Рейтинг популярности в России зарубежных тракторов для села

А. Бирюков
John Deere 6920
Claas Xerion 3300
AGCO Challenger MT 865B
Buhler Versatile 2375
JCB Fastrac 8250
Распределение объемов продаж зарубежных тракторов по классам мощности
Jonh Deere 9630T
New Holland 7050
Lamborghini RF 100DT

Не все модели зарубежных тракторов для села, несмотря на их более высокий по сравнению с отечественными тракторами технический уровень, одинаково востребованы у отечественных покупателей, и зависит это не столько от бренда, сколько от комплекса технико-экономических и эксплуатационных показателей выбираемых для конкретных хозяйств типоразмеров.

В 2009 г. в России, как и в предыдущие годы, продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – с.-х. тракторов) ведущих мировых производителей по импорту из стран дальнего зарубежья, которые из-за охватившего нашу страну экономического кризиса несколько уменьшились по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года. Так, в I полугодии на внутреннем рынке России по импорту было закуплено всего 2770 ед. с.-х. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $20 009 826, что осуществлялось в основном спонтанно, без анализа рынка тракторной техники, показателей ее технической оценки, результатов испытаний на МИС и производственных проверок в хозяйствах.

Приобретая зарубежные с.-х. тракторы, российские покупатели в основном ориентировались на известность брендов фирм – производителей тракторов для села. В результате самыми востребованными не случайно оказались зарубежные с.-х. тракторы ведущих производителей, таких как John Deere, New Holland, JCB, Claas, AGCO, а также Bu..hler Versatile и Lamborghini, хотя покупали, но в меньших количествах и модели других фирм. Наибольшим спросом пользовались колесные полноприводные с двумя ведущими мостами тракторы классической компоновки в диапазонах средней (до 250 л.с.) и высокой мощности (251…400 л.с. и выше) (см. диаграмму).

Основная причина такой популярности с.-х. тракторов – это прежде всего отсутствие собственного производства всех названных типоразмеров тракторов в России при наличии одновременно большого спроса на них, причем преимущественно у экономически благополучных и платежеспособных отечественных товаропроизводителей не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях промышленности. Кроме того, такой критерий оценки, как соотношение цена–качество, у этих наиболее популярных типоразмеров зарубежных тракторов оказался лучше, чем у большинства аналогов по мощности других фирм-конкурентов, что и привлекло к ним повышенное внимание российских покупателей.

Первая составляющая этого критерия – цена для указанных популярных типоразмеров тракторов несколько ниже, чем у их аналогов других фирм (табл. 2), тогда как по показателям качества (второй составляющей этого критерия), характеризующих конструктивные особенности и уровень технического совершенства наиболее популярных моделей зарубежных с.-х. тракторов, они не уступают аналогичным показателям с.-х. тракторов других фирм тех же классов (табл. 3, 4, 5), являясь, по существу, лучшими в своих классах мощности.

Итак, все наиболее востребованные у отечественных покупателей модели зарубежных тракторов при более низкой цене по технико-экономическим и эксплуатационным показателям превышают аналогичные параметры других моделей фирм-конкурентов в тех же классах мощности, имея лучшие показатели соотношения цена–качество. Их высокие потребительские качества ориентированы на запросы покупателей. Уровень входящих в их конструкцию сборочных единиц высокий (в том числе современных, экономичных и надежных двигателей с электронным управлением, многоскоростных ступенчатых коробок передач с переключением под нагрузкой или бесступенчатых гидрообъемных, с эффективным одновременным торможением задними и передними колесами, комфортной кабиной с низким уровнем шума, широким набором различных средств автоматизации и др.). Отлично организован зарубежными фирмами в России сервис и ремонт этих ставших популярными у отечественных покупателей моделей зарубежных с.-х. тракторов. При рациональном агрегатировании с широким комплексом машин-орудий и их правильной эксплуатации они обеспечат в хозяйствах не только существенное увеличение производительности и снижение погектарного расхода топлива, но и значительное уменьшение трудоемкости технического обслуживания при эксплуатации, повышение надежности, долговечности и безотказности тракторов в целом.

Таблица 1. Структура импорта наиболее популярных в России типоразмеров зарубежных тракторов – лидеров продаж
Фирма Страна Модель трактора Мощность, л.с. Объем продаж, ед. Общая стоимость, $
Классическая компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а
John Deere США 6920
7830
8430
150
200
295
39
25
24
2 115 910
1 916 302
3 181 391
New Holland CША 7050 198 32 2 420 000
Lamborghini Италия RF100DT (комплектация для садов) 90 13 495 428
Интегральная компоновочная схема 4К4б
JCB Англия Fastrac 8250 252 5 477 704
Сlaas Германия Xerion 3300
Xerion 3800
305
344
4
4
819 411
823 069
Компоновочная схема с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б'
Bu..hler Versatile Канада 2375 375 29 3 953 342
John Deere CША 9430 430 16 2 818 542
Гусеничная
AGCO Challenger США МТ 865 В 517 4 988 727
Источник: информационный бюллетень «Производство и рынок с.-х. техники в России», вып. 9, 2009 г.
Таблица 2. Структура ориентировочных цен в стандартной комплектации популярных моделей тракторов и аналогов других фирм, без НДС, евро
Закупленные модели Аналоги
John Deere 6920 79 676 (2006 г.) 92 700 (Valtra XM 150), 84 208 ( CVX 155) (2006 г.)
John Deere 7830 117 393 131 700 (Same Diamond 230), 210 543 (Fendt 933 Vario)
John Deere 8430 179 685 182 092 ( MF 8670)
John Deere 9430 258 334 н. д. (Case IH Steiger 435)
New Holland 7050 105 119 109 806 (Case IH Puma 195), 110 151 (Steyr CVT 6195), 116 042 (New Holland T7550)
Lamborghini RF100DT 35 600…37 200 40 000…43 000 (Landini Rex 95D TF/GE/GT), 35 600…37 200 (Deutz-Fahr Agroplus F 100)
Buhler Versatile 2375 16 000 196 400 (Case IH Steiger 385)
JCB Fastrac 8250 190 160 Аналогов нет (в классе мощности 250 л.с.)
Claas Xerion 3800 235 380 Аналогов нет
AGCO Challenger MT8656B 363 400 373 488 (John Deere 9630T)
Источники: dlz, Tractoren, 2009; Top Agrar, 2008.
Таблица 3. Структура показателей качества популярных моделей тракторов 4К4а и аналогов конкурентов
Показатель Закупленные модели Аналоги
I II I II
Lamborghini RF 100DT New Holland 7050, Jonh Deere 7830, 8430
Мощность, л.с. 90 198, 200, 296 90…91 196…304
Впрыск топлива Механический Электронный Механический Электронный
Запас крутящего момента, % 31 37, 40, 40 26…31 35…40
Уровень выбросов Tier II Tier III Tier II Tier III
Интервал замены масла, моточасы 300 600, 500, 375 300 400…600
Коробка передач Синхронизированная ПНХ* Cинхронизированная БТ**, ПНХ
Максимальная скорость вперед, км/ч 40 50, 42, 42 40 40…50
Подрессоривание переднего моста Нет Есть; по заказу; есть Нет Есть или по заказу
Тормоза, тип «Мокрые» дисковые гидроуправляемые передних и задних колес «Мокрые» дисковые гидроуправляемые передних и задних колес
Грузоподъемность задней НС, кг 3000 8647; 9000; 10 580 2600…3000 8650…12 000
Уровень шума в кабине, дБ (А) 78 (по заказу) 69, 72, 72 77 70…72
Привод тормозов прицепа н. д. Есть н. д. Есть
Средства автоматизации Система диагностики Электрогидравлический регулятор задней НС***, автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии, системы: диагностики, CAN bus, автоматики разворотной полосы Система диагностики Электрогидравлический регулятор задней НС*, автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии, системы: диагностики, CAN bus, автоматики и разворотной полосы
*С переключением под нагрузкой.
**Бесступенчатая.
***Навесная система.
Таблица 4. Структура показателей качества популярных моделей тракторов 4К4б' и аналогов конкурентов
Показатели Закупленные модели Аналоги
I II I/ II
John Deere 9430 Buhler Versataile 2375 Case IH Steiger 435/ 385
Мощность, л.с. 432 375 442/ 391
Впрыск топлива Электронный Электронный Электронный
Запас крутящего момента, % 38 50 40
Уровень выбросов Tier III Tier III Tier III
Интервал замены масла, моточасы 500 250 500
Коробка передач ПНХ Синхронизированная или ПНХ (по заказу) ПНХ
Максимальная скорость вперед, км/ч 40 28 35
Тормоза, тип «Мокрые» дисковые гидроуправляемые передних и задних колес
Грузоподъемность задней НС, кг 9030 5897 (по заказу) 8950
Уровень шума в кабине, дБ (А) 72 н. д. 75
Привод тормозов прицепа Есть н. д. Есть
Средства автоматизации Электрогидравлический регулятор задней НС, автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии, системы: диагностики, CAN bus, автоматики разворотной полосы Монитор производительности, круиз-контроль, система диагностики, радар (по заказу) Электрогидравлический регулятор задней НС, системы: диагностики, CAN bus, автоматики разворотной полосы
Таблица 5. Структура показателей качества популярной модели гусеничного трактора и аналога
Показатель Закупленная модель Аналог
AGCO Challenger MT 865B Jonh Deere 9630T
Мощность, л.с. 517 525
Впрыск топлива Электронный Электронный
Запас крутящего момента, % 42 38
Уровень выбросов Tier III Tier III
Интервал замены масла, моточасы 250 250
Коробка передач, тип ПНХ ПНХ
Максимальная скорость вперед, км/ч 42 40
Подрессоренная подвеска ходовой системы Opti-Ride AirCushion
Тормоза, тип «Мокрые» дисковые гидроуправляемые «Мокрые» дисковые гидроуправляемые
Грузоподъемность задней НС, кг 8800 9030
Уровень шума в кабине, дБ (А) 72 72
Привод тормозов прицепа Есть По заказу
Средства автоматизации Электрогидравлический регулятор задней НС, автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии, системы: диагностики, CAN bus, отслеживания периодичности ТО и натяжения гусениц, автоматики разворотной полосы, автоматического вождения (по заказу) Электрогидравлический регулятор задней НС, автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии, системы: диагностики, CAN bus, автоматики разворотной полосы, автоматического вождения (по заказу)