Рынок автобусов. Скоро будем ездить только на микроавтобусах

Р. Кулапин, канд. экон.наук

Приведенные данные свидетельствуют о том,что российский рынок меняется и никогда уже не станет таким, как десять лет назад. Можно соглашаться или не соглашаться с эмоциональной оценкой автора,но приведенные анализы и прогнозы ценны сами по себе.

Оценивая в целом развитие рынка автобусов в России, можно умиляться от успехов.

В 1997 г. начался значительный рост производства автобусов: на 21,6% относительно 1996 г., а за четыре месяца текущего года производство возросло на 16,9% относительно соответствующего периода прошлого года. По оценке, за 1998 г. общий прирост составит более 9% относительно прошлого года.

Общий объем продаж в России ежегодно возрастает в среднем на 16%, при этом объем продаж отечественных автобусов в 1997 г. увеличился на 23%, а за четыре месяца текущего года рост продаж составил около 20%; ожидается 10% годового прироста продаж. Тем не менее спрос превышает отечественное предложение на 16 – 18% ежегодно и удовлетворяется за счет импорта.

Но структурный анализ позволяет сделать достаточно неутешительные выводы: рынок захвачен микроавтобусами, закупаемыми в основном коммерческими организациями для городских и пригородных перевозок в качестве маршрутных такси.

Выпуск и продажа малогабаритных и микроавтобусов, используемых для этих целей, занимает основную долю в производстве автобусов: в 1996 г. она составила более 91% общего выпуска, в 1997 г. –- более 93%, в 1998 г., по оценке, составит около 95% общего объема российского производства.

Доля же городских и пригородных многоместных автобусов, составляющая и так незначительную величину, постоянно снижается: с 8,6% в 1996 г. до 5,3% в 1998 г. Основная причина этой тенденции – отсутствие средств у муниципалистов и мизерные инвестиции в развитие отечественного производства по выпуску многоместных автобусов. Вместо этого закупают турецкие «Мерседесы» по очень высокой цене – от 130 тыс. долларов США за единицу.

Импорт автобусов постоянно возрастает и составляет более 22% отечественного производства. Из этих закупок на микроавтобусы, закупаемые в Японии и Корее, приходится 43–45%, доля больших городских автобусов, закупаемых в Венгрии, Германии (в основном – бывшие в употреблении) и Турции составляет около 50% всех закупок; только в 1997 г. израсходовано более 300 млн. долларов США на приобретение 4500 штук. Эти закупки практически не изменяют критического положения в России с наличием городских и пригородных автобусов общего пользования, которых по предварительной оценке имелось на конец 1997 г. 110 тыс. или 0,00075 ед. на душу населения.

В текущем и ближайших годах сохранится высокий спрос на малогабаритные и микроавтобусы, поскольку затраты на покупку коммерческими структурами окупаются очень быстро.

Наибольший спрос сохранится в Москве, ее области, а также и в регионах со значительной плотностью населения и большой протяженностью городских и пригородных застроек.

Прогноз закупок автобусов по регионам России в 1998 г. (отечественное производство) представлен в таблице справа.