны в одном месте – на пульте управления, расположенном у приемного бункера. Есть и пульт дистанционного управления с питанием от аккумулятора. Мобильный пульт создает дополнительные удобства в работе и способствует увеличению производительности, безопасности и улучшению качества работ. На пульте предусмотрен электрический разъем, который при необходимости можно подключить к электросистеме бетононасоса. Аналогичными разъемами снабжены все электрические соединения машины, что облегчает поиск неисправностей.

Дополнительно бетононасос может оснащаться бетоноводом со стенками двойной толщины из высокопрочной стали, водяным насосом высокого давления и компрессором и воздуховодом для очистки бетоновода, централизованной системой смазки стрелы.

На выставке BAUMA 2004 будет представлен новый бетононасос CIFA с 47-метровой стрелой, конструктивно аналогичной 40-метровой. Не исключено, что такие машины появятся в России уже в ближайшем будущем. Судя по всему, компания CIFA серьезно настроена на широкое освоение российского рынка и не намерена уступать его конкурентам.