Рынок сельхозтракторов России в I квартале 2012 года

Ж. Прохорова, аналитик компании «ВладВнешСервис»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сельскохозяйственные тракторы весьма распространенный вид сельхозтехники в силу их универсальности и возможности использования с различным навесным оборудованием. На российском рынке данная техника представлена тракторами как отечественного производства, так и зарубежными брендами. Начнем с российского производства.

Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., не обошел стороной и рынок сельскохозяйственной техники, в том числе рынок тракторов. Так, производство тракторов для сельского хозяйства, по данным «АСМ-Холдинг», в 2008 г. составило 12 300 ед., а уже в 2009-м объемы выпуска, упав более чем вдвое, снизились до 6091 ед. техники. В 2010 г. российские производители немного увеличили выпуск – с конвейеров отечественных предприятий сошло 7566 с.-х. тракторов. Год 2011-й стал рекордным за последние пять лет – российские предприятия произвели 14 646 ед. техники. По итогам первых трех месяцев текущего года объем выпуска тракторов для аграриев вырос на 17% по отношению к I кв. 2011 г. и составил 4133 ед.

Среди российских производителей лидирующую позицию по итогам I кв. 2012 г. занимает Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ, выпустивший 994 трактора. Однако по отношению к январю–марту 2011 г. предприятие сократило выпуск. Годом раньше за тот же период компания собрала 1434 трактора. На втором месте – ОАО «ПО «ЕлАЗ», увеличившее объем выпуска на 59%, с 366 до 583 ед. Оба предприятия занимаются сборкой тракторов Минского тракторного завода. Замыкает тройку лидеров ОАО «Смолспецтех», с конвейера которого в I кв. 2012 г. сошло 517 тракторов.

Импорт тракторов для аграрного сектора, составив в 2008 г. 12,5 тыс. ед. (тематическая выборка по позициям ТН ВЭД 870130, 870190), упал в 2009 г. до 4,3 тыс. ед. Уже в 2010 г. наметилось восстановление рынка, и по итогам года ввоз с.-х. тракторов достиг 6,4 тыс. ед., превысив результат предшествующего года на 48%. А в 2011 г. импорт тракторов вырос в 2,2 раза по отношению к 2010 г., составив 14 тыс. ед. и перекрыв результат 2008 г. По итогам первых трех месяцев 2012 г. в Россию поступило 3048 сельхозтракторов, что превысило объем импорта в сравнении с I кв. 2011 г. на 23%.

Среди стран – производителей ввозимых в Россию тракторов последние несколько лет лидирует Китай. В I кв. 57% тракторов, поступивших в нашу страну, произведены именно там. На втором месте – тракторы японского производства: доля их в импорте – 15%. Замыкает тройку лидеров с 10% рынок Украины. Далее следуют Германия, США, Франция.

Тракторы колесные составляют 98% всех импортных тракторов, гусеничные тракторы – всего около 2% от общего объема импорта. Наиболее популярны у российских потребителей тракторы двух китайских марок – Xingtai и Shifeng. Украинский ХТЗ расположился на третьем месте. Еще один представитель КНР – Weituo – закрепился на четвертой строчке рейтинга. Пятерку лучших замыкает американская компания Challenger.

Большая часть импорта тракторов для сельского хозяйства в I кв. текущего года представлена техникой с мощностью двигателя до 25 л.с. Основу импорта тракторов данной категории составляют три китайских бренда – Xingtai, Shifeng, Weituo. На втором месте по востребованности у российских потребителей – импортные тракторы с двигателями мощностью от 100 л.с. Лидером среди брендов в данной категории стал украинский ХТЗ. Далее следуют американские представители – Challenger (22%) и John Deere (12%). Среди тракторов с двигателями мощностью от 25 до 50 л.с. опять лидируют китайские бренды – Weituo (20%), Shiefeng (18%), Foton (14%).

Импорт-экспорт мотоблоков. Отдельно выделим импорт тракторов, управляемых рядом идущим водителем (тематическая выборка по коду ТН ВЭД 8701100000), или, как их часто называют, мотоблоков, которые чаще всего используются для работы на приусадебных участках, в садах и огородах. Последние несколько лет импорт данной техники показывает положительную динамику, даже кризис не отразился на его объемах. В 2008 г. завезено 990 мотоблоков, в 2009-м их импорт составил на 31% больше. В 2010 г. объемы импорта увеличились еще в 4,7 раза, превысив 6 тыс. ед. А по итогам 2011 г. ввоз данных мини-тракторов вырос вдвое и составил 12,3 ед. В I кв. 2012 г. на территорию России поступило 2850 мотоблоков, это на 19% выше аналогичного результата прошлого года. По-видимому, все больше россиян пытаются облегчить свой труд на садовых участках. Практически все завезенные в январе–марте 2012 г. мотоблоки произведены в Китае. Лишь 20 ед. техники выпущены итальянскими производителями.

Экспорт тракторов для сельского хозяйства последние несколько лет падает. Так, если в 2008 г. российские поставщики отправили за границу 1,5 тыс. ед. техники, то в 2009-м этот показатель снизился до 645 ед. По итогам 2010 г. экспорт составил 451 ед. без учета тракторов, отправленных в Казахстан во второй половине 2010 г. (с 1 июля 2010 г. таможенная статистика не отображает торговлю России с Республикой Казахстан вследствие образования Таможенного союза между странами. В 2011 г. экспорт составил 192 трактора, не дотянув и до половины объема года 2010-го.

По итогам I кв. 2012 г. экспорт тракторов для аграрного сектора экономики составил 40 ед. Это на 25% меньше, чем отправлено за границу годом ранее. Из них 36 ед. были произведены в России, 4 трактора производства Белоруссии. Лидером среди стран-покупателей стала Куба, туда отправили 21 трактор модели ХТЗ-150К-09 производства ОАО «Брянский Арсенал»; 6 тракторов приобрела Литва, по 4 трактора – Узбекистан, Украина, Киргизия; 1 трактор отправился в Азербайджан.

Экспорт мотоблоков также сокращается. Так, по итогам I кв. 2012 г. он составил 429 ед. техники, что на 30% меньше результата января–марта 2011 г. Лидером среди производителей, чья продукция отправилась за рубеж в первой четверти 2012 г., стало ЗАО «Красный Октябрь – Нева»: 52% экспорта представлено мотоблоками производства данного предприятия. Среди стран – покупателей российских мотоблоков лидером по итогам I кв. 2012 г. стала Украина (75,5%). На втором месте – Молдова (12%). Третью строчку занимает Болгария (6%).

Учитывая все вышесказанное, видимое внутреннее потребление сельхозтракторов в I кв. 2012 г. составило 7141 ед., превысив результат того же периода прошедшего года на 19,5%. При этом доля импорта составила 43% – на 1%, но больше, чем годом ранее.