Тенденции мирового сельскохозяйственного машиностроения

(По материалам российских выставок)

Валерий Васильев

На последних выставках по сельскому хозяйству очень внушительно выглядели стенды зарубежных компаний John Deere, New Holland, Case, CLAAS, AGCO GmbH, JCB и др.

Фирма CLAAS продемонстрировала главные новинки сезона-2008. Впервые и только в Москве компания показала универсальные многофункциональные самоходные машины XERION 3800 и AXION 850, а также двухроторный валкоукладчик LINER 2900. Проектировщикам XERION 3800 Trac VC удалось создать трактор, который без дополнительного балласта и сдвоенных колес справляется с задачами, рассчитанными только на машины с указанным оснащением.

Малогабаритный погрузчик JCB Robot 170

Колеса с широкопрофильными шинами диаметром свыше 2 м с хорошо развитыми грунтозацепами и оптимальная развесовка обеспечивают равномерное давление на грунт и увеличивают силу тяги. Поскольку все колеса управляемые, радиус поворота сокращен до 12 м, а машина может передвигаться боком («крабовый ход»). Распределение нагрузки на передний и задний ведущие мосты в соотношении 53 и 47% соответственно дает преимущество в тяговом усилии по сравнению с машинами-конкурентами, оснащенными двигателями сравнимой мощности. Прочная несущая рама из лонжеронов замкнутого сечения и мощных поперечин воспринимает значительные вертикальные нагрузки. XERION 3800 Trac VC оснащают дизелем мощностью около 400 л.с. и коробкой передач ZF ECCOM. Проходимость трактора повышают блокируемые межосевой и межколесные дифференциалы. Надежное торможение гарантируют многодисковые тормоза с усилителем, работающие в масляной ванне. Кабина поворачивается вокруг вертикальной оси на 180° менее чем за 30 с, что заметно облегчает работу оператора при работе с навешенными сзади трактора орудиями.

Трактор AXION 850 оснащен единственной среди машин этого класса кабиной с четырехточечной подвеской. Эргономика внутреннего пространства заслуживает высокой оценки. Управлять трактором и навесными орудиями помогают многофункциональный джойстик DRIVESTICK на подлокотнике, информационная система CEBIS, 16 наружных фар для освещения рабочей зоны, эффективная подвеска передней оси.

Новая модель трактора Valtra

AXION 850 оснащен гасителями колебаний переднего и заднего навесных устройств, его колесная база увеличена. Машина одинаково хорошо справляется с косьбой и вспашкой, лущением стерни, севом и перевозкой грузов благодаря системе управления маневрированием при развороте СSМ, возможности установки до пяти рабочих орудий, дистанционному управлению (фронтальным и задним подъемниками навесок, валом отбора мощности и одним рабочим орудием с электроуправлением), навигационной системе GPS, автоматическому включению полного привода, блокировке дифференциала и валу отбора мощности. Мощность дизеля – 223 л.с., коробка передач – с 24 ступенями переднего и заднего хода.

Яркая новинка – один из самых мощных в своем классе комбайн для уборки зерновых и бобовых культур CLAAS TUCANO с дизельным двигателем Mercedes-Benz мощностью 299 л.с. Комбайн оснащен рядом уникальных систем – информационными системами CEBIS и CLAAS TELEMATICS, автоматической системой управления LASER PILOT, «думающей жаткой» AUTO CONTOUR II, автоматически копирующей неровности почвы.

Корпорация AGCO представляла технику четырех самых известных брендов корпорации: Massey Ferguson, Challenger, Fendt и Valtra. Новинки этого года – шарнирно-сочлененный колесный трактор Challenger серии МТ900В и две новые модели тракторов Valtra. Тракторы Challenger серии МТ900В – полноприводные машины для работ, требующие высоких тяговых усилий, например, при обработке почвы глубокими рыхлителями, широкозахватными культиваторами, пневматическими сеялками или прицепными скреперами.

Трактор CASE 310 Magnum

Модели МТ945В и МТ955В оснащают дизелями Caterpillar С15 мощностью 430 и 460 л.с. соответственно, а МТ965В и МТ975В укомплектованы двигателями Caterpillar С18 мощностью 510 и 570 л.с. соответственно. Силовые установки выполнены по технологии AСERT и отвечают требованиям стандарта Tier-III. В стандартную комплектацию тракторов серии МТ900В входит надежная трансмиссия Caterpillar Роwer Shift 16/4 с прочным чугунным картером, усиленными подшипниками и валами, что позволяет агрегатировать ее с самыми мощными двигателями, представленными на рынке. Восемь передач в наиболее часто используемом диапазоне скоростей от 6,5 до 15,0 км/ч позволяют выбрать оптимальный режим работы. Высокая мощность развивается в нужных диапазонах благодаря увеличению крутящего момента и частоты вращения коленвала двигателя, с этой целью передаточные числа в коробке передач сближены. Хорошая транспортная скорость – 39,7 км/ч экономит время на переезды. Передний и задний мосты оснащены дифференциалами с электрогидравлической блокировкой, причем задний мост снабжен двухступенчатыми планетарными бортовыми редукторами с полуосями диаметром 145 мм, самыми мощными среди машин-аналогов.

В стандартной комплектации – гидравлический насос с подачей 164 л/мин, по заказу устанавливают агрегат с подачей 223 л/мин. В базовой комплектации машины серии МТ900В оснащены гидрораспределителями с четырьмя электрогидравлическими выносными клапанами. В качестве опции установят 5-ю и 6-ю секции, благодаря чему достигается давление, позволяющее использовать более крупное навесное оборудование. Гидравлическая система оборудована фирменной системой пропорциональной подачи масла LIFD, с которой все гидравлическое оборудование трактора будет продолжать работать даже при высокой потребности в расходе рабочей жидкости.

Трактор Fendt 936 Vario последнего поколения

В тракторах серии МТ900В оператору созданы оптимальные условия труда. Благодаря эксклюзивной разработке – центру управления трактором (ТМС) этот процесс значительно упрощается, а оператор получает больший объем информации. Он всегда осведомлен о текущем состоянии трактора и может на ходу менять настройки. ТМС также контролирует интервалы между ТО, в нужное время сообщает оператору о необходимости его проведения и подает сигнал о неисправности.

Тракторы Challenger серии МТ800В с двигателями мощностью до 570 л.с. оснащены резиновыми гусеницами, электрогидравлической блокировкой дифференциалов, системой автоматического вождения Auto-Guide, функцией регулировки ширины колеи. Их транспортная скорость – до 40 км/ч.

«Изюминкой» трактора Fendt 936 Vario последнего поколения является трансмиссия с бесступенчатым изменением скорости движения. В отличие от чисто гидростатических трансмиссий привод типа Vario – это сочетание высокого к.п.д., такого же, как и у коробки передач, переключаемой без разрыва потока мощности. Главная особенность системы – в оптимальном распределении мощности, разумном сочетании механики и гидростатики. Крутящий момент от двигателя передается на планетарную передачу и распределяется между механической и гидростатической частями. Основная часть мощности передается гидравлической системе, после чего оба силовых потока снова соединяются благодаря суммирующему валу.

Гусеничный трактор challenger серии MT800B

Гидравлическое оборудование включает в себя гидронасос и два гидромотора с большим углом наклона рабочих элементов, до 45°. Скорость движения регулируется бесступенчато путем изменения положения синхронно управляемых частей гидростатического привода (насоса и моторов). Благодаря гидростатическому приводу скорость варьирует от 0,02 до 50 км/ч. Дизель мощностью 370 л.с. снабжен электронной системой управления (EDC), новым воздушным фильтром и более эффективной системой охлаждения. Управление трансмиссией и двигателем осуществляют с помощью джойстика и педали акселератора. Управление навесными орудиями обеспечивает электронный терминал с бортовым компьютером. С помощью системы Variotronic можно программировать работу навесных орудий. Колеса переднего ведущего моста, оснащенного гидропневматической подвеской, поворачиваются на 50°. Кабина установлена на подвеске.

Новый трактор John Deer 9530 комплектуют дизелем собственного производства PowerTech 13,5L последнего поколения мощностью 543 л.с. Запас крутящего момента увеличен до 38%, система охлаждения Vari-Cool более эффективная, интервал обслуживания топливного фильтра достигает 500 ч, срок службы увеличенного топливного фильтра-сепаратора более длительный. Автоматическая 18-ступенчатая трансмиссия Power Shift позволяет работать на скорости от 4,8 до 12,9 км/ч. Трансмиссия измеряет нагрузку на двигатель, положение заслонки акселератора и автоматически выбирает передачу для движения трактора по полю и трассе. Плавное переключение передач в автоматическом режиме снижает утомляемость оператора и улучшает реализацию тягового усилия. Возможно и переключение передач рычагом. Транспортная скорость достигает 40 км/ч.

Трактор John Deer 7830 комплектуют новым дизелем PowerTech объемом 6,8 л, мощностью 205 л.с. и с запасом крутящего момента 40%, а также автоматической трансмиссией PowerQuad Plus.

Новый трактор John Deer 9530

Трактор New Holland T8040 оборудован 6-цилиндровым четырехклапанным двигателем рабочим объемом 8,3 л и мощностью 303 л.с. с улучшенным процессом сгорания топлива, сниженной токсичностью отработавших газов, повышенной мощностью и лучшей топливной экономичностью. Интервал замены масла составляет 300 моточасов. В базовую комплектацию входит 18-ступенчатая трансмиссия Ultra Command с ходоуменьшителем. Все функции трансмиссии включаются одним рычагом. Трансмиссия имеет две разные автоматические системы: одну для работы в поле (Аutо Field) и другую для транспортных работ (Аutо Transport). Частота вращения заднего вала отбора мощности – 540 или 1000 мин-1. По заказу поставляется передний ВОМ с частотой вращения 1000 мин-1. Грузоподъемность задней навесной системы – 7301 кг, фронтальной навески – 4290 кг. Все модели оборудованы 12 фарами, что позволяет работать в темное время суток столь же производительно, как и днем. По заказу устанавливают ксеноновые фары, ресурс которых свыше 6000 ч.

Для шарнирно-сочлененных тракторов New Holland серии Т9000 предназначены дизели мощностью 283...535 л.с. и 16-ступенчатая трансмиссия с переключением передач под нагрузкой и электронным управлением. В базовую комплектацию входят 4-канальная гидравлическая система, устройство облегчения пуска двигателя в холодное время с подогревом трансмиссии, колеса со сдвоенными шинами, галогенные фары.

Заслуженно высокие оценки получил трактор CASE 310 Magnum. Его 345-сильный дизель CASE IH удовлетворяет стандарту Tier III, он передает мощность 18-ступенчатой автоматической трансмиссии Full Power Shift, переключаемой без разрыва потока мощности. Передний мост имеет гипоидную главную передачу и планетарные колесные редукторы. Тормоза многодисковые, работают в масляной ванне, с усилителем и автоматической регулировкой зазора. Передние и задние колеса сдвоенные, шины с мощными грунтозацепами. Гидравлическая система 4-канальная производительностью 166 или 282 л/мин. Есть система измерения реальной скорости движения с радаром, усиленная сцепка с повышенным тяговым усилием и вертикальной нагрузкой для широкозахватных орудий.

Трактор CLAAS XERION 3800 TRAC VC

Компания JCB осенью 2007 г. продемонстрировала серию уникальных моделей спецтехники для сельского хозяйства, в том числе малогабаритные погрузчики Robot 170, телескопические погрузчики JCB Loadall грузоподъемностью от 2 до 4,1 тс и вылетом стрелы от 4 до 9,5 м, высокопроизводительный сельскохозяйственный погрузчик JCB WLS 426 с двигателем мощностью до 230 л.с. Гвоздем программы стала модель JCB Fastrac 8250 – единственный в мире трактор с независимой передней и задней подвесками и АБС тормозов, с которой можно развивать скорость до 80 км/ч.

В числе новейших разработок компании Amozon особого внимания заслуживают новая модификация высокопроизводительной сеялки DMC – Primera, дисковая борона Catros, разбрасыватель минеральных удобрений ZAM ultra и высокопроизводительная сеялка Cirrus Special.