Чисто там, где убирают

Леонид Малютин
Вакуумная подметально-уборочная машина Bucher
Компактная машина Машиностроительного завода им. Калинина, г. Екатеринбург
Вакуумная подметально-уборочная машина КО-326-10 Мценского завода «Коммаш» с  оборудованием фирмы Brock
Вакуумная подметально-уборочная машина КО-318 завода «Кургандормаш»
Вакуумная подметально-уборочная машина Kobit
Комбинированная машина КО-829А Арзамасского завода «Коммаш» с поливомоечным оборудованием
Не получившая признания компактная уборочная машина «Тверского экскаватора»
Компактная вакуумная уборочная машина Johnston Sweepers
Комбинированная дорожная машина на шасси ЗИЛ
Вакуумная подметально-уборочная машина Johnston Sweepers
«Классический» трактор с щеткой
Разметка сплошной полосы термопластиком. Рисунок специальный, чтобы вода стекала с разметки
Компактная вакуумная уборочная машина Multicar Tremo
Трактор польского производства с уборочным оборудованием<
Оборудование компактных машин позволяет выполнять много видов работ
Разметочная машина Hofmann

Лозунг «Чисто там, где не сорят» устарел еще при возникновении. Человеческий гений, не полагаясь на добросовестность отдельных граждан и природы в целом, изобрел несколько видов машин для летнего содержания дорог и улиц, начиная от примитивных форм – цистерн с водой и навесных щеток и заканчивая мощными уборочными агрегатами, выполненными по последнему слову науки и техники.

Существует много видов техники для летнего содержания – подметально-уборочная, поливальная, поливомоечная, вакуумная подметально-уборочная, машины для мойки ограждений, для нанесения дорожной разметки. Кроме того, в коммунальном хозяйстве используют мини-погрузчики,  агрегатируемые как с основным ковшом, так и с подметально-уборочным оборудованием, малые и средние фронтальные погрузчики, оборудованные ковшами и используемые при сборе смета вручную.

Самый простой и дешевый, а потому привлекательный для муниципальных служб вариант – это трактор с навешенной сзади подметальной щеткой без системы орошения, используемый и зимой, и летом. Зимой этот агрегат показывает приемлемые результаты, зато летом он больше гоняет пыль по улице, чем сметает ее. Эффективность стремится к нулю, но цена оправдывает всё. Заграничные товарищи тоже продолжают эксплуатировать проверенные идеи, только их тракторы посимпатичнее и почище, а щетки – с орошением, а порой с лотковой щеткой и лотком для сбора смета. Основной недостаток импортной техники – цена.

Полуприцепная цистерна для воды с поливом самотеком придумана в эпоху, когда преобладал гужевой транспорт, и, благополучно дожив до века нанотехнологий, продолжает исправно орошать просторы родины. Особенно хороша бочка с водой в жаркую погоду, уступая только бочке с квасом/ пивом (нужное – подчеркнуть). Завод «Орёлстроймаш» выпускает полуприцепные цистерны вместимостью 2; 3,5 и 5 м3, оснащенные водяной помпой с приводом от заднего ВОМ трактора. Для мойки дороги и полива зеленых насаждений спереди на трактор навешивают водяную рампу. Завод также выпускает навесное щеточное оборудование и отвалы для тракторов МТЗ-80/ 82, навесное оборудование для мини-погрузчиков.

Перейдя от антикризисных вариантов к более продвинутым, поговорим о высокотехнологичных подметально-уборочных агрегатах (ПУМ) на автомобильном шасси. Традиционно используют шасси ЗИЛ и ГАЗ. Принцип действия агрегата прост, как все гениальное: мусор сметается к центру машины двумя лотковыми щетками, расположенными в базе шасси, и задняя щетка-подборщик убирает его на нижнюю часть скребкового приспособления к шнекам. Шнеки подают смет к транспортеру, который перемещает его в приемный бункер или в съемный контейнер. Заменяют контейнер через боковые дверки. Привод щеток на всех современных ПУМ гидравлический, для пылеподавления в зоне работы щеток смонтирована система орошения с водяным баком. Подметально-уборочные машины продолжает выпускать ООО «Берц» (бывш. «Торфмаш», г. Рязань). В его производственной программе – модели ПУМ-1 на шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, ПУМ-99 на шасси ЗИЛ-433362, ЗИЛ-432932 и конструктивно отличающаяся от них ПУМ-33 на шасси КамАЗ-43253. На ПУМ-33 щетка-подборщик смонтирована в колесной базе. Для шасси ГАЗ масса загружаемого в бункер смета ограничена 1875 кг, для ЗИЛ и КамАЗ – 3500 кг. Цена ПУМ вместе с шасси колеблется от 1,5 до 2,5 млн. руб. в зависимости от модели шасси (цены на конец мая).

Бочка с водой с течением времени эволюционировала в поливомоечную машину. На автомобильное шасси (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ или АМУР) устанавливают цистерну для воды, а спереди монтируют моечное оборудование. Моечное оборудование cостоит из распределительной гребенки с форсунками, боковым соплом и вентиля для присоединения шланга с выносным моечным пистолетом. Вода под давлением смывает пыль и мусор к бортовому камню. Цилиндрическая подметальная щетка в колесной базе завершает зачистку территории. Машину эксплуатируют круглый год, только зимой вместо водяной рампы навешивают плужное оборудование. Поливомоечные машины также используют для распределения жидких противогололедных материалов.

На современном этапе развития коммунального машиностроения поливомоечные машины не выделяются в качестве отдельного вида, а представляют собой одну из модификаций комбинированной дорожной машины (КДМ). Так, Мценский завод «Коммаш» для комбинированной машины КО-713Н  использует шасси ЗИЛ-494560 и ЗИЛ-433362 (КО-713Н),  АМУР-531310  и АМУР-531315  (КО-713Н-20/30), МАЗ-4380  (КО-713Н-40), КамАЗ-43255  (КО-713Н-50).  Исполнения комбинированной машины – с цистерной, поливомоечным и щеточным оборудованием, с кузовом для твердых противогололедных реагентов, распределительным механизмом и плужным оборудованием и наиболее сложный вариант – с кузовом, где установлена цистерна. Навесное оборудование разное в зависимости от сезона. Модификации КО-713Н различаются вместимостью цистерны и кузова. По такому же принципу комплектуют модели КО-806 на шасси КамАЗ-43253 и МАЗ-533702 и КО-823 на шасси КамАЗ-53215/ КамАЗ-53229.

Аналогичная  система у завода «Коммаш» (г. Арзамас). Модель комбинированной машины КО-829А на шасси ЗИЛ-433362/ ЗИЛ-494560 исполняют в шести комплектациях – от универсальной, куда включено пескоразбрасывающее, плужное, щеточное и поливомоечное оборудование, до специализированных пескоразбрасывающей и поливомоечной. Модели КО-829Д на шасси КамАЗ-53605 и КО-829Б на шасси КамАЗ-65115 поставляют в пяти комплектациях. Сезонную смену кузовов выполняют без применения грузоподъемных механизмов, а лишь с помощью опор и автомобильного домкрата.

Вариация на тему комбинированной машины – так называемая универсальная дорожная машина (УДМ) на базе самосвала. ООО «Дорожные машины» (Завод КДМ им. М.И. Калинина, г. Смоленск) создало модификации комбинированных машин на базе самосвалов КамАЗ-55111, -65115, -65111. Летом их используют для сметания мусора, мойки и полива дорожного полотна, мойки элементов дорожной обстановки, перевозки грузов, разбрасывания песка и щебня. Кузов пескоразбрасывающего и поливомоечного оборудования оснащен направляющими полозьями и регулируемыми по высоте четырьмя опорами, что позволяет снимать и устанавливать кузов без привлечения дополнительных сил и грузоподъемных механизмов на любом участке с ровным покрытием. В перечне навесного оборудования смоленского завода есть также щетки для мойки ограждений.

Следующей  вехой  прогресса в коммунальном хозяйстве стало появление вакуумной  подметально-уборочной машины, работающей по принципу пылесоса. Мценский завод предлагает машину КО-326 на шасси МАЗ-533702. В состав оборудования входят бункер-мусоросборник, система всасывания и подачи смета в бункер, водяная система, автономный двигатель, гидросистема, центральная щетка, правая лотковая щетка, щетка подборщика, пульт управления. Дополнительные опции: передняя щетка, рыхлитель, подборщик для стационарной уборки мусора из труднодоступных мест. Ширина уборки – не менее 2500 мм, масса загружаемого смета – до 7125 кг. Благодаря передней щетке увеличивается ширина убираемой полосы и возможно на дорогах с односторонним движением убирать левую прилотковую зону, двигаясь в одном направлении с потоком.

Российские заводы успешно освоили монтаж импортного вакуумного подметально-уборочного оборудования на шасси КамАЗ, МАЗ и ЗИЛ. Арзамасский «Коммаш» предлагает вакуумную подметально-уборочную машину КО-316А на шасси КамАЗ-53605 с установкой Faun Viajet 6. Машина убирает полосу шириной 2300 мм со скоростью 4...8 км/ч, вместимость бункера для смета – 6 м3.

Компания  «Коминвест-АКМТ» (Москва) занимается монтажом  установок  Johnston Sweepers на шасси КамАЗ и МАЗ. Потребителям предлагают три модели установок серии VT. Облегченную версию VT 550 монтируют на шасси МАЗ-437041, КамАЗ-4308 и аналогичные импортные шасси. Ширина рабочей зоны – до 3400 мм с двумя лотковыми щетками, объем загружаемого смета – до 5 м3, бункер из нержавеющей стали, мощность автономного двигателя – 65 кВт. Управление рабочим оборудованием – из кабины с помощью пульта типа PALM. Модель VT 650 устанавливают на шасси КамАЗ-53605 и МАЗ-5551, в зависимости от комплектации ее ширина подметания от 2400 до 3600 мм, вместимость бункера для смета – 6,5 м3. Самая производительная модель VT 800 с автономным двигателем мощностью 91 кВт и 8-кубовым бункером убирает полосу шириной до 3600 мм.

Смоленский завод «Дорожные машины» монтирует на шасси МАЗ-5551, МАЗ-5337 и КамАЗ-43253 с ходоуменьшителем оборудование Bucher-Schorling CityFant 60. Ширина обрабатываемой полосы в двухшахтной конфигурации до 3600 мм. Вместимость бункера – от 4 до 11 м3 в зависимости от комплектации. Автономный двигатель – Mercedes-Benz или IVECO мощностью 75 кВт. К базовой комплектации предлагают более 15 опций.

НПК «Коммаш» (Москоммаш) выпускает машину КМ-32001-04 с установкой Schmidt SK650 на шасси МАЗ-5551А2 и КамАЗ-53605. Бункер для смета вместимостью 7 м3 выполнен из черной стали и окрашен, пол бункера из нержавеющей стали. Ширина уборки машины – до 2300 мм, рабочая скорость – до 7 км/ч, масса вывозимого смета – до 7 т.

Вся вышеупомянутая техника предназначена для уборки улиц, площадей, магистралей. На тротуарах, во дворах, на парковых дорожках ей не развернуться. Для этих целей создан класс компактных вакуумных подметально-уборочных машин. Их основные особенности – специальное шасси, малый радиус поворота, привод хода и рабочего оборудования от одного двигателя, узел со щетками расположен спереди в зоне видимости водителя, всасывающий рукав проходит под кабиной, подбор вакуумный, а разгрузка самосвальная.

Компания «Минитэкс Авто» поставляет компактные машины Multicar в трех базовых моделях – Fumo, Tremo и М26, различающихся габаритами и грузоподъемностью. Их общая особенность – гидрообъемный привод колес обеих осей. Все три модели представляют собой базовые самосвальные грузовички разных размеров и мощности, на которые монтируют широкий спектр навесного оборудования. Tremo с ваккумным оборудованием и щеточным узлом перед кабиной убирает полосу шириной 1,8 м. Три режима рулевого управления всеми колесами обеспечивают высокую маневренность. Переднюю навеску можно быстро заменить силами только водителя. Автомобили Fumo и М26 исполняют в трех вариантах – грузовом, шасси для стационарного оборудования и универсальное шасси для работы с несколькими видами навесного оборудования.

«Коминвест-АКМТ» предлагает субкомпактные, т. е. совсем маленькие и компактные вакуумные уборочные машины Johnston Sweepers. Особенности субкомпактных моделей 525 и 636 Hi-speed – гидростатическая трансмиссия 4x4, насос на валу двигателя, мотор-колеса. Бункер для смета изготовлен из нержавеющей стали (вместимость 0,75 м3 у «525-й» модели и 1 м3 у «636-й»). Щетки управляются из кабины независимо друг от друга, что дает возможность убирать полосу шириной до 1,8 м.

Рабочая скорость компактных моделей CN200/ CX200 (вместимость бункера 1,8 м3) и СХ400/ CN400 (вместимость бункера 4 м3) – до 16 км/ч. Небольшие размеры и короткая колесная база обеспечивают маневренность при очистке элементов дорожной обстановки, возле припаркованных автомобилей и около сооружений малых архитектурных форм.

Российские заводы не остаются в стороне и предпринимают попытки освоить собственное производство компактных «пылесосов». Так, «Тверской экскаватор» разработал компактную машину УКМ, но этот проект «не пошел», несмотря на усиленную раскрутку. ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» (Екатеринбург), известный отечественный производитель вилочных погрузчиков, предлагает подметально-уборочную машину МК-1500М1-02. В конструкции применяют импортные комплектующие – двигатель Kubota, вакуумную установку, щеточный узел и узел воздухозабора чешской фирмы Kobit, смонтированные на немецкое шасси. Вместимость бункера – 2 м3. Сейчас ее цена – около 4 млн. руб., аналогичные машины Hako и Bucher стоят порядка 150 тыс. евро.

В летнее, а точнее, в весеннее содержание дорог входит возобновление дорожной разметки, имеющей свойство исчезать с началом обработки дорог противогололедными реагентами. Для разметки городских и магистральных дорог используют машины «Шмель-11А» и РДТ-220 на шасси «ГАЗель», разметочную машину для выполнения больших объемов работ МДР-4. Из импортной известна техника фирм Borum и Hofmann, наносящих разметку краской и термопластиком.

Таким образом, рынок коммунальной техники насыщен. А сейчас предложение существенно превышает спрос. Не очень бы хотелось, чтобы из-за кризиса закрывались заводы, что сразу создаст социальные проблемы, а в перспективе может привести к монополизации рынка и торможению прогресса в этой области.