Чемпионы открывают шампанское
Мужские игры на природе

Соревнования «Клуба операторов дорожно-строительной техники Volvo»

28 июня в ближнем Подмосковье, в яхт-клубе, расположившемся на живописном речном берегу, состоялись соревнования «Клуба операторов дорожно-строительной техники Volvo» по управлению рабочим оборудованием экскаватора.

«Клуб операторов Volvo Construction Equipment» был основан в 1998 г., тогда же в Германии был проведен первый конкурс операторов. С каждым годом в этих соревнованиях принимало участие все большее число операторов из многих стран Европы. В 2014 г. в них впервые приняли участие профессионалы из России, лучшие по результатам конкурсов, прошедших в пяти городах РФ. В нынешнем году соревнования пройдут в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге (Кронштадте) и Краснодаре. Стать членом «Клуба» и принять участие в соревнованиях может любой оператор независимо от того, на технике какого производителя он работает. Достаточно предъявить администратору конкурса удостоверение тракториста-машиниста, пройти тест на отсутствие содержания алкоголя в крови и заполнить анкету.

На сегодняшний день «Клуб операторов Volvo Construction Equipment» насчитывает более 22 700 участников из 16 стран: Великобритании, Чехии, Дании, России, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Германии, Франции, Италии, Турции, Швейцарии, Австрии, Польши. В этом году к «Клубу» присоединились операторы экскаваторов Volvo из Грузии (более 60 участников) и Украины (более 40 участников) – национальные конкурсы уже прошли в Тбилиси и Киеве.

Ложка, закрепленная на зубе ковша

В предыдущие годы российские операторы не занимали высоких мест в европейском финале по целому ряду причин. Европейские операторы принимают участие во многих подобных конкурсах, свободно переезжая из одной страны Евросоюза в другую, и поэтому обладают намного большим опытом и значительно меньше волнуются на соревнованиях. Нашим ребятам атмосфера европейского конкурса в новинку, некоторые даже не бывали прежде за границей. Европейские операторы почти все свободно говорят по-английски, отлично понимают правила конкурса и активно общаются с судьями и между собой, делясь опытом и снимая стресс. Нашим операторам (как, впрочем, и итальянцам с испанцами) приходится работать с переводчиком. Еще одно немаловажное обстоятельство: конкурсы проводятся, как правило, на машинах компактного класса, широко распространенных в Европе, с которыми иностранные операторы хорошо знакомы. В нашей стране в основном в ходу машины среднего и тяжелого класса, гидравлические системы управления которых обычно работают более плавно, чем у небольших моделей. Управляя непривычно резкой мини-машиной, наши операторы совершают ошибки чаще, чем их заграничные коллеги.

Остается надеяться, что постепенно и наши операторы освоятся на подобных конкурсах, появится потребность общаться за границей – значит будут изучать английский язык. Больше будет малой техники на наших стройках – и операторам она будет хорошо знакома и привычна. 

Схема действий оператора при выполнении конкурсного упражнения

Как проходил конкурс

В Подмосковье в этом году соревнования проводились на колесном экскаваторе обновленной мод. Volvo EW60C эксплуатационной массой 5700 кг, совсем недавно появившейся на российском рынке. Двигатель мощностью 40,7 кВт оснащен электронной системой управления с новой функцией, которая переводит двигатель на режим холостого хода, если органы управления машины остаются незадействованными более 5 сек. Управление рабочим оборудованием – пропорциональное. В составе гидросистемы два аксиально-поршневых гидронасоса переменной производительности и один шестеренный. Усиленная стрела с боковым поворотом и ковшом емкостью 0,187 м3 обеспечивает глубину копания 3410 мм и высоту выгрузки 4370 мм. Изменен дизайн задней части, утяжеленный противовес повышает устойчивость экскаватора. Кабина комфортабельная, с климат-контролем, многофункциональный дисплей, сиденье на подвеске. Машина развивает скорости движения 10 и 30 км/ч и способна преодолевать уклоны до 30°. Экскаватор имеет универсальное назначение – строительство, сельское и коммунальное хозяйство и т. д.

Оператор ложкой захватывает теннисный шарик
В это узкое отверстие в бревне нужно было опустить шарик

Участники состязаний должны были проехать пару метров до точки выполнения упражнения, остановиться и при помощи ложки, закрепленной на зубе ковша, захватить теннисный шарик, лежащий в бочке с песком, перенести шарик на ложке к бревну и опустить точно в отверстие в этом бревне. Диаметр отверстия лишь ненамного превышал размеры шарика. Всего шариков было четыре. Достаточно было опустить в отверстие три шарика. Затем машину следовало отвести на исходную позицию и положить ковш на резиновую шину. Время выполнения упражнения фиксировалось. За неправильные действия и упавшие мимо отверстия шарики начислялись штрафные секунды.

Ювелирная работа: шарик попадает в отверстие в бревне
Шарики, успешно опущенные оператором в стаканчик

Конкурсантам (а в московском этапе участвовало 34 профессионала) пришлось нелегко. Иногда налетал ветер с реки, грозивший сдуть шарик с ложки. Солнце постоянно выходило из-за облаков, и резкие тени мешали «прицелиться» в отверстие. А еще волнение и отсутствие привычки к «повадкам» новой модели экскаватора... И тем не менее практически все ребята выступили достойно. Общее восхищение вызвал Сергей Поливода – у этого мужественного парня вместо левой руки был железный рычаг, и закрепив его на джойстике, он ювелирно управлял машиной. И пусть его время не было рекордным, Сергей заслуженно получил почетный приз «За волю к победе». Кстати, пример Сергея Поливоды свидетельствует и о том, насколько удобное и легкое управление у экскаваторов Volvo.

Победителями конкурса стали Геннадий Сопко (3-е место, 3 мин 53 сек); Александр Привалов (2-е место, 3 мин 48 сек) и Текутьев Виталий (1-е место, 3 мин 45 сек). На сегодняшний день у В. Текутьева и А. Привалова есть все шансы, чтобы подтвердить лидерство и стать финалистами своей страны. Но для начала нужно дождаться результатов операторов следующих этапов соревнований, которые пройдут в Санкт-Петербурге 19 июля и в Краснодаре 25 августа.

Сергей Поливода – обладатель приза «За волю к победе»
 

По итогам конкурса во всех трех городах России двое самых искусных операторов будут представлять страну на европейском финале конкурса, который в этом году пройдет в октябре в испанском портовом городе Аликанте, причем это событие будет совмещено со стартом кругосветной регаты Volvo Ocean Race в Аликанте. Что и говорить, российским операторам есть за что побороться. А мы, конечно, пожелаем успеха нашим ребятам!