Широкомасштабная модернизация гусеничных кранов ДЭК «крупного калибра»
О ключевых изменениях в конструкции самой крупной модели гусеничного крана рассказывает начальник группы ДЭК ОАО «ЧМЗ» Вадим Горяинов: «Следуя современным тенденциям в развитии гусеничной грузоподъемной техники и пожеланиям заказчиков, было принято решение модернизировать три базовые модели гусеничных кранов, производимых на нашем заводе. Хедлайнером стал ДЭК-1001, для него была спроектирована новая ходовая платформа с высоким запасом прочности, которая позволяет расширить сферу его применения для возведения крупных зданий и сооружений, путепроводов и портовой инфраструктуры, грузовых терминалов, объектов дорожного строительства.
Новая ходовая (гусеничная) платформа собственного изготовления обладает повышенной надежностью, эффективностью эксплуатации и долговечностью. Увеличенный опорный контур размером 7,1х5,8 м обеспечивает высокую устойчивость крана. Увеличившаяся ширина трака 1100 мм (вместо 900 мм) обеспечила возможность работы на грунтах с низкой несущей способностью со средним удельным давлением на грунт до 0,82 кгс/cм2. Редуктор передвижения с передаточным числом i = 344,8 обеспечивает движение крана с грузом на крюке со скоростью до 0,5 км/ч, а без груза кран может развить удвоенную скорость движения до 1 км/ч. Кстати, перемещаться ДЭК-1001 может с максимальным грузом на стреле массой до 75 т. Простота приведения крана в рабочее положение после транспортировки на объект обеспечивается путем навешивания гусеничных балок на раму и фиксацией их с помощью осей. Высоконадежное ОПУ, рассчитанное на работу с тяжелыми нагрузками (Heavy Duty), гарантирует эксплуатацию крана в любых условиях и не требует дополнительного обслуживания. В будущем ходовая (гусеничная) платформа, разработанная для ДЭК-1001, послужит основой для разработки более тяжелых машин грузоподъемностью 130–150 т».
Наибольшие изменения коснулись ДЭК-801 грузоподъемностью 80 т, где усовершенствована не только ходовая часть, но и элементы поворотной платформы и стрелового оборудования. Теперь максимальная длина стрелы может составить 60 м за счет вставок стрелы длиной 5 и 10 м. Новая стрела, изготовленная из высокопрочной стальной трубы, обеспечивает высокие грузовые характеристики. При создании стрелы применялись высокоточные методы проектирования.
Система управления крана имеет пропорциональное регулирование скоростей механизмов в широком диапазоне. Это позволяет выполнять ответственные монтажные работы с самыми жесткими требованиями. В системе предусмотрено автоматическое снижение критической нагрузки, что увеличивает ресурс и надежность двигателей. Благодаря встроенным алгоритмам плавность разгона-торможения зависит от степени загрузки крана, что эффективно препятствует раскачке груза, позволяет оптимизировать скорость его перемещения и совмещать до трех рабочих операций.
Грузоподъемность с обычными грузами, т | 80 |
Грузоподъемность 80 т на вылете, м | 4,5 |
Грузовой момент, тм | 374 |
Длина стрелы, м | 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60 |
Высота подъема на основной/ максимальной стреле, м | 13,7/ 57,9 |
Длина башни для маневрового гуська, м | 32, 37, 42 |
Длина маневрового гуська БСО, м | 20, 30, 40 |
Длина жесткого гуська, м | 1; 10; 15 |
Максимальный вылет на жестком гуське, м/ грузоподъемность, т | 60/ 0,75 |
Габаритные размеры крана (ДхШхВ) в транспортном положении, м | 14х3,2х3,2 |
Частота вращения, об/мин | 0,8 |
Скорость передвижения, км/ч | 0,5 |
Максимальный вылет основной стрелы, м | 15 |
Номинальная скорость подъема груза (при К=мах), м/мин | 4 |
Увеличенная скорость подъема груза (при К=мах), м/мин | 8 |
Скорость посадки груза минимальная, м/мин | 0,4 |
Преодолеваемый уклон пути, град | 15 |
Клиренс, мм | 480 |
Колея в рабочем положении, м | 4,57 |
Радиус ометания, м | 5,54 |
Удельное давление на грунт, кг/cм2 | 0,9 |
Мощность двигателя внутреннего сгорания, кВт | 176 |
Масса груза при движении, т | 50 |
Мощность электродвигателей, кВт (общая) | 196 |
Максимальный уровень безопасности и управление крановыми операциями обеспечиваются современным и надежным программным и аппаратным комплексом с защитой от перегрузки, опрокидывания, опасного напряжения ЛЭП, с отображением всех параметров на дисплее. Координатная защита обеспечивает высокую степень безопасности при работе в стесненных условиях: при приближении к препятствию скорость крановых операций постепенно снижается до нуля.
ДЭК-801 является многофункциональным краном за счет возможности применения широкого спектра стрелового оборудования и различного навесного оборудования: грейфер, электромагнит, гидравлический или дизельный молот, гидравлический вращатель для сооружения буронабивных свай.
Удобная новая кабина с повышенной обзорностью, эргономичное кресло и современное управление от джойстиков позволяют повысить производительность работ при максимальном снижении утомляемости оператора. Для удобства контроля за рабочими операциями на оголовке стрелы и в зоне лебедок опционально могут быть установлены видеокамеры, изображение с которых выводится на дисплей системы управления в кабине оператора. Для эффективного контроля параметров работы крана система оснащена сенсорным дисплеем. Удобный контроль за выполнением работ на высоте обеспечивается за счет дополнительной опции – механизма изменения угла наклона кабины.
Стоит отметить простоту транспортировки ДЭК-801: транспортный габарит по ширине составляет 3200 мм, кабина крана не демонтируется, функция самомонтажа позволяет без помощи другой техники оперативно ввести кран в эксплуатацию. Кроме того, системы крана не требуют повторной настройки после монтажа, а функции питания от внешней сети 380 В/ 50 Гц и система динамического регулирования мощности в зависимости от нагрузки позволяют минимизировать затраты на эксплуатацию. Традиционно дизель-электрическую установку ДЭК-801 можно использовать как источник электроэнергии.
Уже в сентябре первый образец обновленной модели грузоподъемностью 80 т выйдет на испытания, а к концу года будет готов к отгрузке.
Модернизация проведена и для гусеничного крана ДЭК-501, где была изменена конструкция ходовой части, осуществлен переход на новый тип гусениц с цепным приводом. Это позволило повысить надежность ходовой части и увеличить срок службы составных элементов.