Малогабаритные тракторы США
![]() Сase IH JX 1075N
![]() New Holland T3010
![]() New Holland T3030
![]() John Deere 5615FA
![]() John Deere 5215VA
![]() Massey Ferguson 3425SA
![]() Некоторые виды работ, выполняемых малогабаритным трактором John Deere серии 3000:
1 – погрузка спереди; 2 – культивация; 3 – покос трав; 4 – фрезерование; 5 – уборка снега скрепером; 6 – погрузка сзади ![]() New Holland TN 75NA
|
В аграрном производстве за рубежом наряду с крупногабаритными стандартными тракторами, имеющими нормальную колею, широко распространены узкие колесные с короткой базой так называемые малогабаритные тракторы, которые по причине их небольших размеров более эффективны при выполнении работ в стесненных условиях на мелкоконтурных, небольших участках в растениеводстве (виноградарстве, садоводстве), животноводстве, горном земледелии, а также в коммунальном хозяйстве. К малогабаритным тракторам относятся, как правило, модели с шириной колеи от 790 до 1650 мм и эксплуатационной массой от 383 до 2800 кг, не превышающей по отечественной классификации тяговый класс 0,9…1,4. Производителями как стандартных, так и малогабаритных тракторов в такой стране с развитым тракторостроением, как США, являются известные ведущие фирмы Case IH, John Deere, Massey Ferguson и New Holland, поставляющие их не только на рынок Северной Америки, но и рынки других стран мира, в том числе развитых стран Западной Европы (Германии, Франции и др.). Удельный вес малогабаритных тракторов, выпущенных в последние годы в Штатах, значительный и составляет до 40% суммарной мощности всей произведенной для сельского хозяйства техники. Количественный и качественный состав малогабаритных тракторов на наиболее насыщенном западноевропейском рынке (в Германии) по cостоянию на 2008 г. характеризуется данными, представленными в табл. 1. Как видно из табл. 1, на западноевропейском рынке доминируют колесные малогабаритные тракторы полноприводной классической компоновочной схемы 4К4а из 14 серий (44 моделей), в отличие от которой колесные классические тракторы со схемой 4К2 (с передним неведущим мостом) выпускаются как модификации в виде только двух моделей и лишь единственной фирмой – John Deere, при этом указанные компоновочные схемы 4К4а и 4К2 распределяются между собой в соотношении 96:4%. Именно за счет привода на все колеса в наилучшей степени реализуются хорошая маневренность и проходимость таких тракторов на небольших участках и разном почвенном фоне. Для выпускаемых серий характерно, что каждая из них включает модели разной мощности с типизированными узлами и агрегатами подобных конструкций, но разных геометрических размеров. На фото показаны наиболее характерные модели малогабаритных тракторов фирм Case IH (JX 1075N), John Dееrе (5215VA и 5215FA), Massey Ferguson (3425SA), New Holland (Т3010, Т3030, TN 75NA). Основные показатели малогабаритных тракторов фирм США, имеющих в целом довольно высокий технический уровень, представлены в табл. 2, в которой значения показателей для одной модели серии зачастую могут отличаться от аналогичных показателей других моделей этой серии. Хотя все эти тракторы и являются малогабаритными, их характеристики тем не менее почти те же, что и у крупногабаритных стандартных тракторов. Характерным отличием малогабаритных тракторов является отсутствие подрессоренного переднего ведущего моста, электронных средств автоматизации с различными функциями, других усовершенствований, которые существенно усложнили бы их конструкцию, значительно повысив цену. Все размерные показатели, имеющие важное значение для таких малогабаритных тракторов для обеспечения их устойчивости и управляемости при агрегатировании и выполнении агротехнологических операций, находятся в относительно малых диапазонах: длина 1850…4000 мм, ширина 1000…1570 мм, высота (по рулевому колесу) 1340…2390 мм. Их база и дорожный просвет небольшие: соответственно 1700…24 320 и 180…400 мм, минимальный радиус поворота не превышает 1,9…3,3 м. Необходимые тяговые свойства обеспечиваются соответствующей развесовкой по осям: доля эксплуатационной массы, приходящейся на передние/ задние ведущие колеса таких тракторов, находится в пределах 0,38…0,42/ 0,58…0,62. Малогабаритные тракторы, имея в целом компактную конструкцию и относительно небольшую массу, обеспечивают благодаря этому, а также применению довольно мощных двигателей достаточную энергонасыщенность для выполнения энергоемких работ. Они в зависимости от уровня мощности оснащаются двух-, трех- и четырехцилиндровыми рядными 4-тактными дизелями, причем только жидкостного охлаждения, преимущественно с непосредственным впрыском топлива и высокой номинальной частотой вращения 2100…3130 мин–1, оборудованными электрозапуском фирм – производителей двигателей Case IH, Yanmar, John Deere, Mitsubishi, Perkins, New Holland. У них запас крутящего момента, находящийся в пределах 17…37%, достаточен для преодоления возникающих при работе перегрузок без переключения передач. При этом двигатели тракторов Case IH и New Holland, начиная с мощности 72 л.с., а фирм John Deere и Massey Ferguson при мощности соответственно 36 и 39 л.с. оборудуют еще и турбонаддувом, существенно повышающим их топливо-экономические характеристики. На подавляющем большинстве малогабаритных тракторов применяют однодисковые «сухие» муфты сцепления, однако с повышением мощности число дисков увеличивается до двух и более, а на мощных малогабаритных тракторах Case IH и New Holland уже используются «мокрые» многодисковые муфты сцепления повышенной надежности с электрогидравлическим управлением, при этом практически все малогабаритные тракторы оснащают демпферами для гашения крутильных колебаний. Малогабаритные тракторы штатно комплектуют в основном ступенчатыми синхронизированными коробками передач (КП), а тракторы фирмы John Deere сравнительно небольшой мощности – бесступенчатыми КП, управляемыми от одной педали. Модели повышенной мощности фирмы Massey Ferguson оборудуют еще и частично синхронизированными КП. По заказу малогабаритные тракторы могут оснащать и более дорогими КП с переключением передач под нагрузкой, а также ходоуменьшителями, требующимися для работы с «ползучими» скоростями движения при выполнении ряда сельхозопераций, особенно на посеве. Число передач вперед/ назад, обеспечиваемое этими КП, составляет преимущественно 32/ 16, 24/ 12, 12/ 12. В рабочем диапазоне скоростей 40…12 км/ч эти КП имеют от 4 до 14 передач, число которых увеличивается с ростом мощности. Максимальная транспортная скорость малогабаритных тракторов в зависимости от типа КП довольно высокая – 30 или 40 км/ч, что свидетельствует об их широком использовании на транспортных работах для перевозки грузов. Задние валы отбора мощности (ВОМ) малогабаритных тракторов выполняют независимыми, как правило, одно- или двухскоростными с экономичной частотой вращения (540Е), а тракторов John Deere, Massey Ferguson и New Holland еще и синхронными, скорость вращения которых пропорциональна скорости трактора, требуемой, например, при посеве, внесении удобрений. Для расширения возможностей агрегатирования их могут по заказу дополнительно оснащать и передними, главным образом односкоростными ВОМ, а также передней навесной системой меньшей, чем задняя, грузоподъемности. Включение привода переднего ведущего моста и его блокировки на подавляющем большинстве малогабаритных тракторов электрогидравлическое, а на тракторах John Deere этот привод автоматический. В качестве стандартного на малогабаритных тракторах применяется вмонтированное в рулевую трапецию передних управляемых колес гидрообъемное рулевое управление. На всех малогабаритных тракторах внедрено широко распространенное на стандартных, крупных тракторах одновременное торможение и передних, и задних колес дисковыми «мокрыми» тормозами с гидроуправлением. Преимущественное применение на малогабаритных тракторах находят эффективные в эксплуатации, отличающиеся большой ходимостью, радиальные шины типа R. Колею как передних, так и задних колес фирмы выполняют, как правило, бесступенчато регулируемой в диапазоне 920…1370 мм. Подавляющее большинство малогабаритных тракторов оснащают раздельно-агрегатными гидросистемами, чаще с увеличенным до 18…19 МПа максимальным давлением, гидронасосами с подачей 18…66 л/мин и задними трехточечными навесными устройствами, I или II категории и максимальной грузоподъемностью от 392 до 2720 кг, имеющими штатно или по заказу позиционное, плавающее, силовое и смешанное регулирование (фирмой John Deere эти виды регулирования предусматриваются только на моделях для садов и виноградников). Большинство моделей оснащают достаточно комфортными защитными шумо- и виброизолированными кабинами. Так, New Holland оборудует ими свои тракторы штатно, Case IH и John Deere – штатно или по заказу, Massey Ferguson штатно оборудует тракторы только низкими кабинами, эффективными на работах, например, внутри животноводческих помещений, либо машины поставляют без кабин, оснащая только дугой-каркасом безопасности. Уровень шума в кабинах в основном 77…79 дБ (А), редко, например, на тракторах New Holland – 85…86 дБ (А). Кабины штатно оборудуют эффективными отопительно-вентиляционными установками, по заказу – кондиционерами, а также монтируют на сайлентблоках для гашения вертикальных колебаний. Органы управления (педали, рычаги и др.), контрольно-измерительная аппаратура и приборы удобно расположены и сгруппированы, что создает оператору дополнительный комфорт. Высоко размещенное сиденье в сочетании с компактным двигателем и большой площадью остекления кабин спереди, сбоку и сзади обеспечивают хорошую круговую обзорность фронта работ. Практически на всех моделях сиденья выполняют подрессоренными на амортизаторах, регулируемыми по росту и массе оператора. В качестве дополнительного оборудования по заказу широко используются не только шины разных типоразмеров для разных условий работы, передние балластные грузы для увеличения тягово-сцепных свойств, но и КП с переключением всех или нескольких передач под нагрузкой (тракторы Сase IH, John Deere и New Holland), причем тракторы фирмы New Holland оснащают еще и автоматизированной системой диагностики. Малогабаритные тракторы широко используются не только на пахоте однокорпусными плугами, культивации, бороновании, междурядной обработке посевов и транспортировке грузов прицепами. Их можно также применять для работ по фрезерованию почвы, опрыскиванию, окосу трав, прессованию сена, погрузке с передними и задними навесными орудиями. В России малогабаритные тракторы используют не столь широко, как за рубежом, поскольку их номенклатура, особенно в диапазоне повышенной мощности, ограниченная. |
|