Необыкновенный кросс

Л. Малютин

В конце апреля на мотокроссовой трассе в Крылатском прошло необычное мероприятие – тест-драйв тракторов Fendt и Valtra, которые, по замыслу организаторов, должны были соревноваться с внедорожниками Mercedes-Benz и Volvo в преодолении препятствий – горок, или, как их называют энтузиасты мотокросса, столов.

О настоящем соревновании речь, конечно, не шла: слишком разное назначение и возможности у трактора и паркетного внедорожника. Если в проходимости работяги-трактора никаких сомнений не возникает, то для «паркетника», предназначенного исключительно для создания имиджа его владельца, причем для езды на очень хорошем асфальте, мотокроссовая трасса представляет практически непреодолимое препятствие.

Так оно и случилось. Трактор Fendt 930 выступал в паре с «соотечественником» – Mercedes-Benz ML 350, а поскольку для финского трактора Valtra T170 «земляка» не нашлось, то привлекли ближайшего соседа – Volvo XC90, что, учитывая шведские корни компании Valtra Inc., вполне справедливо. Первый показательный круг провели сами организаторы. Тракторы проходили горки совершенно непринужденно, Volvo с трудом справился с одной не без помощи толпы ассистентов, озабоченно заглядывавших под днище, Mercedes же был посрамлен – не справился ни с одним заданием. Всем желающим тоже предложили покататься, причем они отдали явное предпочтение тракторам. К чести «паркетников» садившиеся за руль любители сумели их в какой-то степени реабилитировать, заставив-таки проходить отдельные не очень крутые горки.

Некорректно также было бы сравнивать тракторы и «паркетники» по цене по той простой причине, что трактор в 4...5 раз дороже. Зато по техническим наворотам сравнить их можно. Если трактор Valtra был представлен в довольно скромной комплектации, то Fendt по насыщенности электроникой и оригинальности конструктивных решений вряд ли уступит Mercedesу.

Какие же у любителя возникают ощущения от вождения трактора? Основное – это спокойствие и предсказуемость. Спуск с довольно крутой горки, склон которой сквозь окно не виден, тревог не вызывал: уверенность вселял мощный и устойчивый трактор. Valtra был укомплектован механической коробкой передач (КП), но на рычаг переключения выведена специальная кнопка, отключающая сцепление, так что не надо было выжимать педаль, которая тоже присутствовала. Не очень просторная трасса тем не менее дала возможность опробовать Valtra на всех четырех передачах (транспортных). Жесткая подвеска напоминала о себе во время скачки по кочкам: не комфортно, но терпимо. На спуске достаточно сбросить «газ», и трактор тормозит сам. Fendt 930, кстати, топ-модель линейки тракторов именитой немецкой компании, по комфортабельности вполне может соперничать с легковым автомобилем, например, с Mercedes-Benz ML 350. У него бесступенчатая КП, подрессоренный передний мост, пневматическая подвеска кабины, шины большого, в рост, диаметра, и управлять им одно удовольствие, только нажимай педаль акселератора. Но на спуске педаль нельзя отпускать, что пытаешься сделать рефлекторно, иначе трактор просто остановится, затормозив двигателем и коробкой передач. Если Fendt так хорош на «покатушках», то каков же он в поле?!

Теперь подробней об «участниках». «Паркетников» касаться не станем – они не тема нашего журнала.

Кабина трактора Fendt

Valtra T170 финского происхождения входит в серию Т тракторов мощностью от 92 до 139 кВт и оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем SisuDiesel мощностью 135 кВт с аккумуляторной системой впрыска и электронным управлением, с четырьмя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Дизели для тракторов поставляет собственный, входящий в состав Valtra Inc. завод Sisu Diesel. Компания Valtra в свою очередь входит в корпорацию AGCO Corporation.

В нашем случае, я уже говорил, двигатель агрегатирован с механической четырехступенчатой трехрежимной КП, в сумме дающей 36 передач вперед и 36 назад. Оба моста трактора, разумеется, ведущие, передний мост отключается как вручную, так и автоматически. Аналогичным образом, вручную и автоматически, включается блокировка дифференциалов. Задний мост жестко зафиксирован, передний мост – на балансирной подвеске, кабина установлена на резиновых подушках. О скоростной езде по кочкам в таких условиях лучше не помышлять. В центре достаточно просторной кабины с ровным полом установлено кресло на пневмоподвеске, а для пассажира место не предусмотрено. Интерьер выполнен в современном, дружественном человеку стиле, в нем использованы приятные на глаз и на ощупь материалы. Органы управления расположены удобно, часто используемые находятся под рукой, а те, которыми оперируют реже, вынесены на обширный «пьедестал» справа от кресла. Центр развлечений – динамики и место для магнитолы – вмонтированы в облицовку крыши. Рулевое колесо непривычно маленького диаметра. Усилий для поворота не требуется, гидравлика отрабатывает безупречно – конструкторы достигли сбалансированности между хорошей точностью управления и мягкостью предсказуемых реакций.

Кабина трактора Valtra

При переключении передач ощущается небольшое сопротивление, что можно списать на неразработанность КП. О педалях ничего сказать не могу: выжимать их так и не пришлось. Надо отметить хороший обзор благодаря большой площади остекления и скошенному капоту. Чувствуется, что конструкторы компании воспринимают оператора не как придаток к машине, но стремятся создать для него благоприятные условия.

О тракторе Fendt, а точнее о «старшей», топовой модели Fendt 930 VarioTMS топовой же серии энергонасыщенных тракторов 900 Vario именитой германской фирмы, как и Valtra входящей в империю AGCO, рассказать можно гораздо больше. Солидный, но без особых дизайнерских изысков внешний облик обманчив. Обстановку кабины без преувеличений можно назвать роскошной, одно сиденье чего стоит: пневматическая подвеска с автоматической настройкой под вес оператора, пневматическая настройка опоры под поясницу, слой активированного угля в обшивке сиденья для кондиционирования, подогрев сиденья. От обилия органов управления разбегаются глаза, но стоит в них разобраться, как все становится простым и логичным. Система управления Variotronic имеет три основных элемента – многофункциональный джойстик, терминал и панель управления. Variotronic позволяет программировать последовательность и параметры операций и затем вызывать их одним нажатием клавиши. Например, на разворотной полосе заранее настроенная программа берет на себя выполнение многочисленных манипуляций, освобождая оператора, а значит, исключая тем самым ошибки и значительно сокращая время разворота. Терминал системы дает несомненное преимущество хотя бы потому, что один большой монитор удобней и практичней, чем несколько маленьких, разбросанных по кабине. Множество вариантов настроек и их сочетаний кажется сложным для новичка, но один раз освоив мудреный интерфейс, можно в дальнейшем наслаждаться разумностью машины, выбирая заранее настроенные рабочие операции.

Большое тяговое усилие и грузоподъемность подъемных устройств обеспечивает в первую очередь рядная «шестерка» MAN с турбокомпрессором и интеркулером. За 10 с трактор набирает скорость до 50 км/ч, при этом двигатель – один из самых экономичных в своем классе. Согласно характеристике, данной производителем, удельный расход топлива составляет 194 г/кВт·ч, а по оценкам испытателей германского агротехнического издания Profi, реальный расход несколько выше – от 224 до 232 г/кВт·ч. Вместе с тем Fendt остается самым экономичным в своем классе мощности.

Второй важный элемент силовой передачи трактора – бесступенчатая коробка передач Vario. Принцип ее действия прост до гениальности. Планетарный ряд, разделяющий на входе поток мощности на гидравлическую и механическую ветви, которые на выходе вновь соединяются на суммирующем валу, автоматически регулирует распределение потока. В какой ветви меньше нагрузка, туда и по­ступает больше мощности. Тонкость заключается в регулировке наклона блоков цилиндров гидронасоса и гидромоторов в соответствии с требуемой подачей, т. е. с требуемой скоростью трактора, а также в синхронизации подачи и оборотов двигателя. Эта задача возложена на электронную систему TMS. Активированная TMS берет на себя управление двигателем и КП, оператор лишь задает желаемую скорость, а ее поддержанием займется TMS, учитывая профиль местности.

Комфорт при высокой скорости на неровностях обеспечивает подрессоренная подвеска переднего моста с гидроцилиндрами и гидроазотными аккумуляторами, а также подвеска кабины. При необходимости подвеску моста можно блокировать. Подвеска кабины включает передние заполненные маслом гидравлические опоры, задние пневматические амортизаторы и поперечную тягу. Подвеска гасит колебания и предотвращает раскачивание кабины.

Трактор оборудован передним и задним подъемными устройствами. На задний вал отбора мощности (ВОМ) передается мощность от первичного вала КП Vario через собственную двухступенчатую КП. Передний ВОМ (опция) приводится от коленчатого вала двигателя. Задняя часть трактора оснащена гидравлическими разъемами для подключения привода навесного оборудования. Здесь также есть кнопки управления гидроприводом для удобства сцепки трактора с навеской. Подача аксиально-поршневого насоса – 117 л/мин. Для столь мощного трактора можно бы и побольше.

В общем, тест-драв удался на славу и оставил самые приятные воспоминания. Тракторы, особенно Fendt, произвели впечатление, и хотелось бы, чтобы больше таких машин работало на наших полях, а еще лучше, чтобы отечественное машиностроение выпускало тракторы не хуже. А о «паркетных» внедорожниках, этаких причудах человеческого тщеславия, в этой связи и вспоминать не хочется.

Принцип действия КП Vario

Находящийся на первичном валу планетарный ряд с одновенцовым сателлитом разделяет поток мощности на две ветви – механическую и гидравлическую. Крутящий момент от водила поступает на сателлиты, от них на солнечную шестерню и далее через дополнительную цилиндрическую передачу на суммирующий (промежуточный) вал. Эпицикл приводит реверсивный регулируемый гидронасос с наклонным блоком цилиндров. От насоса мощность поступает на два регулируемых гидромотора, которые в свою очередь приводят суммирующий вал. Интервал угла наклона блоков цилиндров гидромоторов очень большой – от близкого к 0° до 45°.

Управляют только гидравлической частью путем синхронного наклона блоков цилиндров насоса и гидромоторов и таким образом бесступенчато регулируют скорость движения трактора. При начале движения и ускорении основная часть потока мощности проходит через гидравлическую ветвь, а чем выше скорость, тем больше мощность смещается в сторону механической ветви. Движение зад­ним ходом начинается при отклонении блока цилиндров гидронасоса в противоположную сторону и соответственно реверсировании потока рабочей жидкости. Строго говоря, КП Vario трехвальная с продольным расположением валов и включает первичный, суммирующий или промежуточный и выходной валы.

На суммирующем и выходном валах находятся в постоянном зацеплении две пары шестерен с разными передаточными числами. Подключая скользящей муфтой ту или другую пару шестерен к выходному валу, получают два диапазона движения – рабочий и транспортный. Кроме того, от выходного вала через цилиндрическую передачу приводится четвертый вал – вал привода переднего моста. На нем находятся муфта включения привода переднего моста и многодисковый тормоз. Все описанные механизмы заключены в общий картер.