Алёна в салоне

Л. Кузнецов, фото автора

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная? («Морозко», русская народная сказка)

Поворотные круги на ЛАЗе и обоих Ikarus практически не различаются ни конструкцией, ни удобством. Ликинские новации вызывают множество сомнений, но развеять их может только опыт эксплуатации

Статьи, посвящённые проблемам, так или иначе связанным с пассажирским транспортом, появляются в прессе постоянно. В них высказываются точки зрения производителей, эксплуатационников, ремонтников, экологов – кого угодно, кроме пассажиров – тех, для кого, собственно, этот транспорт и существует, тех, кто пользуются пассажирским транспортом. Авторы многочисленных публикаций готовы до хрипоты обсуждать токсичность выхлопа, износостойкость уплотнителей дверей или экономические аспекты. Спору нет, вопросы важные, но ведь испортить настроение человеку, едущему утром на работу, может не только (и не столько) чадящий двигатель, но и планировка салона, способствующая отдавливанию ног и отрыванию пуговиц, или дверь, которая в открытом состоянии размазывает стоящего рядом человека по стенке.

Мы решили восполнить этот пробел. Пригласили девушку и попросили её в присутствии фотокамеры поиграть в пассажира на московском автосалоне, благо автобусов там было много. Основной массе участников салона наша идея понравилась, и они оказывали неоценимую помощь при проведении съёмки. Огромное им за это спасибо, потому что перекрыть на полчаса доступ посетителей выставки в салон машины в одиночку мы бы не смогли. Но не обошлось и без досадных исключений – «Волжанин» не открыл нам ни одного из трёх выставленных автобусов, мотивируя отказ «маркетинговой политикой». Что ж, это их право и их проблемы.

ЛАЗ

Почему для съёмки позировала девушка? Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, у представительниц прекрасного пола в автобусе возникает гораздо больше проблем, чем у мужчин. Светлая или обтягивающая фигуру одежда, высокие каблуки, длинные ногти – сохранить всё это в презентабельном виде по дороге на работу не так-то просто. В-третьих, как фотографу мне было приятней работать с девушкой.

От использования профессиональной фотомодели мы отказались сразу. Не часто встретишь в автобусе девушку ростом под два метра и с осиной талией. Кроме того, привычка демонстрировать себя, а не машину, ставила крест на всей затее. Наша Алёна более соответствует антропометрии среднегородского пассажира. Рост 165 см, вес 54 кг. Высота каблука босоножек 7 см. Согласитесь, примерно таких пассажирок вы непременно встретите в любом автобусе или троллейбусе любого маршрута.

Из множества экспонатов для первой статьи мы выбрали четыре автобуса. Все они городские, сочленённые, повышенной пассажировместимости. Две машины совершенно новые, на маршрутах их пока не встретишь. Это ЛиАЗ-6212 и ЛАЗ. Венгерский Ikarus C83, по сути, является фейс-лифтинговой версией широко распространённой в России «гармошки». А Ikarus 435 тушинской сборки – самый что ни на есть привычный автобус, в Москве их много. Габаритные размеры и особенности компоновки сведены в таблицу для удобства сравнения.

Ikarus

У всех машин вход в кабину водителя осуществляется через переднюю створку передней двери, т.е. для пассажиров передняя дверь, по сути, одностворчатая. Я бы назвал такое решение скорее удачным, чем наоборот. Входящие через переднюю двустворчатую дверь всё равно упираются в перегородку кабины водителя, и на передней площадке возникает толчея, а в дверях давка. Кто не верит, пусть посмотрит на посадку людей в трамвай, там все створки дверей отданы во власть пассажиров. А когда передняя дверь узкая, толпа подсознательно рассредотачивается у соседней, более широкой. А теперь самое интересное. Выпускаем девушку...

Стоит отметить, что у ЛАЗа (1) и венгерского автобус Ikarus (3) с шагом между сиденьями полный порядок. У тушинского автобуса (2) и ЛиАЗа (4) даже невысокий пассажир испытывает неудобства. Достоинство львовской машины: облегченный проход к окну (1)

Вход во все автобусы не вызывает никаких неудобств. При посадке с уровня проезжей части бедро и голень образуют прямой угол, в переводе на русский язык – не надо задирать ногу до ушей, чтобы подняться на первую ступеньку. Учитывая тот факт, что автобусы предназначены для эксплуатации в городах, где остановки расположены на тротуарах, разница в высоте между подножкой и тротуаром почти полностью «съедается» высотой бордюрного камня. К слову, чем выше приходится поднимать одну ногу, тем больше риск испачкать одежду в районе голени другой...

Тушинский автобус

Створки дверей на всех автобусах снабжены изнутри удобными поручнями, на венгерском Икарусе и на ЛиАЗе две двери имеют ещё и центральный поручень. Нужен ли он – вопрос спорный: с одной стороны, через такую дверь не протащишь детскую коляску; с другой, через двери без центрального поручня в часы «пик» пассажиры ухитряются входить в четыре ряда, давя и пачкая друг друга.

Первая мысль человека, вошедшего в автобус: где бы сесть? Во всех автобусах пассажирские сиденья расположены по классической схеме: слева в один, справа в два ряда (лишь в передней секции тушинского Икаруса справа тоже однорядная планировка). Только в ЛАЗе над всеми колёсными нишами сиденья двухрядные, в остальных автобусах кое-где над колёсными кожухами установлены одиночные сиденья. Почему – не ясно, сэкономить таким образом место для стоящих пассажиров невозможно, встать вплотную к сиденью, как в других местах, мешает колёсный кожух (о который, кстати, можно если не испачкаться, то споткнуться). А двойные сиденья в данном случае подойти близко к кожуху не дадут, да и пусть лучше два человека сядут, чем три стоять не смогут.

ЛиАЗ

Расстояния между рядами сидений в ЛАЗе и Икарусах вполне достаточно, чтобы колени сидящего не упирались в спинку переднего сиденья, а вот на ЛиАЗе места явно не хватает, даже при росте 165 плюс каблуки. На ЛиАЗе верхний край спинки расположен на уровне лопаток, спинки сидений остальных автобусов полностью закрывают плечи. Высокие спинки, во-первых, дают возможность пассажиру откинуться назад и разгрузить мышцы спины. В таком положении человек чувствует себя более комфортно. Во-вторых, у сидящих спиной друг к другу на сиденьях с низкой спинкой пассажиров многократно увеличивается риск стукнуться затылками при рывках и резких торможениях автобуса.

Вторая мысль человека, которому не удалось сесть: за чтобы уцепиться? Для этого в салоне есть целая система поручней: верхние, вертикальные, на спинках сидений, и наконец, петли. Верхние поручни на всех автобусах расположены в два ряда: над сиденьями чуть ниже, над дверными площадками чуть выше. Ухватиться за этот поручень над дверной площадкой может только очень высокий человек, остальным предложены кожаные петли.

Расположение горизонтальных поручней на уровне локтя предпочтительнее более низкому или высокому, так как позволяет комфортнее зафиксироваться на накопительной площадке

Их ещё называют «виселицами», что вполне оправданно: и вниз не свалишься, и раскачиваться будешь, как повешенный на ветру. Впрочем, и сами конструкторы считают эти петли крайним средством удержания равновесия. В салонах имеется множество вертикальных поручней, плюс поручни на спинках сидений. Первые вне всякой критики – удобны пассажирам любого роста, от вторых толк есть только на сиденьях с высокими спинками. Центр тяжести человека, схватившегося за поручень на низкой спинке, оказывается выше кисти руки, поэтому устоять можно только широко расставив ноги.

В автобусе можно не только уцепиться, но и опереться. Накопительные площадки перед дверьми обнесены очень удобным горизонтальным поручнем. На нём можно повиснуть с задумчивым видом. Со стороны выглядит очень эффектно. А можно на него облокотиться и пострелять глазами в других пассажиров короткими очередями. Летний вариант для прицельной стрельбы: облокотиться на открытую часть окна. С риском сильно перепачкаться, но иногда цель оправдывает средства.

Отсутствие такой площадки способствует тесноте в салоне

На сочленённых автобусах также как горизонтальный поручень, удобны поручни поворотных площадок. Классических поворотных площадок, таких, как на ЛАЗе и на Икарусах. А вот на ЛиАЗе узел сочленения полностью закрытого типа, с двумя вертикальными поручнями, исключающими возможность облокачивания. Потому что «гармошка» при повороте может слегка прищемить...

В заключение хотелось бы сказать о пространстве за задней дверью. На тушинском Икарусе и ЛиАЗе в заднем свесе расположен двигатель, поэтому на закрывающем его кожухе расположен ряд сидений. Такая схема обычна для заднемоторных автобусов, как одиночных, так и сочленённых. Но зачем на среднемоторном ЛАЗе в заднем свесе поставили сиденья, понять невозможно. А как здорово в заднем свесе венгерского Икаруса: помимо возможностей, описанных в разделе о горизонтальном поручне, можно ещё и показать язык водителю идущей сзади машины. Если стрельба глазами на него не действует.

Шутки шутками, но все, что удалось выявить в ходе нашего фото-теста, вы можете увидеть на снимках.