
Делая выбор, не запутайся
Экскаваторы-погрузчики на рынке России в 2025 году
Собственное производство экскаваторов-погрузчиков в России также растет: в I–III кварталах 2024 года оно выросло в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом 2023 года. Но все же в I полугодии 2024 года рыночная доля отечественных экскаваторов-погрузчиков выросла всего с 3 до 6%, при том, что в 2022 году она составляла 14%.
Несмотря на отдельные успехи: уже несколько лет назад ООО «ОМГ СДМ» локализовало модели Terex, ПО «ЕлАЗ» – экскаваторы-погрузчики Çukurova, а АО «ЧЛМЗ» локализовало модель белорусской компании «Дорэлектромаш», все же для большинства российских предприятий единственной работоспособной бизнес-моделью стал выпуск иностранных экскаваторов-погрузчиков с постепенно углубляющейся локализацией.
Как не запутаться в этом море разнообразных брендов экскаваторов-погрузчиков? Очевидно, нужно ориентироваться на знакомые, проверенные бренды, на опыт людей, которым можно доверять, побольше проверять информацию.
Давайте познакомимся с несколькими яркими брендами на отечественном рынке экскаваторов-погрузчиков.

XCMG
XCMG – один из лидеров продаж экскаваторов-погрузчиков в России среди китайских брендов.
Компания предлагает две модели: разноколесную XC8-S2570 и равноколесную XC8-S3570. У XC8-S2570 эксплуатационной массой 8600 кг установлен челюстной ковш с вилами емкостью 1 м3 и экскаваторный ковш 0,25 м3. XC8-S3570 обладает эксплуатационной массой 9750 кг, комплектуется челюстным ковшом с вилами вместимостью 1,3 м3 и экскаваторным ковшом 0,26 м3.
Обе модели экскаваторов-погрузчиков комплектуются дополнительной гидравлической линией на погрузочном и на экскаваторном оборудовании, системой автоматического выравнивания фронтального ковша и кабиной с защитой FOPS/ ROPS.
За счет использования двигателя Yuchai мощностью 73,5 кВт и автоматической коробки передач с межосевой блокировкой у обеих моделей улучшены тяговые характеристики. Равноколесная XC8-S3570 модель оснащена задним мостом с поворотным цилиндром, за счет чего машина получила несколько дополнительных режимов управления: «крабовый ход» и «след в след», что уменьшает радиус поворота и увеличивает маневренность и проходимость машины.
Кабина оператора получила комфортабельное сиденье с установленными джойстиками для управления погрузочным и экскаваторным оборудованием, что снижает усталость оператора в течение рабочей смены. Несколько цветных дисплеев позволяют оператору наглядно видеть основные параметры машины, а также обеспечивают интуитивно понятное взаимодействие с машиной.

LiuGong
LiuGong (российское представительство «ЛЮГОНГ МАШИНЕРИ РУС») находится в числе передовых по продажам экскаваторов-погрузчиков в России. Китайская компания предлагает российским потребителям шесть моделей экскаваторов-погрузчиков эксплуатационной массой от 8300 до 9480 кг, четыре неравноколесные и две равноколесные.
Машины могут комплектоваться двигателями Yuchai, Weichai и Perkins. Кабины в штатной комплектации оснащаются кондиционером, радио с поддержкой MP3 формата, у моделей 777A, 777А-S, 777A MAX, 777А-S MAX кабина с защитой ROPS/FOPS.

Трансмиссии имеют полноприводный и неполноприводный (4WD/2WD) режимы, мосты Carraro с дифференциалом повышенного трения. У моделей 777А-S и 777A-SMAX есть возможность управления четырьмя колесами, что позволяет реализовать «крабовый ход» и режим «след в след», эти модели оснащаются коробкой передач с возможностью переключения под нагрузкой Carraro Power Shift с режимом автоматического переключения. Тормоза могут быть дисковые «сухие» пневмогидравлические или многодисковые в масляной ванне (мод. 777A, 777А-S, 777A MAX, 777А-S MAX).
Четыре модели оснащаются ковшом погрузчика емкостью 1 м3, мод. 777А-S и 777A-S MAX – грейферным ковшом 1,1 м3. Опционно машины могут оборудоваться погрузочным ковшом «6 в 1». Экскаваторное оборудование всех моделей комплектуется ковшом вместимостью 0,22 м3. На мод. 777A, 777А-S, 777A MAX, 777А-S MAX в стандартной комплектации предлагается телескопическая рукоять экскаватора, а также двухсторонняя гидролиния для подключения сменного навесного оборудования.

«ОМГ СДМ»
ООО «ОМГ СДМ» (г. Москва) удалось успешно заменить импортные компоненты и возобновить производство экскаваторов-погрузчиков под брендом UMG из локализованных и альтернативных деталей отечественного производства. В настоящее время компания выпускает две модели экскаваторов-погрузчиков: неравноколесную TLB845 и равноколесную TLB945. TLB845 имеет эксплуатационную массу 8340 кг, ковш погрузчика емкостью 1 м3 и экскаваторный ковш 0,18 м3 на телескопической рукояти. У TLB945 эксплуатационная масса составляет 9400 кг, имеется ковш погрузчика емкостью 1,2 м3 и экскаваторный ковш 0,25 м3 на телескопической рукояти. Обе модели комплектуются двигателем мощностью 73 кВт, погрузочными ковшами «7 в 1», гидросистемой с открытым центром.

Обе модели высокоманевренны: при торможении задним колесом одного борта диаметр разворота может быть дополнительно сокращен более чем на 1 м; они обладают высокой проходимостью за счет подключаемого привода передних колес (режим 4WD), вседорожных шин и высокого дорожного просвета. Самая большая на рынке величина смещения оси копания экскаватора позволяет обеим моделям производить работы в стесненных условиях и без лишних маневров. Имеются функции «плавающего положения» стрелы погрузчика и гидромеханического выравнивания ковша погрузчика при подъеме. Обе модели оснащаются устройством быстрой смены навесного оборудования погрузчика, которое позволяет использовать широкий спектр ковшей и прочих рабочих органов.
Производитель дает на обе модели гарантию на 1 год без ограничения наработки в моточасах.

«АМКОДОР»
Холдинг «АМКОДОР» (Республика Беларусь) выпускает пять моделей и модификаций экскаваторов-погрузчиков, четыре из них на базе тракторов МТЗ «Беларус» 92П и АМКОДОР 732 – на собственном шасси с многодисковыми тормозами в масляной ванне. В линейке присутствует экскаватор-бульдозер АМКОДОР 702ЕВ. Все машины имеют разноколесную конструкцию, их эксплуатационная масса варьируется от 6200 до 9500 кг в зависимости от комплектации. Емкость экскаваторного ковша АМКОДОР 702ЕВ, АМКОДОР 702ЕА, АМКОДОР 702ЕМ, АМКОДОР 732 – 0,18 м3; АМКОДОР 703М – 0,28 м3.

Большинство моделей имеют смещаемую каретку экскаваторной стрелы, возможна установка телескопической экскаваторной рукояти. Емкость погрузочного ковша АМКОДОР 702ЕВ, 702ЕА,702ЕМ, – 0,54 м3; АМКОДОР 732 – 1,2 м3, а АМКОДОР 702ЕВ комплектуется бульдозерным отвалом. Все машины адаптированы для работы с широким спектром навесного оборудования, включая ковши (узкий, двухчелюстной и грейферный), бульдозерный отвал, гидромолот, гидробур и грейферный захват. Экскаватор-погрузчик на собственном шасси АМКОДОР 732-02 оборудован телескопической стрелой, которая позволяет увеличить глубину копания до 5570 мм.

ЕлАЗ
АО «ПО ЕлАЗ» (Татарстан, г. Елабуга) в 2024 году нарастило выпуск экскаваторов-погрузчиков почти вдвое по сравнению с 2023 годом. Теперь ЕлАЗ выпускает четыре модели/ модификации экскаваторов-погрузчиков BL 880 и BL 888, из них две неравноколесные, две равноколесные. Эксплуатационная масса машин – 8280 и 8840 кг.
Модели комплектуются двигателями ЯМЗ, Weichai и Perkins мощностью от 73 до 99,3 кВт; современными кабинами с защитой ROPS/FOPS и аудиосистемой. Управление рабочим оборудованием осуществляется механическими рычагами либо джойстиками в зависимости от модели. У двух моделей в системе управления имеется функция «автоматического возврата к положению копания». На всех моделях устанавливается экскаваторный ковш емкостью 0,18 м3, одна из моделей (BL888) может оснащаться телескопической рукоятью экскаваторного ковша. Все машины комплектуются погрузочным ковшом «6 в 1» емкостью 1 или 1,2 м3 в зависимости от модели. Гидроразводка для подключения сменного навесного оборудования имеется на всех моделях.

У всех экскаваторов-погрузчиков серии BL ведущие мосты оборудованы механизмом блокировки дифференциала. У трех моделей коробка передач автоматическая Carraro, трансмиссия полноприводная и комплектуется мостами Carraro. У двух моделей в рулевом управлении имеется режим «крабового хода».
Одна модель – ELAZ-BL 880 оснащается системой ГЛОНАСС/GPS мониторинга TIS Online (транспортная информационная система для комплексного мониторинга транспорта, позволяет отслеживать весь жизненный цикл техники от приобретения до списания).

BOULDER
ООО «Болдер» (г. Владивосток) производит три модели экскаваторов-погрузчиков BOULDER: BL30-25 (равноколесная), HBL3 (неравноколесная) и HBL4 (равноколесная). BOULDER – это марка, уже более пяти лет выпускающая на российский рынок высококачественную современную спецтехнику по доступной цене.
Эксплуатационная масса экскаваторов-погрузчиков BOULDER – от 8200 до 10 800 кг в зависимости от модели. В кабинах устанавливается кондиционер, ЖК-дисплей на рулевой колонке, монитор Android. Управление осуществляется джойстиками.
Машины комплектуются ковшом погрузчика «4 в 1» емкостью от 1,1 до 1,3 м3, грузоподъемность составляет 2500 и 3000 кг у разных моделей. На все модели устанавливается ковш экскаватора емкостью 0,3 м3. Двигатели с турбонаддувом Yanmar (92 кВт) или Yuchai (81 кВт).
Трансмиссии гидромеханические, с постоянным полным приводом и межосевой блокировкой. Модели HBL с коробкой передач и мостами Carraro. У мод. BL30-25 тормоза дисковые пневмогидравлические, у мод. HBL – многодисковые в масляной ванне.
Предлагается «зимний пакет» опций: подогрев сиденья, предпусковой подогреватель воздуха на впускном коллекторе, подогреватель антифриза (от сети 220 В) и воздушный отопитель в кабине (трехрежимный).

Ограниченный размер журнальной статьи не позволяет нам описать другие достаточно известные бренды, предлагающие экскаваторы-погрузчики российскому потребителю.
Заметим только, что эксперты отмечают в последние годы значительное повышение качества китайской техники. Не стоит сбрасывать со счетов и экскаваторы-погрузчики из других стран – Турции, Индии. Так что, возможно, скоро число хорошо знакомых и надежных брендов экскаваторов-погрузчиков вырастет. И самое главное, хотелось бы выразить пожелание и надежду, что увеличится число российских производителей этих нужных промышленности машин, а их доля на рынке вырастет до величины, которую они занимали когда-то.