Юбилей автомобильной науки

90 лет НАМИ


Академик Е.А. Чудаков

1934 г. Автобус НАТИ-АА

Мобильное малогабаритное транспортное средство для сельского хозяйства ММТС

1941 г. Тягач НАТИ-52

В октябре исполняется 90 лет Центральному ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту – первой в стране научной организации в области автомобилестроения. В 1994 г. НАМИ присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации (ФГУП «НАМИ»).

История НАМИ неразрывно связана с развитием автомобильной науки и техники в России. Здесь работали такие светила отечественного автомобилестроения, как академик Е.А. Чудаков, профессора Н.Р. Брилинг и Е.К. Мазинг.
Вот только некоторые исторические вехи: первый отечественный троллейбус, автобус вагонной компоновки, тракторы ХТЗ-НАТИ, автомобиль НАМИ-020 – прототип семейства автомобилей «Урал», V-образный дизель НАМИ-019 (основа семейства двигателей ЯМЗ), технологические основы проекта крупнейшего в Европе автомобильного полигона в г. Дмитрове (Московская обл.) и многое другое. За свою историю существования институт внедрил в серийное производство более трехсот разработок.
В 1980-х годах в «НАМИ» созданы экспериментальные образцы автомобилей и агрегатов – прототипов техники 2000-х годов: магистральный автопоезд «Тайфун» с осевой нагрузкой 13 т (1989 г.), созданный под производство Камского автозавода; автомобиль грузоподъемностью 1,5 т, ставший прототипом семейства «ГАЗель»; перспективные двигатели с изменяемыми степенью сжатия и рабочим объемом, а также работающие на альтернативных видах топлива; гидромеханические передачи для автобусов; диапазонные коробки передач и др.
Коллектив «НАМИ, несмотря на огромные трудности последних десятилетий, не прекращает научной работы. Ряд работ удостоен премий РФ:
«Разработка высокоэффективной технологии ускоренных испытаний автомобильной техники для сокращения сроков освоения производства» (1990 г.);
«Триботехнологии на базе эффекта безызносности при трении и явления водородного изнашивания металлов» (2000 г.);
«Внедрение семейства многоцелевых дизельных двигателей Евро-2» (2002 г.).
В настоящее время проводятся научные исследования по созданию мобильных малогабаритных транспортных средств (ММТС) для сельского хозяйства. Важное социальное значение имеют работы по созданию школьных автобусов.
В НАМИ разрабатываются типоразмерные ряды высокоэффективных автомобильных бензиновых и дизельных силовых агрегатов и двигателей многоцелевого применения. Проводятся исследования по применению альтернативных топлив в дизельных двигателях многоцелевого назначения, создается транспортное средство на шасси автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок» с энергетической установкой на базе топливных элементов, работающих на водороде.
Опытно-экспериментальная база института позволяет решать любую задачу по конструированию, испытаниям и доводке образцов автомобильной техники. На автополигоне проводятся исследования практически всех технических свойств автомобилей и прицепов, включая активную и пассивную безопасность, экологию, эргономику, топливную экономичность, скоростные качества, надежность и коррозионную стойкость.
НАМИ – один из основных разработчиков «Концепции развития автомобильной промышленности России», а также проекта федеральной целевой программы «Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, и с применением комбинированных энергетических установок на 2009–2013 гг.». Институт разрабатывает экологические требования к автотехнике.
НАМИ представляет Российскую Федерацию в ряде международных организаций. Институт аккредитован в качестве центра сертификации автомобилей по Правилам ЕЭК ООН. Начиная с 2005 г. выдано более 3600 официальных протоколов испытаний.
Сегодня в НАМИ работают 83 доктора и кандидата наук, 600 инженеров, научно-технический совет и диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.