Гусеничный «дровосек» из Швеции

К. Ушанов, фото автора и компании Vovlo Construction Equipment

Кто вручную пилил деревья и выкорчевывал пни, знает, насколько тяжела эта работа. Мало иметь мото- или электропилу, требуется спиливать дерево постепенно, по частям, начиная с вершины, чтобы не повредить рядом стоящие строения. Затем спиленные стволы следует очистить от веток, доводя древесину до транспортабельного состояния.

Другое дело, когда видишь работу лесосечной машины: она под корень спиливает любое дерево вне зависимости от его высоты, аккуратно укладывает на землю, очищает от сучков и при необходимости разрезает на бревна нужной длины. Такой механизм получается, если, например, на стрелу экскаватора навесить специальное оборудование.

Лесосечный механизм на базе гусеничного экскаватора Volvo EC210 B компания продемонстрировала в ходе «Дня Volvo» в Санкт-Петербурге. От землеройной машины «лесной» вариант отличается установленным на рукояти комплексом приспособлений, состоящим из захвата, двух шипованных валиков и циркулярной пилы. Он позволяет не только срезать и очищать от сучков ствол дерева, но и «шинковать» его по заданным размерам, вплоть до «кругляшей» толщиной 5 – 10 мм.

Естественно, всеми этими процессами управляет оператор, для которого созданы все условия. Кабина просторная и имеет большую площадь остекления, что создает хорошую обзорность. При необходимости переднее стекло может сдвигаться вверх. Поскольку машина предназначена для лесозаготовки, где торчащие в стороны сучья и падающие ветки обычное явление, предусмотрена специальная металлическая защита переднего стекла и крыши кабины.

Как и требует стандарт, дверь экскаватора открывается на 180° и в открытом положении жестко фиксируется специальной защелкой. Дверной проем боль-шой, что делает удобным вход в кабину оператора.

Кстати, рабочее место оператора вполне сравнимо с салоном легкового автомобиля – анатомическое кресло снабжено электроподогревом и пневмоподвеской с возможностью регулировки. Более того, сама кабина установлена на опорах с гидроамортизаторами. Одним словом, сидишь в удобном кресле, слушаешь музыку из стереомагнитолы, предусмотренной в кабине, как неотъемлемая часть, и не прилагая больших физических усилий, управляешь процессом работы лесосечного агрегата джойстиками.

За исправной работой всех агрегатов экскаватора следит бортовой компьютер. На рукоятки джойстиков выведены практически все клавиши режимов работы. Для управления движением служат педали, как и на всех гусеничных экскаваторах. С места экскаватор трогается плавно, как легковой автомобиль.

Конструкторы Volvo позаботилось не только о комфорте оператора, но и его безопасности. Помимо уже упомянутой решетки, защищающей кабину, на экскаваторе установлено и ударопрочное лобовое стекло толщиной 12 мм (по спецзаказу до 20 мм), изготовленное из поликарбоната. Сиденье оператора оборудовано ремнями безопасности.

Рычаг безопасности в экскаваторе Volvo EC210 B очень похож на увеличенный рычаг стояночного тормоза легковой машины. Отличие состоит в том, что здесь его нужно поднять в горизонтальное положение, закрыв тем самым выход из кабины – в противном случае экскаватор не заведется.

Шведский экскаватор имеет дизель с непосредственным впрыском Volvo D6D EAE2 с турбонаддувом и интеркулером. Мощность двигателя 119 кВт (159 л.с.). Два аксиально-поршневых насоса переменного объема с системой управления гидравликой ASWM максимальной производительностью по 200 л/мин обеспечивают ход и движения рабочего оборудования, позволяя совмещать операции. Рабочее давление гидросистемы 32,4/34,3 мПа (320/350 кг/см3).

В стандартную комплектацию экскаватора в лесосечном исполнении также входят гидромагистрали для подключения к фильтру возвращаемой гидрожидкости, магистраль перепускаемой гидрожидкости и устройство предупреждения о перегрузке. Для работы ночью имеются четыре вспомогательных фонаря и 12(!) рабочих прожекторов, питание которых обеспечивает генератор на 80А. Машина снабжена заправочным насосом производительностью 50 л/мин с автоотключением и противовесом массой
4 200 кг.

Volvo EC210 B с навесным лесосечным оборудованием весьма актуален для российских лесоразработчиков. На демонстрационной площадке сложно определить его эксплуатационные качества в полном объеме, однако и продемонстрированные возможности этой машины впечатляли.