Тягач, родившийся дважды
Индекс МАЗ-5445 появился в документации Минского автомобильного завода еще 10 лет назад. Под ним значился концепт-трак с кабиной увеличенного объема, появившийся в 1993 г. После нескольких пробных поездок и демонстраций он отправился доживать свой недолгий век в один из заводских отстойников в компанию таких же «не родившихся» машин.
![]() |
Однако на этом история необычного тягача не закончилась. Посетители московского шоу «Автоэкзотика-2001» могли увидеть его в окружении тюнинговых легковых автомобилей, подготовленных мастерами московского кузовного ателье «Кар системс».
Идея довести минский проект до «металла» пришла им в голову неспроста. Ведь у нас так до сих пор и не выпускаются машины с кабинами, отвечающими современным требованиям комфорта, предъявляемым к магистральным тягачам. Москвичи, по существу, впервые взялись за разработку проекта грузового автомобиля в условиях кузовного ателье. Им предстояло решить немало специфических проблем, так как детальной конструкторской и технологической проработки нового автомобиля не было. И это при том, что со времени рождения концепта прошло 10 лет. За это время появились новые направления дизайна, технологии, материалы. Сейчас, когда новая машина уже несколько месяцев эксплуатируется в одном из транспортных предприятий Москвы, можно сказать, что вопреки поговорке «первый блин» москвичей не оказался комом.
![]() |
Чем интересен новый автомобиль? Прежде всего, кабиной. Она была расчленена на два объема. Двигатель как бы ушел в основание, а сама кабина стала своеобразным «вторым этажом». Увеличить ее объем удалось за счет устранения кожуха двигателя, увеличения длины и высоты. Теперь в кабине на ровном полу может стоять не сгибаясь даже весьма рослый человек. Отсутствие внутреннего капота помогло более рационально организовать рабочую зону водителя, улучшить доступ к элементам систем вентиляции, отопления и электропитания, проложенных в панели приборов.
Отделение кабины от силового агрегата и трансмиссии значительно снизило уровень шума. Кроме того, в процессе ее изготовления была проложена дополнительная шумоизоляция, для обивки применены новые материалы.
Комфортабельные постели для экипажа – может быть и не самое главное для магистрального тягача, однако 150 мм, добавленных к их ширине, по достоинству смогут оценить только те, кому придется ночевать в пути. Водители-«дальнобойщики» отлично знают, что даже в просторной кабине обычного МАЗа не так-то просто найти место для багажа. В МАЗ-5445 под нижней кроватью устроен вместительный багажник. Увеличение объема кабины потребовало изменения системы отопления и обогрева. В новом автомобиле установили мощную систему Webasto с возможностью предварительного прогрева и работы в режиме «климат-контроль».
![]() |
Для доступа к силовому агрегату кабина откидывается вперед с помощью гидравлической и тросовой систем. Подъем проводится в два этапа. Сначала кабина «выезжает» из блокирующих зажимов, затем откидывается вперед.
Двухобъемная компоновка потребовала изменить конструкцию боковин кабины и дверей, с которых исчезли проемы для крыльев. Появилась довольно высокая лестница, скрытая в специальной нише. Оригинально решена конструкция дверных замков, ручки которых «переехали» намного ниже штатных мест. Нажимая на обычную кнопку, вмонтированную в ручку, водитель замыкает электрическую цепь и срабатывает дистанционный электромагнитный замок. Так же он управляется и изнутри. Чтобы блокировать запертую дверь изнутри кабины, достаточно отключить питание замка с помощью специального тумблера.
МАЗ-5445 оснащен расширенной системой внешнего освещения. Она состоит из четырех раздельных фар дальнего и ближнего света, четырех противотуманных фар и указателей поворотов, дополнительных повторителей указателей поворотов на боковинах кабины и крыльях.
![]() |
На машине установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха ТМЗ-8431 мощностью 380 л.с. Коробка передач и мосты – минского производства. Тягач оборудован АБС. Автомобиль снабжен 500-литровым топливным баком, соответствующим нормам Euro-2. В отличие от большинства седельных тягачей, водители которых «по-американски» выводят выхлопные трубы вверх, на новой машине об этом подумали проектировщики. Высокий выхлоп значительно облегчит жизнь водителям легковых автомобилей и автобусов, с которыми новому «седельнику» предстоит встречаться на междугородных и международных трассах. 44-тонный автопоезд в составе МАЗ-5445 и трехосного полуприцепа МАЗ-9758 может развивать скорость более 90 км/ч.
Стоимость первого автомобиля МАЗ-5445 примерно 950 тыс. руб., что в 1,5 раза выше цены тягача МАЗ-542208-20 с 400-сильным двигателем. Может быть, и дороговато, но по уровню комфорта и удобства обслуживания это совершенно разные автомобили. К тому же, немалую роль начинает играть и вопрос престижа. Ведь что не говорите, а машина получилась вызывающей и броской. Ателье «Кар системс» уже получило несколько заказов на новые машины.