Типпер-шоу на ярмарке IAA в Ганновере

tipper – автомобиль-самосвал, show – выставка, представление, англ.

Станислав Протасов

Самосвальный кузов Meiller Н4Р вместимостью 15,5 куб.м с задней разгрузкой и сдвижным тентом

Новинка от Meiller – кузов D421 вместимостью 13,3 куб.м с трехсторонней разгрузкой. Толщина днища из стали VS 120 – 6 мм

Новинка Meiller – кузов с трехсторонней разгрузкой

Самосвальный полуприцеп Schmitz Cargobull S.KI. Light

Полуприцеп с алюминиевым кузовом SOMMER SKL 30B на 30 куб.м с задним бортом на верхних шарнирах

Самосвал с кузовом Dautel с трехсторонней разгрузкой

Автомобиль Maxus с самосвальным кузовом Titan от Ingimex Ltd. на стенде Группы ГАЗ

Карьерный самосвал Astra с кузовом ковшового типа

Самосвальный полуприцеп «Ивеко-УралАЗ»

Легкий самосвал Isuzu N-serie NNR г/п 890 кг, включая кузов

На Hanover Messe выставляют много магистральных тягачей, но, пожалуй, не меньше и разного рода специальной техники. В этой статье я расскажу о новых моделях самосвальных кузовов.

Среди прицепов и полуприцепов самосвальные транспортные средства – самый большой по числу типов и конструкций класс. В последние четыре года продолжался рост мирового рынка прицепов и полуприцепов – небывалый в этой отрасли случай, не имевший прецедента в последние 40 лет.
В «самосвальном» мире Европы царит группа компаний и мировой бренд из Мюнхена F.X. MEILLER GmbH & Co. Действительно, на самосвальные кузова с табличкой «MEILLER-Kipper» на IAA натыкаешься почти на каждом шагу: многие фирмы, в частности, вся «большая семерка», оборудуют ими шасси строительных и коммунальных грузовиков.
На выставке MEILLER представила мировую новинку: самосвальный 27-тонный полуприцеп, разработанный специально для строительных работ. Практикам отлично известно, что оси строительных автомобилей постоянно повреждаются – пневморессоры рвутся, например, когда самосвал разгружается в кузов асфальтоукладчика, а тормозные пневмоцилиндры выходят из строя при ударе о большие камни и глыбы бетона на стройке. Компания MEILLER намерена положить этому конец. Только ее полуприцепы оборудуют теперь новыми специальными осями Airlight фирмы BPW. Пневморессоры на осях расположены прямо сверху на картере моста. За задний габарит колеса не выступают ни пневморессоры, ни амортизаторы, ни тормозные цилиндры. Полуприцепы поступят в продажу в марте 2009 г.
Новая серия самосвальных кузовов с разгрузкой на три стороны разработана для трех- и четырехосных шасси и отличается обтекаемыми формами. Вместо традиционных вертикальных ребер боковые борта усилены горизонтальные балками из высокопрочной стали VS 100 (аналог Hardox 400), это повышает сопротивление продольному изгибу. Ширина кузовов предельно допустимая для дорог общего пользования – 2550 мм. За счет увеличения ширины уменьшена высота бортов и на 40 мм понижен центр тяжести конструкции.
MEILLER в отличие от многих других компаний самостоятельно разрабатывает и производит гидравлическое оборудование. В этом значительное рыночное преимущество ее продуктов. Главной особенностью новинки самосвального кузова стала усовершенствованная гидросистема повышенного давления. Благодаря дополнительной телескопической секции и шаровому шарниру крепления гидроцилиндра увеличен до 51º угол опрокидывания кузова. Механический страховочный упор заменили гидравлическим запорным клапаном, который фиксирует гидравлический подъемный механизм в любом положении.
Борта кузова оснащены саморегулирующимися замками новой конструкции, поэтому порожний кузов не дребезжит на ходу. Усилие закрытия гидроцилиндров боковых бортов увеличено вдвое, а значит, можно частично приоткрывать борта и сгружать сыпучие материалы точными порциями. Все замки и подвижные детали крепятся на болтах, что упрощает замену в случае неисправности.
MEILLER в соответствии с современной тенденцией развития контейнерных перевозок представила скиповые погрузчики и самосвалы со сменными кузовами для перевозок строительного мусора и отходов коммунального хозяйства. Скиповый погрузчик MEILLER комплектуют тремя крюками, оснащенными с обеих сторон поворотными подшипниками, благодаря чему оператор может из кабины управлять процессом выгрузки контейнера, тогда как контейнеры старого типа можно было выгружать только с помощью пульта на кузове автомобиля.
MEILLER предлагает также множество «локальных» инноваций: более надежные замки и крепления контейнеров, систему взвешивания груза, предохраняющую автомобиль от перегрузки, систему ускорения работы скипового погрузчика, которая в зависимости от нагрузки изменяет скорость его движения и позволяет экономить до 30% рабочего времени.
Серия SK самосвальных кузовов компании SOMMER Road Cargo Solutions хорошо известна в России. На IAA компания показала новые модели этой серии: алюминиевые кузова прямоугольного сечения (как известно, у кузовов такой формы центр тяжести ниже, чем у полукруглых) различных типоразмеров вместимостью 30...46 куб.м и стальные кузова полукруглого сечения на 28 куб.м со всеми известными типами расположения замков и шарниров заднего борта. Помимо этого компания предлагает сменные кузова и надстройки для работы со сменными кузовами – скиповые и лебедочные погрузчики, а также шасси прицепов для монтажа таких систем. Стальные конструкции подвергают глубокой гальванической антикоррозионной обработке.
Schmitz Cargobull AG – один из признанных лидеров отрасли, контролирующий около 14% европейского рынка самосвальных кузовов и прицепов. В экспозиции компании были усовершенствованные модели серии самосвальных прицепов S.KI Light. Особенность их конструкции – прочная облегченная стальная рама (по массе почти как алюминиевая!) и легкий прямоугольный алюминиевый кузов вместимостью от 24 до 67 куб.м для перевозки сельскохозяйственных грузов, а также легких и сыпучих строительных материалов. Благодаря такому сочетанию прицеп прочен, легок, долговечен и не столь дорог, как цельноалюминиевые аналоги. Отмечу, что перевозка строительных материалов в алюминиевых кузовах сопряжена с трудностями, поскольку острые грани щебня или бетонных осколков могут повредить панели. К тому же алюминиевые кузова сложнее и дороже стальных в ремонте.
Еще одна линия моделей из той же серии – S.KI SOLID вместимостью 24…48 куб.м в двух- и трехосном исполнении. Эти самосвальные полуприцепы предназначены для перевозки тяжелых высокоабразивных грузов наподобие осколков бетонных плит. В их конструкции усиленная стальная рама сочетается со стальным облегченным кузовом полукруглого сечения.
При производстве прицепов S.KI используются модульные элементы, поэтому ассортимент продукции значительно расширен без удорожания производства.
Также Schmitz Cargobull предлагает широчайшую гамму самосвальных ковшовых кузовов M.KI высокоунифицированной модульной конструкции для трех- и четырехосных автомобилей.
Высокие технические характеристики продукции Schmitz Cargobull достигаются, в частности, благодаря интенсивным исследовательским работам, которые с мая 2008 г. проводят в испытательном центре компании.
Фирма Fliegl – серьезный участник европейского рынка прицепной техники, причем 60% ее изделий – рамы, подкатные тележки и т. д. – приобретают другие производители для выпуска собственной продукции, а до 70% автоприцепов компании выпускается под торговыми марками крупнейших европейских фирм. В обширной производственной программе Fliegl – самосвальные прицепы и полуприцепы вместимостью от 24 до 84 куб.м с кузовами из стали и алюминия. Компания начинала с производства сельскохозяйственных прицепов, которые и сейчас составляют немалую долю ее продукции.
Оригинальная новинка компании – самосвальный контейнеровоз Vario, рама которого приподнимается за один край гидроцилиндром для выгрузки контейнера.
Fliegl продемонстрировал серию суперлегких самосвальных полуприцепов на стальном шасси с прямоугольным алюминиевым кузовом вместимостью 25...84 куб.м (как известно, вместимость кузовов прямоугольной формы больше, чем кузовов полукруглой формы, однако в в прямоугольных по углам задерживаются остатки груза и мусор). Масса шасси почти такая же, как у алюминиевого аналога. Масса порожнего прицепа одной из моделей всего 5800 кг при грузоподъемности 29,2 т! Сзади по бокам кузова установлены износные пластины. Интересная особенность конструкции – задний борт кузова расположен почти вертикально, хотя считается, что для более надежного примыкания борта к кузову задний борт должен быть скошенным, что мы и видим в конструкции большинства кузовов.
Немецкая компания KEMPF представила новый двухосный стальной полукруглого сечения самосвальный полуприцеп либо кузов для четырехосного самосвала г/п соответственно 18...24,1 т с управляемой задней осью. Полукруглые стальные кузова более прочные, на их стенки меньше налипает груз, поскольку давление распределяется равномерно, при погрузке создается меньше шума, но они тяжелее алюминиевых и подвержены коррозии.
Одна из разработок компании – полуприцеп-самосвал с двусторонней разгрузкой влево и назад, с алюминиевым прямоугольным кузовом на 26 куб.м (алюминиевые кузова обычно ставят на шасси на пневмоподвеске), трехосным шасси с двухслойным антикоррозионным покрытием и дополнительным напылением цинка. Такой конструкции свойственны преимущества задней и боковой разгрузки. Компания начинала с производства сельскохозяйственных прицепов и, наверное, поэтому используемый в сельском хозяйстве шнековый разгрузочный конвейер предлагает применить для самосвала, перевозящего сыпучие стройматериалы.
В российской прессе уже были сообщения о начале производства бразильской компанией Volkswagen Truck & Bus серии тяжелых грузовиков Constellation полной разрешенной массой 33...57 т. В России эти грузовики особой популярности не приобрели, хотя соотношение цена/ качество у них довольно выгодное. На стенде компании представили самосвал из этой серии с колесной формулой 6х4 (возможна также конфигурация шасси 4х2 и 6х2), полезная нагрузка которого 27 т, включая самосвальный кузов. Самосвалы Constellation популярны на внутреннем рынке Бразилиие. Во многом условия работы в этой стране похожи на российские: не самые лучшие дороги, не самое качественное топливо, частые перегрузки автомобиля, посредственное техобслуживание. Со всем этим Constellation с успехом справляются.
Компания DAUTEL специализируется на производстве строительных большегрузных самосвальных кузовов полукруглого и прямоугольного сечения с разгрузкой назад и на три стороны. Производительность самосвала во многом зависит от конструкции его бортов. Борта кузовов DAUTEL любого типа – гладкие внутри, чтобы не скапливались остатки груза, и выполнены из стали или алюминия. Компания предлагает кузова для двух-, трех- и четырехосных шасси. Боковые борта кузовов – сплошные герметизированные (герметичность очень важна, чтобы предотвратить просыпание легкосыпучих и полужидких грузов), выполненные как единая деталь, так называемой «мембранной» конструкции – внутренние панели бортов изготовлены из пружинящей стали (по заказу – из стали HARDOX) и способны прогибаться под действием нагрузки, а затем восстанавливать свою форму. Борта не деформируются даже под действием очень высоких нагрузок. Алюминиевые боковые борта для кузовов двух-, трех- и четырехосных шасси также сплошные и достаточно прочные благодаря тому, что выполнены из 40/65-миллиметрового профиля, причем толщина внутренних панелей разная в разных по высоте зонах в зависимости от интенсивности износа и составляет 4...5 мм. Благодаря такой конструкции борта получаются легче.
Английская компания Ingimex, Ltd. более 30 лет занимается производством кузовов для легких коммерческих автомобилей. В последние годы в ее ассортименте появился самосвальный кузов Titan, предназначенный для различных автомобилей полной разрешенной массой до 3,5 т. На выставке таким кузовом был оборудован автомобиль Группы ГАЗ Maxus с увеличенной колесной базой (двигатель 120 л.с.).
Кузов Titan с задней разгрузкой, стальным дном и стальными или алюминиевыми бортами устанавливают на алюминиевом подрамнике. В конструкции использованы в основном болтовые соединения, что упрощает ремонт и замену деталей. Подъем осуществляется обычным, не телескопическим гидроцилиндром. Для перевозки легкогрузов предлагаются решетчатые надстройки на борта. Подъемом кузова можно управлять с помощью выносного пульта.

Прослеживается отчетливая тенденция – все автопроизводители стремятся оснащать шасси самосвальными кузовами от ведущих специализированных фирм, поскольку самосвальный кузов работает в исключительно тяжелых условиях и должен быть высоконадежным и прочным, а это могут гарантировать кузовостроительные компании с большим опытом, владеющие новейшими технологиями. Все шире применяются полуприцепы-самосвалы вместо прицепов, поскольку курсовая устойчивость, маневренность и проходимость автопоезда с прицепом хуже по сравнению с полуприцепом. Широко используется алюминий в качестве материала для рам и кузовов. Для России алюминиевые кузова и рамы пока остаются экзотикой.
Если транспортное средство предназначено не для экстремальных нагрузок, применяются оптимизированные, облегченные конструкции рам: стальные рамы по массе приближаются к алюминиевым. В результате этой и других конструктивных мер достигается чрезвычайно выгодное соотношение между массой порожнего прицепа и полезного груза, которое достигает 5!
Применяются прогрессивные технологии: болтовые соединения деталей, упрощающие ремонт и замену деталей, глубокое гальваническое антикоррозионное покрытие, модульные конструкции с целью расширения ассортимента продукции без удорожания производства.
Широко предлагаются получившие большое распространение в Европе и все шире применяющиеся в России сменные кузова и разного типа установки для работы с ними – скиповые и лебедочные погрузчики.
На IAA демонстрировалось много самосвалов, оборудованных краново-манипуляторными установками, ведь самосвалы используют и для перевозки штучных и паллетизированных грузов.
И наконец, о том, чего не было на выставке. Не встречалось кузовов с окном в заднем борту и состоящих из двух частей, верхней и нижней – в прессе о таких конструкциях сообщалось, однако, по-видимому, сфера их применения довольно узкая, а борт существенно дороже при этом. Не предлагались и самосвальные кузова из композитных материалов и армированных пластмасс. Сообщения о разработке таких платформ были в прессе, но до выставочного образца ни одна фирма, по-видимому, работу еще не довела.

Самосвальный полуприцеп «Ивеко-УралАЗ».
На СП «Ивеко-УралАЗ» (г. Миасс, Челябинская обл.) разработан и изготовлен трёхосный самосвальный полуприцеп г/п 42 т, имеющий вместимость платформы 28 куб.м, предназначенный для эксплуатации в сложных дорожных условиях.
На полуприцепе установлены оси фирмы BPW с усиленными кронштейнами подвески (нагрузка на ось составляет 12 т), тормозная система WABCO (с ABS) , гидрооборудование BINOTTO. Для повышения устойчивости при разгрузке в хвостовой части полуприцепа смонтированы специальные механические опоры.
Полная масса автопоезда в составе седельного тягача “IVECO-AMT-6339” (6х6) и самосвального полуприцепа составляет 69 т.

компании по теме статьи
компании по теме статьи