Малогабаритные тракторы из Германии

А. Нефедов, к.т.н.
 
 
 
 
 
 
Соотношение малогабаритных тракторов производства Германии по типам компоновочных схем, %
Соотношение фирм-производителей по количеству выпускаемых малогабаритных тракторов, %
 
 

Для Германии – одной из ведущих стран Западной Европы с развитым сельскохозяйственным машиностроением – характерно не только массовое производство разнообразной номенклатуры современных стандартных тракторов для села, но и изготовление большого количества так называемых малогабаритных тракторов, обладающих в отличие от упомянутых компактными размерами и сравнительно небольшой мощностью. Они поставляются на рынки других, преимущественно европейских стран, но именно в Германии пользуются особой популярностью у фермеров.

Эти тракторы с небольшими габаритами при соответствующем оснащении их разнообразными сельхозмашинами-ору­­диями могут оказаться весьма эффективными в механизации сельхозработ на небольших участках в стесненных условиях: в садах, виноградниках, на малых животноводческих фермах и при заготовке кормов, в парниково-тепличных хозяйствах, при транспортных работах, в строительстве и коммунальном хозяйстве, а также способны выполнять другие виды работ, где использование стандартных тракторов из-за их больших размеров является неэкономичным и не­удобным. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по продольной устойчивости, маневренности, экономичности и универсальности в эксплуатации.

    Все немецкие малогабаритные тракторы, которые поставляются, в частности, на один из наиболее крупных западноевропейский рынок основными 12-ю фирмами-про­из­в­оди­те­лями, можно объединить в две группы:
  • изготавливаемые ведущими фирмами мирового уровня (Claas, Deutz-Fahr и Fendt), которые наряду с большой гаммой стандартных тракторов выпускают еще и довольно значительную номенклатуру моделей малогабаритных тракторов;
  • выпускаемые более мелкими фирмами (Dexheimer, Hako, Hieble, Holder, Krieger, Lenar, Sauerburger, Tu..nnissen и Yagmur), которые специализируются на производстве только малогабаритных тракторов.

Среди моделей малогабаритных тракторов наибольшим спросом в Германии пользуются многофункциональные, наиболее удобные с точки зрения агрегатирования с комплексом различных сельхозмашин-орудий колесные полноприводные тракторы классической компоновки с передними и задними ведущими колесами 4К4а, отличающиеся более высокими тягово-сцепными качествами и устойчивостью. Следующими в порядке убывания количества выпускаемых моделей располагаются малогабаритные тракторы следующих компоновок: c задними ведущими колесами большего, чем неведущие передние, размера 4К2; с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими одинаковыми колесами 4К4б’, а также интегральной с передними и задними ведущими одинаковыми колесами и расположенной между ними на раме кабиной 4К4б.

При этом малогабаритные тракторы фирмы Tu..nnissen выполнены с особой компоновкой самоходного шасси с кузовом, расположенным над передними ведущими колесами.

Все фирмы, занимающиеся производством малогабаритных тракторов, выпускают номенклатуру, состоящую из 20 серий и 65 моделей в диапазонах мощности от 16 до 101 л.с. и эксплуатационной массы от 580 до 3060 кг, т. е. все они соответствуют диапазону тяговых классов от 0,2 до 1,4, причем малогабаритными, несмотря на довольно большую мощность, даже достигающую среднего по общепринятым меркам уровня (от 52 до 101 л.с.), они называются из-за своих узких и коротких габаритов, благодаря которым они в сравнении со стандартными тракторами лучше вписываются в небольшие по площади полевые угодья.

Структура малогабаритных тракторов производства Германии на западноевропейском рынке
Фирма-производитель Компоновочная схема Эксплуатационные характеристики Количество (наименование) серии/ моделей в серии
мощность, л.с. масса, кг
Claas
4К4а
67–99
2640–3060
1 (Nectis)/ 9
Deutz-Fahr
4К4а
39–50
1200–1465
1 (Agrokid)/ 3
82–95
2490–2870
1 (Agroplus)/ 9
Dexheimer
4К4а
72–101
2350–2430
1 (500SI)/ 4
Fendt
4К2
60–71
2580–2860
1 (200)/ 4
4К4а
60–101
2580–2860
1 (200)/ 3
Hako
4К2
17–37
650–1110
1 (Hakotrac)/ 5
4К4а
45
1450
1 (Hakotrac-City)/ 1
Hieble
4К4а
72–101
2300–2600
1 (Bergmeister)/ 5
Holder
4К4б
27–42
1000–1400
2 (V и C)/ 3
4К4б’
62–92
1680–2510
4 (F, L, M и S)/ 6
Krieger
4К4а
50–77
2050
1 (K)/ 4
Lenar
4К4а
16–25
580–1200
1 (LE)/ 3
Sauerburger
4К4а
78
2200
1 (FXS)/ 1
Tu..nnissen
4К4а
46–80
1900
1 (TS-Compact)/ 3
Yagmur
4К4а
34–52
1460–1500
1 (Agrifarm)/ 2

Среди всех фирм – производителей малогабаритных тракторов можно выделить номенклатуру из шести наиболее крупных и известных изготовителей (Claas, Deutz-Fahr, Fendt, Hako, Hieble и Hоlder), которые выпускают максимальное количество серий и моделей, отличающихся довольно высокими техническими характеристиками и потребительскими свойствами, по которым можно оценить общий уровень технико-экономических показателей всех немецких малогабаритных тракторов, поставляемых на западноевропейский рынок. Поэтому тракторы именно этих производителей, а также их технические параметры представляются особенно интересными.

Из представленных в таблице данных видно, что все современные малогабаритные тракторы немецких производителей обладают более или менее сходными техническими параметрами и характеризуются практически близкими к стандартным тракторам показателями.

Так, распределение массы у этих малогабаритных тракторов на передние и задние мосты фактически является оптимальным для таких небольших по своим габаритам тракторов, составляя для компоновочной схемы 4К4а в основном 43 или 44 и 57 или 56%, тогда как у тракторов 4К4б’ (фирма Holder) благодаря массивному переднему ведущему мосту распределение масс на эти мосты может составлять соответственно 60 или 56 и 40 или 44%, что обеспечивает большую догрузку переднего моста для лучшей передачи тягово-сцепных качеств, особенно при повороте на слабых почвах.

Размеры малогабаритных тракторов в зависимости от их мощности значительно различаются между собой. Длина моделей, например, фирмы Hako минимальна (от 151 до 303 см), тогда как моделей фирмы Claas существенно больше (от 396 до 414 см). То же относится к ширине этих тракторов: у моделей фирм Fendt и Deutz-Fahr она может достигать соответственно 172 и 180 см, а у моделей фирм Holder и Hieble может быть ограничена 125 и 130 см. Высота малогабаритных тракторов может колебаться от 130–235 см (фирма Deutz-Fahr) до 238–252 см (фирма Fendt). Таким образом, габаритные размеры всех этих моделей тракторов, как правило, ограничены определенными размерными диапазонами, свойственными малогабаритным тракторам: длиной от 151 до 414 см, шириной от 98 до 180 см, высотой от 196 до 252 см.

Рассматривая особенности узлов, агрегатов и систем малогабаритных тракторов, можно отметить, что все они оснащены высокооборотными (от 2100 до 3000 об/мин) дизелями фирм Deutz, John Deere, Mitsubishi, Iveco, Kubota, Sisu и Yanmar, имеющими достаточно высокие значения запаса крутящего момента (от 13 до 35%); у них применено в основном жидкостное охлаждение, кроме двигателей малогабаритных тракторов фирмы Holder с воздушным охлаждением; в зависимости от мощности они выполнены 2-, 3- или 4-цилиндровыми, причем даже двигатели самой небольшой мощности, в частности фирм Deutz и Holder, а также все остальные оборудованы турбонаддувом; при этом продолжительность работы двигателей малогабаритных тракторов до замены масла составляет в основном от 250 до 500 моточасов, что соизмеримо с аналогичным показателем для стандартных тракторов.

Трансмиссии малогабаритных тракторов преимущественно выполнены в штатной комплектации ступенчатыми синхронизированными реверсивными либо бесступенчатыми гидрообъемными с переключением под нагрузкой (на тракторах фирм Fendt, Hako и Holder) или (по заказу) в основном на мощных моделях с 2 или 3 ступенями, переключаемыми под нагрузкой без разрыва потока мощности. При этом малогабаритные тракторы остальных фирм (в частности, фирм Lenar и Tu..nnissen) выполнены бесступенчатыми. Число передач вперед/ назад всех этих ступенчатых трансмиссий составляет 12/ 12 либо 24/ 24 (на тракторах фирмы Сlaas). Кроме того, малогабаритные тракторы последней фирмы по заказу могут иметь другое число передач – 24/ 12, а тракторы фирмы Deutz-Fahr – 30/ 15. Максимальная транспортная скорость малогабаритных тракторов, так же как и стандартных моделей аналогичной мощности, составляет 40 км/ч, причем на отдельных моделях фирм Deutz-Fahr, Fendt и Holder эта скорость начинается при возрастании мощности соответственно от 82, 60 и 77 л.с. Большинство малогабаритных тракторов, даже совсем небольшой мощности, штатно комплектуются ходоуменьшителем, тогда как отдельные модели (например, фирм Deutz-Fahr и Hieble) – только начиная с мощности 82–88 л.с., причем на малогабаритных тракторах фирмы Hako ходоуменьшители вообще не предусматриваются.

Для привода навесных или прицепных машин с активными рабочими органами малогабаритные тракторы комплектуются в основном включаемыми под нагрузкой двухскоростными (540/ 540Е об/мин) независимыми ВОМ с экономичными (Е) режимами вращения либо такими же, но трехскоростными (540/ 540Е/ 1000 об/мин) ВОМ (на тракторах фирмы Fendt), причем ВОМ последнего типа по заказу оборудуются наиболее мощные модели малогабаритных тракторов фирмы Deutz-Fahr. Помимо независимых ВОМ на большинстве малогабаритных тракторов устанавливается по заказу еще и синхронный ВОМ (об/мин пути) для привода, например, рассадо-посадочных машин или пунктирных сеялок, вращение рабочих органов которых увязано с низкой (не более 8 км/ч) поступательной скоростью движения трактора. В отличие от других фирм на малогабаритных тракторах фирмы Сlaas синхронный ВОМ устанавливается штатно.

Максимальное давление в гидросистеме подавляющего большинства малогабаритных тракторов повышено до 18–20 МПа, благодаря чему грузоподъемность их задней навесной системы на наиболее мощных моделях увеличена до 2390–3130 кг, причем эта навесная система таких небольших тракторов в основном выполнена по I и II (для более мощных моделей) категориям. Часть моделей, в том числе таких ведущих фирм, как Claas, Deutz-Fahr и Fendt, штатно оборудована еще силовым, позиционным и смешанным регулированием навесной системы, а также автоматическим электронно-гидравлическим регулятором глубины обработки почвы.

Рулевое управление всех малогабаритных тракторов – гидрообъемное с гидроцилиндром в рулевой трапеции для поворота передних управляемых колес тракторов классической компоновки либо используемым для поворота одной из полурам для моделей с шарнирно-сочлененной рамой (фирма Holder).

Благодаря короткой поперечной базе наименьший радиус поворота указанных моделей укладывается в небольшой диапазон от 2 до 4,2 м.

Для обеспечения более эффективного торможения даже таких небольших тракторов тормозами оснащены не только задние, но и передние колеса, между тем такое одновременное торможение всех колес у малогабаритных тракторов фирм Deutz-Fahr и Holder осуществляется только при более высоких уровнях мощности – соответственно при 82 и 63 л.с.

Дорожный просвет малогабаритных тракторов на стандартных шинах колес в среднем не превышает 165–345 мм, что позволяет им свободно перемещаться как в междурядьях уже частично выросших сельскохозяйственных культур, так и по неровностям почвы, не задевая их нижними частями картеров двигателя и ведущих мостов.

Шины передних и задних колес выполнены преимущественно с радиальным кордом, вместо менее износостойкого диагонального, применяемого только на тракторах фирмы Hako.

Условия, комфортность и безопасность труда на таких малогабаритных тракторах соответствуют современным требованиям и мало уступают аналогичным показателям, характерным для больших стандартных тракторов, в том числе по оснащенности их полнофункциональными безопасными кабинами, имеющими в целом довольно низкие уровни шума (не более 78–85 дБ(А), которыми эти небольшие тракторы вместо дуг безопасности, защищающими водителя только при опрокидывании, комплектуются в основном по заказу. Исключение составляют модели с расположенной над задним мостом кабиной (фирма Holder), а также мощные модели фирм Dexheimer, Hako и Fendt (модификации для садов), на которых кабина устанавливается штатно. Кроме того, тракторы фирм Krieger (модели К 502А, К 602А, К 70А и К 80А), Fendt (модели 207/ 208/ 209/ 210/ 211 F/ FA и V/ VA Vario), Dexheimer (модели 507Si и 510Si) и Hieble (модели 734, 824 и 856) могут оснащаться по заказу еще низкопрофильной кабиной для въезда и работы в невысоких животноводческих помещениях. Кабины многих фирм комплектуются панорамным остеклением с открывающимися передними и задними окнами, удобными, регулируемыми по массе и росту водителя, зачастую подрессоренными, в том числе посредством амортизаторов, сиденьями, эргономично расположенными органами управления, а также отопителями, воздухонагнетателями и по заказу кондиционерами (на наиболее мощных моделях).

Благодаря небольшим размерам и массе сервисное обслуживание малогабаритных тракторов обходится в разы дешевле, чем их стандартных собратьев.

В качестве разнообразного с различной рабочей шириной захвата и производительностью сменного навесного и прицепного оборудования для сельскохозяйственных, плантажных, погрузочных и других видов работ, монтируемого не только на задней, но и на передней навесной системе малогабаритных тракторов и согласованного с их мощностью и эксплуатационной массой, могут использоваться почвообрабатывающие плуги, культиваторы, шнековые снегоуборщики, ковшовые погрузчики, транспортные прицепы и многие другие машины и орудия, специально создаваемые для таких небольших тракторов многочисленными фирмами.

В России же малогабаритные тракторы, особенно в сельском хозяйстве, явление пока достаточно редкое, несмотря на их лучшую, чем стандартных тракторов, приспособленность к работе в стесненных условиях, в небольших фермерских хозяйствах, садах и виноградниках. Кроме того, производимая отечественными тракторными заводами номенклатура таких тракторов выглядит весьма ограниченной, а показатели их технического уровня в сравнении с немецкими аналогами оставляют желать лучшего.

Основные технические параметры малогабаритных тракторов от наиболее крупных фирм-производителей Германии
Параметр Claas Deutz-Fahr Fendt Hako Hieble Holder
Распределение массы на мосты, %: передний/ задний
43/ 57
43/ 57
н. д.
44/ 56
н. д.
60/ 40; 39/ 61; 56/ 44
Габариты, см: длина
ширина
высота
396–414
109–151
235–248
298–385
147–180
130–235
258–370
116–172
238–251
151–303
105–135
186–199
320–352
120–130
210–225
270–409
98–125
196–252
Охлаждение двигателя
Жидкостное
Жидкостное
Жидкостное
Жидкостное
Жидкостное
Воздушное
Турбонаддув
Есть
Есть с 43 л.с.
Есть
Нет
Есть
Есть при 42 и с 77 л.с.
Номинальная частота вращения, об/мин
2300
3000;
2200 с 82 л.с.
2100
3400;
2 500 с 30 л.с.
2400
3000;
2500 с 62 л.с.
Число цилиндров
3–4
3–4
3
2–4
3–4
3–4
Запас крутящего момента, %
27–33
18–24
35
н. д.
21–34
13
Продолжительность работы двигателя до замены масла, моточас
500
300
500
250
500
500
Коробка передач, тип
Синхронизированная; по заказу с 2 ступенями ПНХ*
Синхронизированная; по заказу с 3 ступенями ПНХ с 82 л.с.
Бесступенчатая
Бесступенчатая
Синхронизированная
Бесступенчатая; синхронизированная
Число передач вперед/ назад
24/ 24; по заказу 24/ 12
12/ 12; 30/ 15 c 82 л.с.
н. д.
н. д.
Максимальная скорость, км/ч
40
30–31,5; 40 с 82 л.с.
30; 40 c 60 л.с.
17–30
40
27–35; 40 с 77 л.с.
Ходоуменьшитель
Есть
По заказу; есть с 82 л.с.
Есть
Нет
По заказу; есть с 88 л.с.
Есть
Частота вращения заднего ВОМ, об/мин
540/ 540Е
540/ 540Е; по заказу 540/ 540Е/ 100 с 82 л.с.
540/ 540Е/ 1000
н. д.
5405/ 40Е
н. д.
Синхронный ВОМ
Есть
По заказу с 82 л.с.
По заказу
Нет
По заказу
Нет
Максимальное давление в гидросистеме, МПа
19
18; 19 с 82 л.с.
20
15–19,5
18
18–25
Грузоподъемность НС**, кг: передней; задней
2390–3140
400–1500
1200–3000
2380 (c 60 л.с.) – 2540;
2410–3130
н. д.
365–500
1600 (с 77 л.с.)
2750–2800
700–2700
920–2800
Рулевое управление, тип
Гидрообъемное
Гидрообъемное
Гидрообъемное
Гидрообъемное
Гидрообъемное
Гидрообъемное
Наименьший радиус поворота, м
2,6–2,65
2,6–3,35
н. д.
2–2,5
2,65–3,2
2,45–4,2
Одновременное торможение передних и задних колес
Есть
Есть с 82 л.с.
Есть
Нет
По заказу
Есть с 63 л.с.
Дорожный просвет, мм
250–350
270–345
290–320
н. д.
300
165–280
Комплектация кабиной
По заказу
По заказу
По заказу
По заказу
По заказу
По заказу
Уровень шума в кабине, дБ(А)
81–82
н. д.
н. д.
82
79–80
78–85
Силовое, позиционное и смешанное регулирование задней НС
Есть
Есть
Есть
Нет
По заказу
Нет
Средства автоматизации
Электро-гидравлический регулятор задней НС
Электро-гидравлический регулятор задней НС с 82 л.с.
Электро-гидравлический регулятор задней НС
Нет
Нет
Электро-гидравлический регулятор задней НС (штатно или по заказу
*ПНХ – переключение передач под нагрузкой.
**НС – навесная система.