Техника для экстренной транспортировки

Николай Протасов
С неуклонным ростом численности автотранспорта растет и потребность в эвакуаторах транспортных средств. Потенциальных клиентов много. Это оказавшиеся не «на ходу» машины, как правило, после ДТП или банально заглохшие на самом оживленном перекрестке, очень мешающие движению. Или просто автомобили, стоявшие «не в то время и не в том месте», т. е. не под теми знаками дорожного движения, которые разрешают стоянку.
 
 
 
КамАЗ-4308с ломаной платформой и КМУ Amco Veba
Fassi F170AT
 
Fassi F100AT
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Городские эвакуаторы

Прежде отмечу, что чаще на дорогах можно увидеть два основных вида эвакуаторов. Наиболее распространен эвакуатор со стационарной платформой, прямой или ломаной. Его платформа имеет каркасную конструкцию и настил из стального рифленого листа. Широкое распространение эти эвакуаторы получили в силу относительно низкой цены и исключительной простоты конструкции. Основным же недостатком таких машин является то, что для успешной эвакуации им необходимо значительное пространство для маневрирования и наличие «удобного» подъезда к объекту транспортировки. Кроме этого установка ломаной платформы хотя и значительно облегчает затаскивание автомобиля на платформу, но еще больше ограничивает возможности маневра самого эвакуатора, поскольку излом свеса, уменьшая до минимума дорожный просвет, может цепляться за бордюры и другие выступающие дорожные элементы.

В Москве и Санкт-Петербурге значительное количество парка автоэвакуаторов с кранами-манипуляторами (КМУ) на данный момент составляют эвакуаторы с КМУ Palfinger. Концерн в течение многих лет выпускает специализированные КМУ для эвакуации автомобилей и был первым в России производителем, краны-манипуляторы которого стали устанавливать на эвакуаторы. Последней разработкой, в которой воплощен весь опыт создания эвакуаторов Palfinger, стали модели серии Т. Автомобильные КМУ Palfinger серии Т для эвакуаторов оснащены только одной подвижной секцией стрелы, включающей от 1 до 4 телескопических сегментов. Благодаря простоте конструкции КМУ серии Т отличаются большей надежностью и дешевле обычных КМУ аналогичной грузоподъемности, при том что в них реализованы все современные технологии, являющиеся «визитной карточкой» подъемного оборудования Palfinger.

Эвакуаторы Palfinger оснащают фирменной грузозахватной траверсой с гидравлическим механизмом регулировки центра тяжести и надежными фиксаторами колес. В качестве дополнительной опции все КМУ Palfinger серии Т могут оснащаться системами дистанционного радиоуправления.

Благодаря высоким техническим характеристикам КМУ Palfinger пользуются спросом и устанавливаются на любые типы шасси. За рубежом большую популярность имеют эвакуаторы Palfinger на базе низкорамных грузовиков Mercedes-Benz, Volvo, MAN и других известных производителей. В России они часто устанавливаются на шасси КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ. Так, например, Управление ГИБДД Москвы в 2004 г. получило 44 эвакуатора повышенной мощности на базе МАЗ. Для них были выбраны шасси МАЗ-437041 и КМУ Palfinger РК 12000 и РК 14500Т. А в 2006 г. Palfinger совместно с заводом АМО ЗИЛ выпустил 56 эвакуаторов для Москвы на платформе автомобиля ЗИЛ «Бычок» с КМУ Palfinger 12000Т. В этот же период для КБДХ правительства Санкт-Петербурга было поставлено более десятка эвакуаторов на шасси КамАЗ-4308 с КМУ Palfinger РК 12000Т и РК 14500Т.

Модели КМУ Palfinger РК 12000T и РК 14500Т предназначены для эвакуации автомобилей массой от 2,7 до 3,5 т соответственно. Длина стрелы этих КМУ позволяет производить работы на расстоянии до 10 м и эвакуировать автомобили со второго ряда. РК 14500Т является самой мощной КМУ среди всех эксплуатируемых сегодня на рынке РФ. Однако в товарной линейке Palfinger есть и более мощные КМУ – РК 16000Т и РК 18000Т, мощности которых достаточно для эвакуации даже грузовиков массой до 5 т!

Эвакуаторы с КМУ Palfinger хорошо адаптированы к российским условиям эксплуатации. Только за период 2004–2006 гг. Palfinger поставил по заказам (на основе выигранных тендеров) правительства Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Казани и Республики Татарстан более 150 автомобилей-эвакуаторов. В течение нескольких лет эти эвакуаторы с высокой оценкой качества используются в Управлении ГИБДД Санкт-Петербурга, РГУ БДД Казани, КБДХ Санкт-Петербурга и Государственной службы перемещения транспортных средств (ГС ПТС) при правительстве Москвы.

Возможность установки конкретного вида платформы (сдвижная, прямая или ломаная) зависит от шасси автомобиля.

Относительно недавно появились эвакуаторы с подъемно-сдвижной платформой. Отечественное предприятие «Чайка-Сервис» в 2006 г. первым в России стало производить такие эвакуаторы собственной разработки. Платформа, сдвигаемая и возвращаемая на раму с помощью гидравлического цилиндра, при сдвиге образует подобие пандуса, на который без использования выдвижных аппарелей заезжает (или его закатывают с посторонней помощью) автомобиль и всеми колесами оказывается на платформе. Тем самым процесс погрузки убыстряется, оператор не прилагает физических усилий, чтобы установить и убрать аппарель. У эвакуатора хорошая маневренность, так как высокий задний свес не мешает заезжать и съезжать с тротуара и других подобных дорожных препятствий. Однако усложнение конструкции ведет к существенному увеличению себестоимости и к снижению полезной грузоподъемности (г/п). Например, популярным эвакуатором на базе шасси Hyundai HD78 со стационарной платформой можно перевозить автомобили массой до 3,77 т, тогда как эвакуатор на той же базе со сдвижной платформой, имея, безусловно, более удобную схему въезда на платформу, поскольку угол заезда составляет всего 9...11°, теряет целых 450 кг полезной грузоподъемности, т. е. более 10%. И это несмотря на то, что массивные аппарели за ненадобностью отсутствуют.

Отечественные сборщики используют и импортное оборудование. В ассортименте компании «АвтоРегион» наличествует эвакуатор на шасси Isuzu NQR75R в разных модификациях со сдвижной платформой Lever. Грузоподъемность эвакуатора – 3600 кг. Эвакуация производится с помощью гидравлической лебедки фирмы Danfoss, агрегатированной через КОМ от КП автомобиля. Возможна установка электрических лебедок фирмы Warn 9000.

Компания «Автофургон» устанавливает на распространенные шасси подъемно-сдвижные платформы ViME. Эвакуаторы с подъемно-сдвижной платформой облегчают погрузку автомобиля, если при ДТП повреждается ходовая часть или рулевое управление. Особенность платформы ViME в технологических отверстиях, которые позволяют устанавливать упоры автовозного типа по всей длине платформы, а также позволяют избежать скопления воды и образования ледяной корки зимой. Кроме того, платформа с технологическими отверстиями легче аналогов на 200...250 кг. На платформу установлены 4 противооткатных упора автовозного типа, которые позволяют надежно укрепить перевозимый автомобиль. Грузоподъемность платформы ViME SP1 на шасси Hyundai HD 78, Foton BJ 1049, ЗИЛ-5301 «Бычок» и ГАЗ-3310 «Валдай» составляет 3300 кг. На шасси Foton BJ 1069, ГАЗ-33104 «Валдай», Isuzu NQR 75 и Hyundai HD 78 устанавливают платформу ViME SP2 грузоподъемностью 3600 кг. Мощные платформы ViME SP3 г/п 6000 кг подходят для шасси Hyundai HD 120, Foton BJ 1099, КамАЗ-4308 и МАЗ-437040. Платформа ViME SP1 может быть дополнена КМУ Ferrari 708 A1 с грузовым моментом 8,1 тс.м и вылетом до 5,64 м. Грузоподъемность на полном вылете – до 1400 кг. КМУ Ferrari 560-й серии используют на шасси Isuzu, Mitsubishi Fuso, Hyundai HD 78, КМУ 710-й и 708-й серий – на шасси Hyundai HD 120 и HD 170, КамАЗ и МАЗ.

Комбинацию эвакуатора со стационарной и подъемно-сдвижной платформой представляет собой двухъярусный эвакуатор ViME SPX1 и SPX2, который можно использовать как для вывоза поврежденных или неправильно припаркованных автомобилей, так и для транспортировки новых.

В сложных условиях города, когда плотность застройки, сочетаясь с плотностью движения транспорта, не позволяет совершить эвакуатору порой даже небольшой маневр, нужны специальные конструкторские решения. У эвакуаторов, укомплектованных краном-манипулятором, универсальные возможности. Они способны из гущи припаркованных автомобилей извлечь необходимый и вывезти. С помощью КМУ можно вытащить попавшую в кювет или яму машину, эвакуировать транспорт с заблокированными колесами. Для горизонтального подъема машины, в том числе с асимметричным расположением центра тяжести, эвакуатор-манипулятор снабжен специальной подъемной траверсой, применение которой позволяет значительно уменьшить высоту подъема, работать на объектах «с низкими потолками», а самое главное, минимально «травмировать» объект эвакуации.

Модель манипулятора Fassi F100AT/ F120ATXP создана специально для работы в составе эвакуатора для подъема автомобилей массой до 2500 кг. Конструкция манипулятора обеспечивает максимальный вылет до 7,9 м, что позволяет поднимать автомобили из второго ряда, а компактное транспортное положение в комплекте со складным «пауком» позволяет складывать стрелу крана за кабиной и перевозить неисправный автомобиль на дальние расстояния без опасности повредить его крышу «пауком» и без нарушения габаритов по высоте. Возможны варианты управления – снизу с двух сторон или дистанционное радиоуправление. Низкая масса манипулятора позволяет выполнять его монтаж на легкие грузовики.

Московское ЗАО «Коминвест-АКМТ», один из лидеров предприятий России в области производства и реализации специальной и коммунальной техники, официальный дистрибьютор по продаже КМУ Atlas Maschinen GmbH в России, реализует очень перспективную модель автомобильного эвакуатора собственной сборки на базе шасси КамАЗ-4308 с установленным на него КМУ Atlas 105.2Т. Эвакуатор рассчитан на погрузку технических средств массой до 3,5 т, а полная рабочая длина стрелы составляет 5,3 м, при этом г/п на максимальном вылете – 2,10 т. Примечательно, что система безопасности продумана до мелочей. Так, кроме стандартных гидравлических опор имеются встроенные аутригеры с ручным или гидравлическим, по желанию покупателя, выдвижением на 5,6 м, а также дополнительные гидравлические опоры для установки на корме автомобиля. КМУ оборудована электронной системой защиты от перегруза, которая блокирует рычаги управления. Кроме этого при перегрузке срабатывают звуковой и световой сигналы. Оптический сигнализатор срабатывает при достижении стрелой максимальной высоты подъема. Управление работой КМУ осуществляется с земли с помощью двух равнозначных пультов управления, расположенных по обеим сторонам эвакуатора, которые оснащены блоками датчиков управления и контроля, кнопками аварийной остановки.

Платформа эвакуатора-манипулятора прямая, и его еще используют просто для перевозки грузов. Некоторым недостатком является отсутствие бортов на платформе: для безопасной перевозки груза его необходимо крепить к платформе специальными стоп-ремнями, или, как их еще называют, текстильными стропами. Вообще подъем автомобиля, его погрузка и последующая фиксация на платформе это есть область применения текстильных строп. Они легки, компактны, промышленность выпускает стропы г/п до 50 т. Работа в диапазоне температур от –80 до +100 °С не влияет на технические свойства этих синтетических ремней, и коррозия на них, естественно, не действует. А для защиты от повреждений острыми краями деталей автомобиля при погрузке предусмотрены специальные надеваемые на стропы защитные чехлы. Текстильные стропы активно вытесняют незаменимые ранее при погрузке стальные тросы, закрепить машину на платформе с помощью таких ремней дело нескольких минут, причем безопасность обеспечивается на 100%.

Вариант, когда эвакуатор оборудован и сдвижной платформой, и краном-манипулятором, встречается редко, но возможности таких эвакуаторов, вне сомнений, большие. В такой комплектации АМО ЗИЛ выпускает модель ЗИЛ-5302АР. Крановая установка Amco Veba может совершать полный оборот и обеспечить возможность погрузки автомобиля, находящегося в 8 м от платформы. Правда, на таком вылете стрелы можно погрузить только автомобиль массой не более 1,3 т. Зато рядом с эвакуатором, на расстоянии примерно 2,5 м, КМУ позволяет установить на платформу груз массой почти 4,5 т. Если же надо перевозить более тяжелую технику, тогда используются сдвижная платформа и лебедка.

На этой же базе ЗИЛ производит модель эвакуатора, укомплектованного и КМУ, и подъемником, позволяющим буксировать автомобили методом частичной погрузки. Такой эвакуатор кроме универсальности метода погрузки позволяет перевозить сразу два автомобиля. Один грузят на платформу с помощью КМУ, а второй – подняв ось ведущих колес до отрыва колес от опорной поверхности, т. е. транспортируют методом частичной погрузки.

Надежные эвакуаторные краны-манипуляторы HIAB поставляет компания «Карготек РУС», 100% дочернее предприятие шведского завода-производителя в России и странах СНГ. Наиболее популярные эвакуаторные манипуляторы HIAB для работы в городских условиях, которые поставляют в Россию, это модели HIAB 122 и HIAB 144 с универсальными колесными захватами и подъемной гидравлической (или механической) траверсой. Данные модели отличаются от классических кранов-манипуляторов специальной конструкцией второй стрелы, оптимальной для эвакуаторных работ. КМУ HIAB 122, HIAB 144 подходят для установки как на отечественные, так и на зарубежные модели шасси. Благодаря быстрой работе гидравлики крана процесс погрузки автомобиля занимает максимально короткое время, таким образом, эвакуатор не препятствует движению других транспортных средств и выполняет большее число рейсов за рабочую смену. Плавная стартовая и конечная скорость КМУ позволяет оператору не раскачивать автомобиль, работать в стесненных условиях или эвакуировать автомобиль со второго ряда.

Если говорить о системе управления, то для эвакуации легковых транспортных средств подходит экономичный вариант – перекрестные тяги с обеих сторон крана. Перекрестные тяги – это особенность КМУ шведского производителя. Рычаги управления, соответствующие гидравлическим функциям крана и опор, расположены с обеих сторон в одной и той же последовательности, благодаря чему оператор может безошибочно контролировать работу крана, с какой бы стороны от него ни пришлось работать. Кран оборудован системой удержания нагрузки и системой безопасности Space 3000, которая полностью соответствует требованиям безопасности Ростехнадзора. КМУ HIAB изготавливают с повышенным запасом надежности, они подходят для работы в самых тяжелых условиях при температуре окружающей среды от –40 до +40 °С. Эксплуатирующие организации в Москве и других городах России положительно отзываются о работе кранов HIAB, которые находятся у них в эксплуатации больше 5 лет.

Автомобильный завод «Чайка-Сервис» также занимается производством эвакуаторов с краноманипуляторными установками Amco Veba. Такой эвакуатор – отличное решение непростой задачи: эвакуации любых автомобилей массой до 4 т. Длина стрелы позволяет проводить работы на расстоянии до 8 м от эвакуатора, поднимать автомобили из второго ряда или из кювета, работать в условиях стесненного пространства. Главное преимущество эвакуатора с КМУ – это безопасность эвакуируемого автомобиля: гарантия сохранности деталей экстерьера и технического состояния подвески. Изготовление эвакуатора с КМУ возможно на базе любого шасси отечественного или зарубежного производства.

КМУ Amco Veba получили распространение среди производителей эвакуаторов. Так, компания «АвтоРегион» предлагает эвакуатор на шасси ГАЗ (-3309, -33104), оснащенный КМУ Amco Veba 807 T2S с вылетом стрелы до 5,2 м и г/п на максимальном вылете 1250 кг, т. е. Chevrolet Spark или старенькие «Жигули» он сможет погрузить с максимального удаления. Такую же краноманипуляторную установку монтируют на шасси Isuzu NQR-75R г/п до 2870 кг с платформой ломаного типа и выдвижными аппарелями. КМУ оснащена полноповоротным ротатором и траверсой, позволяющей удерживать в горизонтальном положении автомобили с различным расположением центра тяжести. Дополнительные задние стабилизаторы позволяют использовать полную грузоподъемность крана. Доступны также шасси Isuzu NQR75R-001 и NQR75R-002 с удлиненной базой. Вывезти более тяжелый автомобиль или забрать легкий, но стоящий далеко и неудобно, можно с помощью КМУ Unic URV344 г/п 3030 кг на минимальных вылетах 3,41...5,65 м и до г/п 1030  кг на вылете 10 м.

Надо отметить, что специальные эвакуаторные КМУ выпускают всего несколько европейских производителей, в частности компания PM Group SPA. Остальные, например Ferrari, используют в качестве эвакуаторных не совсем подходящие обычные КМУ с двухстреловой схемой.

Лебедка – один из главных элементов эвакуатора

На всех эвакуаторах предусмотрена принудительная установка машины на платформу с помощью лебедки, причем лебедку можно перемещать поперек грузовой платформы, поэтому можно выбрать наиболее рациональное место на автомобиле для установки крюка лебедки. На эвакуаторах, рассчитанных на транспортировку большегрузных автомобилей, устанавливают две лебедки – основную и дополнительную. А грузовой эвакуатор Volvo-Omars 120 T, собранный в Италии по спецзаказу российской фирмы «Спецбуксир» и предназначенный для эвакуации автомобилей общей массой до 80 т, укомплектован даже четырьмя лебедками. Две из них с усилиями 35 и 25 т закреплены на телескопической стреле эвакуатора, а еще две с тяговым усилием по 20 т каждая находятся по бокам эвакуатора и предназначены для вытягивания застрявших автомобилей.

Эвакуаторные лебедки реверсивные, поскольку часто необходимо ограничивать скорость спуска автомобиля при разгрузке. Уже упоминавшиеся эвакуаторы Hyundai обычно оборудуют гидравлическими лебедками Danfoss, имеющими привод от коробки отбора мощности (КОМ). Высоким качеством отличаются итальянские гидролебедки Vime Industrial.

Очень распространенные у нас сегодня автоэвакуаторы TATA отдают предпочтение американским гидролебедкам компании Ramsey, имеющим самотормозящий редуктор, не требующий обслуживания. К основным преимуществам гидравлических лебедок относятся компактность, высокая скорость навивки троса, большой ресурс работы с максимальной безопасностью, так как при перегрузке гидролебедка не ломается, а сразу останавливается. К недостаткам можно отнести необходимость тщательного расчета и установки соответствующего гидронасоса, обеспечивающего необходимый расход и давление, а также то, что лебедка способна работать только с работающим двигателем.

Эвакуатор со стационарной платформой и гидравлической лебедкой фирмы Danfoss, развивающей усилие до 5440 кг, предлагает компания «АвтоРегион». Шасси Isuzu NQR75R позволяет вывезти автомобиль массой до 4 т. Эвакуатор также можно дополнительно оснастить КМУ малой грузоподъемности.

На многих современных эвакуаторах используются механические погрузочные лебедки. Они надежны, неприхотливы, обладают высокой мощностью, однако для их функционирования необходим дополнительный конструкторский элемент – специальная КОМ, подключаемая к раздаточной коробке. От КОМ лебедка получает крутящий момент, а скорость намотки троса регулируют, изменяя частоту вращения двигателя.

Ряд фирм выпускает электроприводные лебедки для эвакуаторов, «питающиеся» током от бортовой сети эвакуатора. Например, эвакуаторы Werker комплектуют электролебедками марок ComUp, Ramsey, Warn. Электролебедки отличаются простой конструкцией, легкостью монтажа. Их достоинством является возможность работы при выключенном двигателе, а недостатком – значительный расход энергии бортовой сети.

Эвакуаторы со стационарной платформой ViME и механической или гидравлической лебедкой предлагает московская компания «Автофургон». В качестве шасси используют Hyundai HD 72/ 78/ 120, Foton 1069/ 1099, Isuzu NQR 75, ЗИЛ («Бычок»), МАЗ-437041 («Зубрёнок»), КамАЗ-4308, ГАЗ-33104 («Валдай»). Максимальная масса эвакуируемого на платформе ViME автомобиля – 2400 кг. Привод лебедки от коробки отбора мощности.

Гидравлические лебедки Dragon Winch серии Hidra являются одними из лучших на нашем рынке. Их изготавливают из высококачественных материалов, которые обеспечивают надежность в очень тяжелых условиях работы и могут служить на протяжении многих лет. Лебедки этой серии используют в грузовых эвакуаторах. Серия Maverick – это прочные лебедки, используемые и на эвакуаторах, и на внедорожниках. Долговечные и суперпрочные лебедки серии Truck предназначены для работы в самых тяжелых условиях, их используют для самых больших эвакуаторов. Ведущие производители лебедок оснащают их дистанционным управлением; например, Dragon Winch поставляет все электролебедки с имеющейся функцией дистанционного управления, причем радиус действия пульта ДУ составляет 50 м. А компания «АвтоРегион» предлагает эвакуаторы на шасси ГАЗ-3309 и ГАЗ-33104 г/п до 4 т с электролебедками Warn, развивающими усилие до 4,1 т и с тросом длиной 30 м. На эвакуатор на шасси ГАЗ-3302 г/п до 1,2 т ставят лебедку с усилием 2,7 т и 24-метровым тросом. Конструкция эвакуатора позволяет вместо электрической лебедки устанавливать гидравлическую.

Индустриальные лебедки Warn (серия Industrial) представляют собой электрические и гидравлические лебедки, отличающиеся высокими эксплуатационными характеристиками. Лебедки данной серии рассчитаны на длительную и тяжелую работу в сферах производства – эвакуаторы, производственные перемещения грузов, погрузочно-разгрузочные работы и т. п., при работах по заготовке леса, нефте- и газоразработках и в случаях, когда к надежности предъявляются исключительные требования. Индустриальные электрические лебедки поставляют в комплекте с блоком управления и проводным пультом дистанционного управления – это касается электрических профессиональных лебедок. Трос, роликовые направляющие, провода подключения и крюк для индустриальных лебедок поставляют отдельно. У всех лебедок Warn установочные отверстия унифицированы, лебедки устанавливаются в горизонтальной плоскости. Все лебедки оборудованы тормозами, ручным переключателем режимов – для разматывания троса с выключенным редуктором (холостой ход), все лебедки оборудованы специальными устройствами защиты двигателя от перегрузки (тепловые реле) – наилучший способ увеличения ресурса лебедки.

Эвакуаторы по большому счету

Основная масса эвакуаторов на наших улицах рассчитана на перевозку транспорта массой до 5 т. Эвакуаторы-тяжеловозы, способные перевозить поломанный загруженный грузовик с полной «фурой», а тем более вытащить груженый автопоезд, угодивший в кювет, не часто встретишь на трассе. В СССР такая задача в создании подобного направления в автомобилестроении не ставилась. Перевозку основной массы народнохозяйственных грузов осуществляли по железной дороге, а в неординарных ситуациях вопрос решали чаще всего, высылая ремонтную бригаду с привлечением кранов и тракторов.

Сейчас, когда объемы автоперевозок возросли в разы, а капиталистический подход не оставляет ни времени на длительный простой для ремонта на дороге, ни средств на оплату ремонтной бригады с дополнительной техникой, в стране появились автомобили для эвакуации тяжелых автопоездов. Как правило, это машины, использующие метод частичной погрузки, их еще называют «полупогрузы». Их «весовой» сектор – транспортировка машин полной массой до 20 т. Границы сектора определяются снаряженной массой самого эвакуатора, которая, как правило, немного превышает эти самые 20 т. Современный эвакуатор имеет двухосное шасси со спецнадстройкой, КМУ и две, как уже упоминалось выше, тяговые лебедки – основную и дополнительную. Из эвакуаторов этого класса, собранных на отечественных шасси, можно назвать КамАЗ-6520, КрАЗ-255Б1, но больше работает на наших дорогах «иностранцев» – Volvo FH12, Scania T114GB, Foton и т. д. Главным элементом надстройки этих машин является подъемно-сцепное устройство, установленное на подрамнике. С помощью этого элемента конструкции поднимают переднюю или заднюю ось эвакуируемого автомобиля. Вылет сцепного устройства меняется примерно от 2 до 3 м, это позволяет перевозить самые разные виды техники – грузовики, прицепы, автобусы, тракторы. Перед транспортировкой раму или элементы подвески перевозимой техники фиксируют в специальных насадках. Для жесткой фиксации необходим целый набор сменных насадок, предназначенных для транспортировки разных типов шасси, и, как правило, эвакуатор этим набором укомплектован.

В Европе транспортировка осуществляется подъемом колес, помещенных в специальные «окна», жестко закрепленные на подъемно-сцепном устройстве. Но этот способ хорош, к сожалению, для «них», у нас же при «высоком» качестве российских дорог такой способ буксировки непригоден, на ухабах колеса транспортируемого автомобиля могут попросту выскочить из «оконных» проемов, а последствия этого нетрудно представить. Стандартно иностранные эвакуаторы такого класса оснащают системой дистанционного управления, телекамерой с большим углом обзора и микрофоном. Камера расположена за кабиной, а экран находится перед водителем-оператором. Таким образом, оператор, находясь в кабине, имеет возможность полностью видеть ситуацию на дороге как впереди, так и сзади, а также наблюдать за всеми основными элементами буксируемой техники. В конструкции эвакуатора предусмотрена возможность подключения к его электро- и пневмосистеме соответствующих систем буксируемого транспорта. С этой целью имеется электрокабель значительной длины, а также пневмошланг.

Для более сложных случаев, когда необходимо транспортировать автопоезд и одиночный груженый автомобиль массой до 40 т, используют трехосные эвакуаторы. Компания MAN, выполняя заказ военного ведомства Великобритании, поставила в 2008 г. около 300 ед. четырехосных эвакуаторов, оборудованных КМУ.

Отечественных же эвакуаторов, способных помочь пострадавшему автомобилю общей массой более 20 т, нет. Пока нет.