Автобетоносмесители на выставке «СТТ-2014» (ч.2)

Сергей Красовский
Продолжаем обзор машин для перевозки бетонных смесей, представленных на московской выставке «СТТ-2014», начатый в прошлом номере журнала.
 
 
 
 
 
 
 
 

Из каких материалов и какой конструкции могут встретиться российскому перевозчику бетоносмесительные установки? С одной стороны, барабан он и есть барабан, и сколько ни меняй его форму, увеличивая или уменьшая диаметр, удлиняя или укорачивая общий габарит, большого влияния на эффективность перевозок эти манипуляции инженеров не окажут. Иное дело качество и толщина металла, применяемого для производства этих самых барабанов. Так, среди импортных образцов техники, продававшейся ранее и поступающей на наш рынок сегодня, могут встретиться и автобетоносмесители так называемой облегченной конструкции. Само собой разумеется, достигается эта «легкость» за счет меньшей толщины стального листа, из которого, собственно говоря, и изготовлен смесительный барабан.

Так, если внимательно изучить техническую документацию, то станет очевидно, что некоторые производители надстроек при изготовлении смесительного барабана применили стальной прокат толщиной не пять, а четыре миллиметра. С одной стороны, это дает существенную выгоду в весе готовой установки. Кроме того, облегчение массы позволяет использовать данное преимущество, например, для оснащения машины ленточным транспортером, предназначенным для подачи раствора, или же автономной системой подачи воды, необходимой для перевозки некоторых видов бетона. Однако для обеспечения или сохранения требуемой прочности конструкции технологи будут вынуждены применить более дорогие сорта стали. Это в конечном итоге приведет к удорожанию спецустановки, что недопустимо в условиях высокой конкуренции. Хуже всего, если в стремлении улучшить весовые показатели завод не стал применять улучшенные сплавы, а просто снизил толщину проката.

Часто так поступают и в стремлении снизить себестоимость автобетоносмесителя. В этом случае ресурс барабана будет меньшим, чем рассчитывает перевозчик, и машину придется продавать, списывать с баланса ранее привычного срока. А это может существенно увеличить накладные расходы и снизить прибыль транспортной компании. Не менее важно, из какой стали изготовлен барабан. Судите сами, песок и щебень – основные составляющие бетона – являются прекрасным абразивом, который непрерывно, но верно истирает бочку изнутри. Как показала практика, лучше всего абразивному износу противостоят стали: 09 Г2С, 17 Г1С, 10 ХСНД. Их и применяет в своем производстве большинство компаний – производителей бетоно­смесительных установок. Причем не только для изготовления самого барабана, но и разгрузочной воронки. Как известно, данный элемент конструкции также подвержен атаке абразива, именно по этой причине в нее вваривается так называемый желоб-вкладыш, который изготавливается из стали 10 ХСНД.

Теперь традиционно переходим к обзору рынка спецмашин, представленных на стендах «СТТ-2014». Свой вариант автобетоносмесителя FAW 5250 показал известный производитель коммерческой техники из Китая – компания FAW. Машина модели CA 5250 GJBP66K2T1E4 с колесной формулой 6х4 оснащена бочкой объемом 10 м3. Примечательно, что двухместная кабина модели FAW J6 имеет спальное место. Это позволяет обеспечить нормальные условия для отдыха водителя, а также отправлять машину в командировки на работу в удаленные от автобазы объекты. Иными словами, переплата за «спальник» даст при эксплуатации автомобиля свои дивиденды. Эргономичная форма кабины FAW J6 уменьшает лобовое сопротивление и гарантирует экономичный расход топлива. Высокая и широкая кабина FAW J6 предоставляет отличный обзор для обеспечения оптимальной производительности и исключительного комфорта, тем самым создавая наилучшие условия для эксплуатации. Система климат-контроля обеспечивает комфортабельную работу на самосвале при любой погоде. Машина комплектуется дизельным двигателем модели CA6DL2-37E4 рабочим объемом 8,6 л, с которых снимается мощность 370 л.с. и крутящий момент 1550 Н.м при оборотах коленчатого вала 1330–1500 об/мин.

В зависимости от комплектации дизель может быть агрегатирован с одной из двух механических коробок передач. В качестве последних могут выступать FAW CA10TA160M или FAST 12JSD160T. Первая имеет 10 передач для движения вперед и 2 назад, вторая – 12 и 2 соответственно. Поскольку машина будет эксплуатироваться в сложных условиях, например доставлять бетон на строительные площадки, подъездные пути к которым зачастую не оборудованы, китайские инженеры оснастили автобетоносмеситель рессорной подвеской всех осей. В качестве упругих элементов применены пакеты полуэллиптических рессор. На передней оси они работают с гидравлическими амортизаторами. Примечательно, что для ошиновки автобетоносмесителя могут применяться шины размерностей 12,00 R20 или 315/80R22.5.

Компания Samtech представила на своем стенде мобильный бетоносмеситель с саморазгрузкой Fiori DB 260 CBV. Спецмашина позволит строительной организации достаточно быстро приготовить бетон нужного состава непосредственно на строительном объекте. По сути своей, машина, созданная на специальном шасси с колесной формулой 4х4, являет собой самый настоящий мобильный бетонный завод, которым управляет один оператор. «Сердцем» машины является четырехцилиндровый рядный дизельный двигатель Perkins 1104D-44T рабочим объемом 4,4 л, с которых снимается мощность 95 л.с. (при 2200 об/мин) и крутящий момент 392 Н.м при 1400 об/мин. Барабан установки емкостью 3150 л приводится во вращение от гидростатической трансмиссии. Скорость вращения барабана варьируется в пределах 0–23 об/мин. Датчик вращения барабана позволяет отслеживать количество его полных оборотов до конца цикла приготовления бетона. У загрузочного ковша емкость – 550 л. Fiori DB 260 CBV имеет электронную систему контроля приготовления бетона, которая состоит из двух электронных блоков, соединенных CAN-шиной. В память электронной системы можно внести до двух десятков видов бетона, состав которых может состоять из 32 различных компонентов. Кабина машины имеет защиту от опрокидывания (ROPS) и от падающих предметов (FOBS). Кресло оператора благодаря шарниру может вращаться на 180°.

На стенде компании «МАН Трак энд Бас РУС» был представлен автобетоносмеситель MAN TGS 41.400 8x4 BB-WW с десятикубовой «бочкой» от компании Liebherr. Спецмашина укомплектована 400-сильным дизелем MAN D2066LF63, соответствующим действующим в России нормам Euro 4. Мотор агрегатируется с механической коробкой передач модели ZF 16 S 222 OD. Колесная база машины составляет 2505 мм. Ошиновка передних осей и задней тележки покрышками размерностью 315/80 R22,5 TL 156/150K. Микроклимат в кабине создают система климат-контроля и автономный отопитель Eberspacher 2,2 кВт. Автомобиль также комплектуется и дополнительным жидкостным отопителем охлаждающей жидкости Eberspacher D5W. Примечательно, что тормозные механизмы передних осей дисковые, а ведущей тележки – барабанного типа.

На стенде компании «Либхерр-Русланд» был представлен автобетоносмеситель на шасси автомобиля Mercedes-Benz Actros с десятикубовой установкой HTM 1004. Одной из отличительных черт немецкой техники является применение для изготовления смесителя стали с вкраплениями кристаллов титанкарбонита. Для справки: титанкарбонитовые кристаллы имеют твердость около 3200 HV. Данная сталь, отличающаяся высокой износостойкостью, была разработана специально для производства автобетоносмесителей. Одной из полезных опций, предлагаемых производителем установки, является камера заднего вида. Благодаря ей облегчается маневрирование машины в условиях ограниченного пространства. Также стоит отметить современную систему управления смесителем, которая полностью исключает ошибочные действия оператора. Например, изменить направление вращения смесительного барабана без его остановки невозможно. Сам пульт управления, расположенный в задней части установки, автоматически блокируется во время движения автомобиля.

Свою версию автобетоно­смесителя на шасси Mercedes-Benz Actros с установкой компании Cifa представила и компания «Коминвест-АКМТ». Согласно технической информации, на стенде, на четырехосное шасси может быть смонтирована одна из трех специальных установок SL9-SLA9, SL10-SLA10, SL12-SLA12 с номинальной емкостью смесительных барабанов 9, 10 и 12 м3 соответственно. Установки комплектуются водяными баками емкостью 400 и 800 л. Подача воды осуществляется водяным насосом производительностью 400 л в минуту. При этом номинальное давление в системе достигает 3,5 бар. В зависимости от комплектации установка может приводиться в действие как от автономного двигателя, так и от дизеля шасси автомобиля. При этом мощность, необходимая для обеспечения работы установки, составляет 72, 72 и 85 кВт. Для установок SL9-SLA9, SL10-SLA10, SL12-SLA12 соответственно. Поскольку комплектация установки отражается на ее полезном весе, то, согласно техническим данным, общий вес порожней установки с приводом от дизеля шасси/ от автономного ДВС составляет 3966 / 4466, 4172/ 4672, 4374/ 4874 для установок SL9-SLA9, SL10-SLA10, SL12-SLA12 соответственно.

(Окончание следует)