
Монтажные гусеничные краны
Российский сегмент гусеничных кранов в отличие от автомобильных всегда был невелик – 50–150 единиц в год, включая отечественные и импортные, в зависимости от глубины кризиса. В проектах с большими весами и высотами задействовали краны западных брендов Liebherr, Manitowoc Cranes, Kobelco, Hitachi Sumitomo, Sennebogen, ТСМ. Сегодня эта западная техника работает на износ – до полного отказа, так как закрыт доступ к квалифицированному сервису и оригинальным запчастям. Новую технику поставляют крупные китайские корпорации, которые с 2022 г. практически полностью оккупировали российский сегмент гусеничных кранов. Китайские производители адаптировали свою продукцию к российским климатическим условиям и развернули сервисные сети, воспользовавшись освободившимися трудовыми ресурсами и сервисными мощностями бывших западных партнеров.
В легкой весовой категории 25–100 т продолжают выступать Челябинский механический и Клинцовский автокрановый заводы, но их объемы производства фактически единичны. Так, «Челябинский механический завод» недавно отгрузил сибирскому заказчику дизель-электрический кран ДЭК-1001 грузоподъемностью (далее г/п) 100 т. Кран в башенно-стреловом исполнении оснащен решетчатой башней высотой до 30 м и маневровым гуськом до 40 м. Достоинства крана также в возможности передвигаться с грузом до 75 т на крюке и в работе от двух источников питания: автономной дизель-генераторной установки и внешнего источника питания напряжением 380 В. Как и другие модели гусеничных кранов, ДЭК-1001 рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от –40 до +40 °С.


На сегодня «ЧМЗ» – единственный российский крановый завод, способный произвести гусеничный кран грузоподъемностью 100 т. Завод также выпускает гусеничные дизель-электрические краны ДЭК грузоподъемностью 25, 32, 36, 40, 50 и 80 т с решетчатыми стрелами длиной до 40, 45, 50 и 60 м. Стараясь не отставать от зарубежных партнеров, завод «ЧМЗ» совершенствует свои модели и модельный ряд, внедряет новые концепции, оставаясь при этом сторонником проверенного морозами и жарой электрического привода.
Так, новая младшая модель ДЭК-254 в транспортном положении может перевозиться в шторном полуприцепе или в морском контейнере – габариты шасси составляют 8,6х2,4х2,7 м, а масса шасси – 15,1 т. Кран имеет возможность работать как от собственной дизель-генераторной установки, так и от внешнего источника питания. В базовую комплектацию входят 15-метровая решетчатая стрела, 25-тонная крюковая обойма, противовес 6,8 т. Стрела наращивается до 40 м пяти- и десятиметровыми вставками. Кран может передвигаться с грузом на крюке весом 25 т. Также на кране может быть смонтировано башенно-стреловое оборудование с высотой башни 22; 27 или 32 м.
В базовой комплектации краны ДЭК-324 и ДЭК-364 оснащены 15-метровой стрелой и крюковой обоймой г/п 32 и 36 т соответственно и более тяжелым противовесом 9,8 т и 12,8 т соответственно. Также доступно башенно-стреловое оборудование с высотой башни 22; 27 или 32 м.
Краны ДЭК-402, ДЭК-502 и ДЭК-802 г/п 40; 50 и 80 т оснащают стрелами длиной до 45, 50 и 60 м с жестким гуськом либо башенно-стреловым оборудованием высотой до 42 м с маневровым гуськом.

Если «ЧМЗ» свой первый гусеничный кран выпустил в 1956 г., то «Клинцовский автокрановый завод» – в 2008 г. На сегодня завод выпустил порядка сотни гусеничных кранов различных моделей. Последние несколько лет модельный ряд состоит из четырех моделей дизель-гидравлических кранов серии RDK грузоподъемностью 36, 40, 50 и 55 т. Модели RDK-36 и RDK-55 поставляют с решетчатыми стрелами, в базовой комплектации длиной 11 или 15 м, модель RDK-50T – с телескопической стрелой. Особенности кранов RDK прежде всего в гусеничной ходовой части с гидравлическим раздвижением. Кран может работать как на полностью раздвинутых тележках, так и на сокращенном опорном контуре, а также передвигаться с грузом на стреле. Конструкция поворотной платформы обеспечивает необходимую жесткость при длительной работе под нагрузками, а также удобный доступ к узлам и агрегатам. Порталы на поворотной платформе устроены так, что отпадает необходимость в повторной запасовке каната, которая обеспечивает перевод крана из транспортного положения в рабочее и обратно, а также навешивание противовесов – кран разбирается и собирается без дополнительных грузоподъемных средств. Длина штатной стрелы наращивается вставками по 5 и 10 м до 40 м, у RDK-55 – до 51 м. На стрелу могут устанавливаться жесткие гуськи длиной 1; 5 или 10 м, для работы с гуськом кран оснащен второй грузовой лебедкой.

Кран RDK-50T грузоподъемностью 50 т оснащен 4-секционной телескопической стрелой максимальной длиной 34 м, которая обеспечивает максимальную высоту подъема крюка 34 м. Преимущество крана с телескопической стрелой в более быстром переводе из транспортного положения в рабочее и обратно. Кроме того, на базе крана RDK-50T выпускают кран-трубоукладчик КТТ-50 г/п 50 т с укороченной стрелой, обеспечивающей высоту подъема крюка 24 м. Кран-трубоукладчик может использоваться и как стреловой кран.
За последние годы российский сегмент гусеничных кранов подвергся тотальной синизации. Китайская техника занимает более 90% всего сегмента, а в категории кранов грузоподъемностью более 100 т – 100%. Основные поставщики гусеничных кранов – корпорации XCMG, SANY, Zoomlion. В небольших количествах ввозят краны марки Fuwa.

Завод гусеничных кранов XCMG в Сюйчжоу с 1995 г. поставляет гусеничную крановую технику с решетчатой стрелой грузоподъемностью до 4000 т и с телескопической стрелой грузоподъемностью до 160 т. Дилеры компании предлагают российским строителям полную гамму кранов.
Гамму кранов с решетчатой стрелой компания подразделяет по грузоподъемности и транспортным возможностям на четыре группы. Первую составляют младшие модели г/п 55–85 т, это наиболее компактные, простые в транспортировке и распространенные модели. Краны второй группы грузоподъемностью 100–220 т при значительных грузовысотных характеристиках и комбинациях стрелового оборудования еще достаточно просты в транспортировке, так как вес отдельных частей в транспортном положении не превышает 37 т, а ширина – 3,5 м. Третья группа – тяжелые краны г/п 260–800 т с выносными противовесами и большим выбором комбинаций стрелового оборудования. Четвертую группу составляют сверхтяжелые краны г/п 1000–4000 т.
Компоненты и материалы для кранов изготавливают в основном на территории Китая. Листовой металл и прокат поступают с шанхайского металлургического комбината «Баошань». Комплектующие как собственные XCMG, так и предприятий-партнеров. Так, башмаки для гусеничных лент, стальные трубки, резиновые шланги, фитинги для гидросистем, провода, канаты, ролики, лебедки и другие стандартные комплектующие получают у китайских производителей. Телескопические стрелы – с завода мобильных кранов XCMG. Сложные, высокотехнологичные агрегаты поступают от китайских брендов, двигатели Weichay и Scania.

Компания SANY поставляет на российский рынок краны с решетчатой и с телескопической стрелой. Широкую гамму кранов с решетчатой стрелой компания подразделяет на четыре категории по грузоподъемности: до 100 т, 135–180 т, 200–320 т, свыше 320 т. Самые большие гусеничные краны не только компании SANY, но и в мире – это SCC45000A г/п 4500 т с двумя решетчатыми стрелами, созданные для монтажа тяжеловесного оборудования атомных станций и нефтехимических производств. Для перевозки частей такого крана нужно 200 низкорамных тралов г/п 30 т. Для кранов SANY характерна модульная конструкция, например, из двух кранов SCC22000A г/п 2200 т при приобретении дополнительного оборудования можно собрать кран г/п 4000 т. В Россию поставлено два крана г/п 2200 т.
На российский рынок SANY поставляет гусеничные краны в температурном исполнении до –25 и до –40 °С. Так, на выставке СТТ EXPO 2025 показали дизель-гидравлический кран SCC1000А-5 г/п 100 т с 64-метровой решетчатой стрелой и фиксированным гуськом длиной 18 м. Кран оснащен дизелем Isuzu мощностью 212 кВт и гидравлическими агрегатами известных брендов. С двигателем агрегатирован тандемный аксиально-поршневой гидронасос для привода основных механизмом и шестеренчатый насос для механизма поворота, систем охлаждения и управления. Электронная система управления собственной разработки SANY предусматривает удаленный мониторинг, в том числе обновление программного обеспечения и снятие параметрических данных. Конструкция крана обеспечивает простой и надежный монтаж и демонтаж, включая механизм демонтажа противовеса. Кран может работать с неполным противовесом, а для работы с грейфером можно заказать функцию свободного сброса для одной или двух лебедок.


Гамма гусеничных кранов с телескопической стрелой включает модели г/п от 30 до 250 т. Дизель-гидравлическая модель SCC1000TB г/п 100 т оснащена 6-секционной телескопической стрелой длиной 59 м U-образного профиля и решетчатым гуськом длиной 17,5 м. На поворотной платформе установлен дизель Isuzu мощностью 212 кВт, агрегатированный с насосным блоком. Кран перевоз ится двумя полуприцепами.
Дизельный кран послужил основой для электрогидравлического крана SCE1000TB-EV г/п 100 т со стрелой длиной 49,9 м и батарейным блоком емкостью 281,9 кВт∙ч, который обеспечивает 8 часов непрерывной работы. Сегодня SANY предлагает шесть моделей гусеничных кранов с батарейным питанием.

Компания Zoomlion серийно выпускает обширный модельный ряд гусеничных кранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью от 50 до 2000 т – 17 базовых моделей плюс модификации. Линейка кранов с телескопической стрелой включает восемь базовых моделей плюс модификации г/п от 16 до 350 т. В Россию компанией поставлено порядка полутора сотен гусеничных кранов различной грузоподъемности и конфигурации.
Так, кран с телескопической стрелой ZCT1500V6 грузоподъемностью 150 т был впервые показан российским специалистам на выставке СТТ EXPO 2023, а ныне находится в эксплуатации у строительно-монтажной компании «СОПиГ» (г. Москва) и участвовал в монтаже объектов Лебединского ГОКа. Кран оснащен 5-секционной стрелой длиной 65 м и решетчатым удлинителем длиной 17,5 м. Гусеничное шасси с гидравлическим раздвижением с 3,59 до 6,42 м обеспечивает круговую грузовысотную характеристику, возможность передвигаться и выдвигать стрелу с грузом на крюке. В движение кран приводит дизель Cummins мощностью 247 кВт. Конструкция крана обеспечивает сборку крана в рабочее положение и разборку в транспортное без дополнительных грузоподъемных механизмов. Перевозится кран на пяти полуприцепах.

Ведущие китайские бренды фактически вытеснили российские крановые заводы с их исконной территории. Тому есть ряд причин. Во-первых, российское машиностроение полностью в неконкурентном положении из-за денежно-финансовой и фискальной политики Правительства и ЦБ РФ. При этом китайские поставщики поддерживаются своим руководством и могут демпинговать. Вторая причина в том, что российские эксплуатанты уже разобрались в тонкостях китайского машиностроения и бизнеса и отдают предпочтение его продукции. Поэтому, как показала история с китайскими бульдозерами, даже аврально принятые протекционистские меры в реальной жизни не работают



















