Наступление, не встречающее сопротивления
Рынок колесных погрузчиков в России в 2011 году
![]() Импорт в Россию колесных погрузчиков, %, в 2011 г. (данные в % указаны от общего за этот период импорта)
![]() ![]() ![]() Импорт колесных погрузчиков в Россию в 2011 г.
![]() ![]() Что можно написать о прошедшем 2011 г. в ракурсе поставок в России колесных погрузчиков иностранного производства? В период за январь–декабрь 2011 г. в страну импортировано колесных фронтальных погрузчиков на общую сумму $202 124 633. Всего в Россию импортировали в прошлом году колесные погрузчики предприятия из 15 стран мира. И первое, на что обращаешь внимание при рассмотрении статистических данных, – это громадный, просто гигантский отрыв по объемам поставок китайских производителей от всех прочих. Количество колесных погрузчиков, поставленных в прошлом году в Россию Японией, ближайшим страной- конкурентом, если ее в этом случае можно так назвать, составляет менее 2% от объемов поставок Китая. В денежном выражении сумма за поставленные японские погрузчики составляет немногим более 2,5% от суммы, которую получил за поставленные погрузчики лидер импортных поставок. А если сложить вообще все «не китайские» поставки погрузчиков в 2011 г. в Россию, то они составят менее 6,8% от поставок погрузчиков китайской стороной, что в долларовом эквиваленте составляет 15,8% от суммы, вырученной китайскими экспортерами колесных погрузчиков. Цифры убедительны, и не вызывает сомнений, что китайские фронтальные погрузчики «уверенной поступью» теснят всех, в том числе и отечественного производителя, и занимают все более прочные позиции на нашем рынке. А неотвратимое грядущее вступление России в ВТО этому процессу, по всей видимости, будет только способствовать. Импортом колесных погрузчиков в Россию занимались 67 фирм из США, стран Европы и Азии. Надо также отметить, что поставки из Японии представляют собой в основном подержанную технику производства 1989–2004 гг. от известных брендов Furukawa, Komatsu, Hitachi, TCM и др. Аналогично и европейские компании O&K, JCB, Liebherr, а также американские Case и Caterpillar представлены в нашем импорте б/у машинами выпуска 1984–2008 гг, тогда как китайские погрузчики поступали исключительно новые, выпущенные в 2010–2011 гг. Рассматривая поставки из Китая погрузчиков, следует сказать, что за период с января по декабрь 2011 г. на российский рынок ввозили свои погрузчики 30 китайских компаний, но практически число поставщиков из Китая больше, так как в Россию поставляют свою продукцию ряд компаний, фактически работающие на территории Китая, но зарегистрированные в иных государствах. Например, колесные погрузчики под брендом Power Plus не так давно появились на российском рынке и импортируются именно из Китая, так как там организовано производство этих погрузчиков из китайских и японских комплектующих, тогда как зарегистрирована компания Power Plus в Сингапуре, а конструкторские разработки Power Plus ведутся конструкторско-технологическим бюро в США. Лидером поставок стала компания XCMG из Китая, реализовавшая на нашем рынке 1357 ед. техники. За XCMG в структуре российского импорта колесных погрузчиков следует, а по некоторым позициям даже опережает ее компания SDLG. В Китае только крупных компаний, выпускающих фронтальные погрузчики, около сотни, в целом же число предприятий и заводов, производящих спецтехнику, перевалило за тысячу. Но компания SDLG, успешно конкурируя, сегодня входит в тройку крупнейших китайских производителей спецтехники, а на мировом уровне эксперты причисляют SDLG к 50 самым крупным компаниям, работающим в сфере производства погрузчиков. Компания активно экспортирует свою продукцию. В 2011 г. более 3 тыс. ед. техники реализовано за пределами Китая, из них только колесных погрузчиков 1347 ед. отправили в Россию, что составило 23,94% всех импортированных Россией погрузчиков. Лидирующая компания XCMG опередила SDLG в части экспорта погрузчиков всего на 0,18%. В России сегодня в дорожно-строительной отрасли оживление: правительство увеличило финансирование, появились значительные объемы работ. К 2017 г. намечено привести в соответствие с требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию более 85% федеральных дорог, а это задача грандиозная. Только в 2011 г. на строительство, реконструкцию и ремонт федеральных дорог направлено 224 млрд. руб. Ширится и малоэтажное строительство, что особенно заметно по появлению повсеместно коттеджных поселков. Все эти процессы стимулируют подрядчиков приобретать погрузчики, относящиеся к классу 3- и 5-тонных машин, оснащенных ковшами 1,5–3 м3. Не случайно около 75% всех проданных в прошлом году погрузчиков относится к этой категории. Именно эту нишу отечественного рынка заполняют, и очень успешно, китайские погрузчики.
Особым спросом в 2011 г. пользовались погрузчики SDLG грузоподъемностью 3 т мод. LG933L и LG936L. Общий объем продаж этих погрузчиков составил 870 ед., или около 65% всех проданных моделей SDLG. Обращает внимание то, что большим успехом у покупателей пользуются модели SDLG с удлиненной базой (обозначаются индексом L). Эти машины несколько дороже погрузчиков в стандартном исполнении, но повышенная устойчивость, по-видимому, оправдывает ценовую разницу. Собственно, характеристики обеих моделей идентичны, мод. LG936L, по сути, является модернизированной LG933L. В частности, управление на LG936L джойстиковое, более современное, а на LG 933L используются рычаги. Эта особенность заметно отразилась на спросе – мод. LG936L реализовано более полутысячи, а мод. LG933L выбрали около трехсот покупателей. Из погрузчиков, поставленных компанией XCMG, 834 ед., или 61,4%, приходится только на мод. LW300F. Этот 3-тонный погрузчик широко популярен благодаря мощному силовому агрегату, состоящему из дизеля мощностью 92 кВт, адаптивного гидротрансформатора, модернизированной коробки передач, полноприводных мостов с шарнирными карданными валами. Это, а также мощное вырывное усилие в 120 кН позволяют использовать универсальную машину для любых работ, связанных с разгрузкой-погрузкой сыпучих или крупнокусковых материалов. LW300F массово приобретали отечественные дорожно-строительные организации, погрузчик часто используется коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями. Как видим, по числу проданных моделей LG933L/ LG936L компания SDLG несколько опережает ближайшего своего конкурента XCMG. По-видимому, играет роль то, что практически при сопоставимой цене моделей SDLG и XCMG – а эти машины стоят около 1,45 млн. руб. – погрузчик SDLG более маневренный. Его радиус поворота составляет 5,38 м, тогда как LW300F для разворота нужен больший на 0,544 м радиус, хотя погрузчик XCMG короче SDLG на 0,2 м. Модель SDLG за счет большей длины и ширины более устойчива. Для покупателей, возможно, играет роль и то, что рабочий цикл погрузчика SDLG на секунду меньше, а значит, его производительность выше.
Компания XGMA, занимающая третье место по объемам ввезенных погрузчиков, также сделала упор в своем импорте на 3- и 5-тонные модели. Всего в 2011 г. реализовано 466 машин. В их числе более семидесяти машин мод. XG 932 г/п 3 т и примерно такое же число погрузчиков XG 955 г/п 5 т. Компания XGMA поставляет линейку погрузчиков эксплуатационной массой от 5,65 до 20,0 т на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4. Двигатель, расположенный в задней части машины играет роль противовеса. Foton – последняя компания из числа крупных поставщиков 2011 г., она реализовала 430 погрузчиков. Фронтальные погрузчики Foton оснащают мощными и экономичными дизелями Yituo, ShangChai, Weichai-Deutz и др., используется коробка передач с сервоприводом переключения. Компактные размеры в сочетании с высокой мощностью позволяют использовать эти погрузчики в самых разных сферах экономики. Современные тенденции сказались и на характере импорта компании – около половины всего ее импорта в Россию составили модели Foton Lovol 935E и Foton Lovol 936F, обе г/п 3 т. |