
Маловязкие масла – источник экономии
Переход на маловязкие моторные масла позволяет уменьшить расходы на топливо
Любой руководящий работник машинного парка знает: чтобы поддерживать эксплуатационные расходы предприятия на минимальном уровне, необходимо проводить ряд небольших, но целенаправленных мероприятий по повышению экономической эффективности работы техники. В частности, даже небольшое снижение расхода топлива у каждой отдельной единицы техники в парке может в сумме принести значительное уменьшение общих расходов предприятия на топливо, а также выбросов вредных веществ в атмосферу (что тоже немаловажно для экологии). К тому же повысится и оценка качества личной работы данного конкретного руководителя машинного парка.
Сегодня, в условиях роста цен на топливо и глобальных выбросов углекислого газа как никогда важно применять инновационные технологии, способствующие экономии топлива у тяжелой и специальной техники.

Маловязкие масла для тяжелых дизельных двигателей
Одним из таких способов, который многие руководители машинных парков уже применяют и убедились в его эффективности, является переход на современные маловязкие моторные масла для тяжелых дизельных двигателей (HDEO). Эти инновационные смазочные материалы могут помочь двигателям тяжелых грузовиков и спецтехники поддерживать оптимальную мощность и повысить экономию топлива без ущерба для защиты от износа трущихся деталей силового агрегата.
Однако имейте в виду, что перед тем, как принять решение о применении моторного масла нового типа, необходимо обратиться к производителям спецтехники и грузовиков, которые эксплуатируются в вашем машинном парке, и выяснить, сохранится ли гарантия (если техника гарантийная), или получить от производителя техники подтверждение о допустимости применения этого нового моторного масла на вашей технике. Добиваясь повышения топливной экономичности, важно не нанести ущерб защите от износа трущихся деталей и не уменьшить срок службы двигателей ваших машин.

Как моторные масла влияют на экономию топлива?
Применение моторного масла с низкой вязкостью может снизить потери на трение в двигателе. Соответственно увеличится к.п.д. и полезная мощность двигателя, что в конечном счете приведет к снижению расхода топлива. Если масло подобрано правильно, защита трущихся деталей двигателя от износа при этом не уменьшится. Основные потери мощности на трение имеют место в четырех основных узлах двигателя.
Трение поршней о стенки цилиндров в процессе работы двигателя: на поршни и поршневые кольца приходится примерно 50% общих потерь мощности на трение в двигателе.
Газораспределительный механизм: трение в движущихся парах деталей газораспределительного механизма (подшипники и опоры распределительных валов, направляющие втулки и стержни клапанов, кулачки и торцы стержней клапанов) может составлять существенную часть общих потерь на трение в двигателе, особенно на низких оборотах.

Масляный насос: в период прогрева холодного двигателя часто затрачивается довольно много мощности на прокачивание холодного высоковязкого масла по магистралям системы смазки двигателя.
Коленчатый вал: трение шеек вала и коренных и шатунных подшипников.
Масла с низкой вязкостью улучшают топливную экономичность двигателя и как следствие снижают выбросы парниковых газов. С другой стороны, масла с более высокой вязкостью обеспечивают лучшую защиту движущихся частей двигателя от износа. Таким образом, задача состоит в том, чтобы подобрать для вашей машины моторное масло, обеспечивающее и экономию топлива, и надежную защиту трущихся деталей двигателя.
Масло должно иметь достаточную вязкость, чтобы обеспечить разделение наиболее нагруженных трущихся деталей двигателя, и в то же время быть достаточно жидким, чтобы обеспечить экономичную работу двигателя. Снижение расхода топлива за счет снижения защиты двигателя – это не тот компромисс, на который стоит идти. Вот почему важно постоянно отслеживать состояние двигателя и масляного фильтра во время пробной эксплуатации новых марок маловязких моторных масел.

Какие преимущества можно получить за счет использования маловязкого масла?
По данным американских исследователей, при переходе с моторного масла класса вязкости по SAE 15W-40 на моторное масло 5W/10W-30 затраты на топливо для грузовых автомобилей полной массой свыше 15 т могут быть уменьшены на 0,5–1,5%.
Новые моторные масла классов CK-4 и FA-4 по API были разработаны для сложных условий эксплуатации и имеют пониженную вязкость, обеспечивающую двигателям экономию топлива. Они известны как «масла с низким значением высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига» (HTHS). Этот показатель определяет способность полностью прогретого (до 150 °С) моторного масла протекать через малые зазоры между быстро движущимися деталями двигателя, то есть низкие значения HTHS говорят о том, что такие масла с меньшим сопротивлением проходят между быстро движущимися деталями двигателя, например, между поршневыми кольцами и гильзой цилиндра и в газораспределительном механизме при высоких оборотах и повышенных рабочих температурах двигателя.

Эти новые смазочные материалы позволяют добиться дополнительной экономии топлива. Переход на более экономичный вариант моторного масла класса API FA-4 позволит машинным паркам дополнительно экономить от 0,4% до 0,7% топлива. Таким образом, при замене моторного масла 15W-40 на моторное масло FA-4 5W/10W-30 можно добиться экономии топлива на 0,9–2,2%.
Однако в то время как масла класса API CK-4 совместимы (то есть могут использоваться) с двигателями грузовых автомобилей предыдущих поколений, масла класса FA-4 такой совместимости не имеют. Масла FA-4 с более низкими показателями вязкости HTHS специально разработаны для моделей автомобилей, выпускаемых с 2017 года, когда ведущие мировые автопроизводители одобрили их использование.

Сколько средств можно сэкономить за счет повышения топливной экономичности на 2%?
По данным, полученным исследователями в США, повышение топливной экономичности на 2% за счет перехода на маловязкое моторное масло приводит к экономии средств примерно на $919 (~73 000 руб.) в год на один средний грузовик полной массой больше 15 т. Если вы умножите эту цифру на весь парк транспортных средств, экономия может составить весьма круглую сумму и значительно улучшить финансовые показатели вашей компании.
Требования к маловязким моторным маслам (HDEO) для дизельных двигателей большой мощности
Маловязкие моторные масла для тяжелых дизельных двигателей (HDEO) – это тип масел, специально разработанных для дизельных двигателей большой мощности, которые обычно используются в грузовых автомобилях, автобусах, строительной технике и промышленном оборудовании. Эти двигатели работают в более сложных условиях, чем обычные бензиновые и легкие дизельные, и как следствие масла HDEO должны соответствовать строгим нормам стандартов по основным рабочим характеристикам для того, чтобы они могли надежно обеспечивать надлежащую смазку и защиту от износа трущихся деталей двигателя. Перечислим важнейшие свойства маловязких масел HDEO.
Стабильность рабочих характеристик при высоких температурах. Дизельные двигатели большой мощности выделяют много тепла, поэтому масла HDEO должны сохранять свою вязкость и смазывающие свойства при высоких температурах. Они должны быть устойчивыми к тепловому разрушению и разжижению, чтобы предотвратить износ трущихся деталей двигателя.

Сохранение текучести при низких температурах. Дизельные двигатели должны безотказно работать даже при отрицательных температурах, при которых обычное моторное масло может загустеть и текучесть его ухудшится. Для обеспечения надежного пуска двигателя маловязкие масла HDEO должны сохранять удовлетворительную текучесть при весьма низких температурах.
Предотвращение образования сажи и отложений. В дизельных двигателях образуются сажа и другие побочные продукты сгорания, которые могут загрязнять моторное масло и образовывать отложения. В состав масел HDEO входят моющие присадки и диспергаторы, которые удерживают эти загрязнения во взвешенном состоянии в масле и предотвращают образование осадка.
Стойкость к окислению. Окисление может привести к загустению масла и образованию вредного осадка и лака на поверхностях деталей двигателя. Масла HDEO должны быть устойчивыми к окислению, чтобы сохранять смазочные свойства в течение длительных интервалов до замены масла.

Защита трущихся деталей от износа. Детали дизельных двигателей большой мощности во время работы подвергаются действию высоких нагрузок, что приводит к их повышенному износу. Масла HDEO содержат противоизносные присадки для защиты важнейших деталей двигателя.
Совместимость с системами нейтрализации отработавших газов. Современные дизельные двигатели оснащены системами нейтрализации отработавших газов, такими как сажевые фильтры (DPF) и системы селективной каталитической нейтрализации (SCR). Технология масел HDEO должна быть совместима с этими системами и не снижать их эффективность.
Экономия топлива и сокращение вредных выбросов. В секторах коммерческих автомобилей большой грузоподъемности и тяжелой спецтехники все большее внимание уделяется экономии топлива и сокращению выбросов вредных веществ. Для достижения этих целей состав масел HDEO должен соответствовать нормативным и техническим требованиям производителей грузовиков и специальной техники.

Экологические проблемы. Утилизация отработанных масел HDEO – это забота об окружающей среде. Надлежащая утилизация и вторичная переработка отработанных масел необходимы для минимизации воздействия на окружающую среду.
Соблюдение нормативных требований. Масла HDEO должны соответствовать различным отраслевым и государственным стандартам, например, установленным Американским институтом нефти (API) и Европейской ассоциацией производителей автомобилей (ACEA), в том числе API CK-4, FA-4 и ACEA категорий E и F.

Как телематика может помочь контролировать рентабельность тяжелой техники
Наиболее успешные руководители машинных парков, которым удается добиться передовых показателей топливной экономичности и коэффициента использования своей техники, это те, кто постоянно тщательно контролирует («держит руку на пульсе») все показатели работы своего парка. Современные телематические системы, разработанные для управления машинным парком, предоставляют руководителям всеобъемлющую информацию в виде интуитивно понятных аналитических отчетов и графиков, и в том числе сведения по расходам топлива.
Такие телематические системы позволят точно проконтролировать результаты опытной эксплуатации новых маловязких моторных масел, покажут в режиме реального времени, какое влияние (положительное или отрицательное) оказывает изменение вязкости масла на экономию топлива. Эти данные позволяют количественно оценить экономию финансов и пользу для экологии, которую дает замена моторного масла, и помогают обосновать необходимость его использования во всей технике машинного парка. Для повышения топливной экономичности в масштабах всего машинного парка и связанного с этим сокращения вредных выбросов современные телематические системы предоставляют показатели расхода топлива, вредных выбросов и приемов вождения водителей, что позволяет руководителям парка выявить возможности для их улучшения.

Использование телематики для мониторинга состояния фильтров и масла
С помощью современных телематических систем руководители машинных парков могут отслеживать состояние фильтров и моторного масла в режиме реального времени. Это позволяет руководителям получать представление о текущей производительности двигателя, выявлять возможности для улучшения и отслеживать состояние двигателя при испытании альтернативных моторных масел.
На экране дисплея современной телематической системы руководитель может просмотреть сводную аналитическую информацию о состоянии фильтров и моторного масла по всем машинам парка.
Телематические системы позволяют руководителям обеспечить максимальную эффективность работы двигателей машин, отслеживая состояние моторного масла, включая такие важнейшие показатели, как: сколько моточасов остается до момента, когда потребуется заменить масло; признаки загрязнения масла охлаждающей жидкостью, сажей или топливом. На основании указанных данных руководитель может оценить, правильно ли подобран сорт нового маловязкого моторного масла.

Экономия топлива у тяжелых грузовиков полной массой свыше 15 т за счет перехода на маловязкие моторные масла получается не такой уж большой, но зато данное мероприятие может быть осуществлено очень быстро во всем машинном парке, не требует первоначальных капиталовложений и внесения серьезных изменений в порядок эксплуатации и технического обслуживания техники.
Однако, выбирая маловязкое масло для техники машинного парка, необходимо следить, чтобы в погоне за топливной экономичностью не уменьшить сроки службы двигателей, поскольку, снижая вязкость масла, вы рискуете снизить защиту трущихся деталей двигателя и ускорить их износ. Вот почему важно проконсультироваться с производителем машины, прежде чем заправить маловязкое моторное масло в ее двигатель и проводить испытания в течение длительного времени. При проведении таких испытаний результаты улучшения топливной экономичности и состояние двигателя отслеживаются с помощью современной телематической системы.


















