Уральский автозавод: новинки спецтехники

Е. Соболева

Производство спецтехники, как известно, помогает освоить новые технологии и выйти на специализированные рынки сбыта, а значит, представляет немалый интерес для заводов тяжелой промышленности. Поэтому на Уральском автомобильном заводе после введения внешнего управления в сентябре 1998 г. одной из основных задач стало освоение производства спецтехники на шасси «Урал».

Вахтовые автобусы «Урал»-3255 (30 мест) и «Урал»-32551 (22 места)

Маркетинговый центр провел дополнительное исследование рынка сбыта и определил привлекательные объекты для производства спецтехники. Анализ ситуации, сложившейся на рынке спецтехники, перспектив использования имеющегося оборудования и возможностей предприятия в целом определил целесообразность организации производства кузовов-фургонов с приоритетным направлением вахтовых автобусов.

При проектировании семейства пассажирских кузовов конструкторы завода учитывали современные международные требования, предъявляемые к транспортным средствам для перевозки людей. Вахтовые автобусы получили:

– широкую распашную дверь, высокий проход;

– удобно расположенные ступени и поручни для входа и выхода, высота нижней подножки – 40 см;

– ровный пол, покрытый износостойким, гигиеничным материалом;

– удобные кресла;

– большие окна, дающие хороший обзор и освещенность салона;

– комплекс приборов, при помощи которого пассажиры в салоне могут связаться с водителем;

– вентиляционные люки, обеспечивающие приточную вентиляцию.

Главное качество для подобного пассажирского транспорта в России – это, как нетрудно догадаться, способность сохранять тепло. Автобус оснащен мощной независимой системой отопления, включающей автономный жидкостной отопитель на дизельном топливе, два теплоизлучателя (радиаторы со встроенными электровентиляторами). При конструировании панелей автобуса было предусмотрено максимально возможное исключение «мостиков холода» и применение современных теплоизоляционных материалов увеличенного (по сравнению с имеющимися аналогами) объема – 60 мм. Есть даже аварийная система отопления. В будущем планируется установка двойного остекления, модернизация системы отопления и вентиляции, установка большого аварийного люка на крыше и кондиционера на передней стенке салона.

Автобус соответствует международным требованиям по безопасности транспортных средств. В нем был применен современный метод монтажа салона из заранее изготовленных панелей, внутрь которых встроены силовые элементы, обеспечивающие требуемое с точки зрения безопасности пассажиров пространство при переворачивании автобуса: недеформируемый объем внутри кузова сохраняется, даже если автобус опрокинется. Кроме того, имеются аварийный люк и выход, сигнализаторы открывания двери, используются усиленные крепления сидений.

В конструкцию кузова заложена возможность изготовления автобусов с разными вариантами планировки салона, окраски, размещения подкузовных контейнеров. В настоящее время строятся следующие модели вахтовых автобусов:

– «Урал»-3255 на длиннобазном шасси (двигательЯМЗ-238, 30 пассажирских мест);

– «Урал»-32551 на шасси с обычной базой (двигатель ЯМЗ-236, 22 пассажирских места);

– «Урал»-32552 на двухосном шасси (4х4, ЯМЗ-236, 22 пассажирских места).

Уже сейчас спрос на вахтовые автобусы превышает реальное предложение и постоянно растет, и в 2001 г. их предполагается выпустить около 500.

Шнекороторный снегоочиститель «Урал»-432069-10

При освоении производства кузовов-фургонов предполагалось, одновременно с изготовлением вахтовых автобусов решить вопросы по изготовлению различных типов передвижных ремонтных мастерских: для предприятий нефтегазового комплекса, автодоров, строительных, ремонтных, коммунальных организаций. Для таких «летучек» полноприводное шасси имеет особую ценность, поскольку позволяет доставить и бригаду, и оборудование непосредственно к месту аварии и быстро ее ликвидировать.

«УралАЗ» уже имеет немалый опыт в изготовлении передвижных мастерских: в 70-е годы завод строил армейские ПАРМы. По странной логике плановой экономики они монтировались на шасси ЗиЛ, поставлявшиеся из Москвы. ПАРМы различной комплектации на шасси «Урал» уже выпускались рядом заводов в течение значительного времени, а с 2002 г. они будут изготавливаться и непосредственно на «УралАЗе».

Еще одна «новинка от спецтехники», о которой необходимо упомянуть – шнекороторный снегоочиститель «Урал»-432069-10. До сих пор такие машины строились разными предприятиями, но не самим Уральским автозаводом.

При создании первой модели шнекороторного снегоочистителя «Урал»-432069-10 конструкторы завода решили базироваться на шасси «Урал»-43206 (4х4) с использованием силового агрегата ЯМЗ-238Б (300 л.с., турбонаддув). Область применения этого снегоочистителя – очистка автомагистралей, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, стоянок под самолеты и вертолеты в аэропортах. На этой машине предполагалось отработать конструкторские и технологические решения, найти лучшие варианты подготовки и организации производства снегоочистителей.

Автотопливозаправщик АТЗ-9

В трансмиссии шнекоротора применены надежные зубчатые передачи, серийно изготовливаемые на «УралАЗе». Кроме того, на шнеках и ножах имеются специальные наплавки против абразивного износа.

В первой половине 2000 г. опытный образец «Урал»-432069-10 был отправлен на испытания в Сургут. Заполярный город продемонстрировал все прелести реальной эксплуатации: снежные бураны, заносы, крайне низкие температуры. По результатам этих испытаний машина подверглась доработке.

В настоящее время в Челябинском аэропорту работает второй опытный образец «Урал»-432069-10, который также проходит цикл испытаний. Практически ежедневная очистка взлетных полос и других территорий аэропорта от снега показала хорошие возможности этой машины. Ее использование значительно уменьшает эксплуатационные расходы по сравнению с другими моделями данной техники, а результаты работы практически одинаковы. Совершенствуя, таким образом, конструкцию снегоочистителя, «УралАЗ» предполагает начать его мелкосерийное производство уже к ближайшей зиме – во второй половине этого года. Кроме того, предусматривается расширение модельного ряда снегоочистителей с использованием шасси «Урал»-4320, «Урал»-5557 с колесными формулами 6х6.

Автогидроподъемник АГП-28

Необходимо отметить, что в последнее время на шасси «Урал» стала выпускаться широкая гамма спецтехники. Некоторые производители (например, Смоленский завод «КДМ», Мценский завод «Коммаш», Казанский электромеханический завод, Людиновский машиностроительный завод), традиционно ориентировавшиеся на другие марки, обратили внимание на полноприводное шасси «Урал». Очевидно, сказались российские реалии: отсутствие широкой сети дорог с твердым покрытием, использование «УралАЗом» неприхотливого, простого в обслуживании ярославского двигателя, надежная ходовая часть «Уралов».

Этими предприятиями на шасси «Урал» изготавливаются гидроподъемники АГП-22 и АГП-28, экскаваторы-планировщики, бетононасосы, бетоносмесители, топливовозы, краны грузоподъемностью 16 – 25 т, пожарные машины, автоводовозы с объемом термостатированной цистерны 4,3 – 10 м3.

На базе самосвала с задней разгрузкой грузоподъемностью 10 т изготавливается комплексная дорожная машина «Тройка-2000», которая комплектуется передним и боковыми отвалами, пескоразбрасывателем, гидравлическим манипулятором, средним ножом. Летом в кузов устанавливается цистерна для воды. «Тройка-2000» уже завоевала популярность у потребителей и эксплуатируется на улицах столицы и других городов России.

Семейство вахтовых автобусов

С каждым годом растет и популярность автокранов, смонтированных на шасси Уральского автозавода. Они выпускаются в Галиче, Иваново, Перми, Юрге, Новосибирске, Ульяновске и Камышине. Отметим начало производства автокранов на Челябинском автомеханическом заводе. Автокраны на шасси «Урал» по достоинству оценили строители, ремонтники, монтажники. Шасси снабжено системой централизованного управления давлением в шинах, что позволяет передвигаться даже по труднопроходимым участкам местности и бездорожью, а капотная компоновка упрощает обслуживание двигателя.

В последнее время резко возрастает популярность лесовозов. Эти автопоезда – собственная разработка «УралАЗа». Прицеп-роспуск унифицирован с автомобилем «Урал» и специально рассчитан на работу с ним. Спецтехника на шасси «Урал» также занимает значительное место в гамме пожарной техники. В настоящее время такие автомобили выпускаются непосредственно в Миассе, в Новосибирской области; работы по внедрению их в серийное производство ведутся и в Курганской области.