
Рекорды MiningWorld Russia 2025
Выставка MiningWorld традиционно проходила в МВЦ «Крокус Экспо», где заняла пять выставочных залов в 1-м и 2-м павильонах. На площади более 30 000 м2 разместили выставочные стенды 554 компании из 13 стран, из них 100 компаний участвовали впервые. На выставке представлено более 1000 отечественных и зарубежных брендов машин в 12 тематических разделах: оборудование, шины, запчасти и принадлежности для горной техники, IT-технологии и системы автоматизации горных предприятий.
Значительную, если не большую часть выставки заняли китайские партнеры с широким спектром подземной горной техники и оборудования. Российское машиностроение тем не менее составило им достойную конкуренцию, представив рекордное количество новых образцов.

Так, «Курганмашзавод» представил праздничную экспозицию в связи с 75-летием основания предприятия, а также объявил о дальнейших шагах по развитию производства гражданской техники. Праздничная экспозиция включала литейную продукцию: секцию перегородки для дробильно-размольного оборудования, коронки на зубья для бульдозеров Komatsu, Т-170, венец ведущего колеса бульдозера Т-170, звенья гусеницы сельскохозяйственного трактора ТТ-4, зуб ковша для экскаватора ЭКГ-5. Заводской литейный комплекс имеет производственные мощности до 24 тыс. т литья в год. Продукция выпускается как для собственного потребления, так и для многих крупных предприятий России и ближнего зарубежья.
Дальнейшие шаги по развитию гражданского направления включают возобновление в 2026 г. выпуска гусеничной вездеходной техники. С 2024 г. по заказу МЧС России снегоболотоходы ТМ-140 поставляются для оснащения арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Гусеничная техника успешно применяется спасателями Республики Коми (г. Воркута), Чукотского автономного округа (г. Певек), Республики Саха (Якутия), Архангельской и Мурманской областей для решения самых сложных задач.

Компания «ЧЕТРА» представила свое новое направление – оборудование для подземных работ в рудничном и взрывозащищенном исполнении: анкероустановщики, многофункциональные вспомогательные машины со сменными модулями, буровые самоходные установки, шахтные самосвалы, погрузочно-доставочную технику. В планах предприятия обеспечить 90% комплектующих отечественного производства в течение 2–3 лет.
ООО «ПК «Чебоксарский Агрегатный Завод», чью продукцию под брендом «ЧАЗ» эксклюзивно реализует компания «ЧЕТРА», с 2022 г. проводит масштабную модернизацию: увеличили производственные мощности, обновили заготовительное производство, усовершенствовали технологии механической и термообработки. Сегодня «ПК «ЧАЗ» выпускает запчасти и комплектующие как для российской, так и для иностранной техники, в том числе для машин западных брендов. В 2024 г. завод освоил 17 новых изделий, включая уникальное для России направление – натяжные колеса для иностранной техники. «ПК «ЧАЗ» – одно из немногих в стране предприятий с собственным крупным литейным производством. Так, колеса массой до 600 кг изготавливаются из цельнолитых заготовок, что обеспечивает им высокую надежность и долговечность.

Группа компаний «Римера» представила оборудование для подземной добычи: одностреловую проходческую буровую установку МБ-ПЛ1 и погрузочно-доставочную машину ПДМ-7/3. Обе модели, отличающиеся высоким уровнем локализации, разработаны и произведены на ижевском предприятии ГК «Римера» во взаимодействии с заводом «Ижнефтемаш», обладающим более чем 30-летней инновационной практикой в производстве спецтехники для нефтегазовой отрасли.
Проходческая буровая установка одностреловая МБ-ПЛ1 предназначена для бурения горизонтальных и наклонных шпуров, а также для установки анкерной крепи при проходке в горных выработках шахт и рудников с малым и средним сечением. Установка спроектирована с учетом опыта эксплуатации техники в ведущих горнодобывающих компаниях, не уступает по качеству зарубежным аналогам и опережает их по таким параметрам, как эргономика и легкость технического обслуживания.
Погрузочно-доставочная машина ПДМ-7/3 грузоподъемностью 7000 кг с ковшом вместимостью 3,1 м3 оснащена дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 165 кВт и мостами с дифференциалами повышенного трения. Особенности конструкции позволяют одновременно использовать функции подъема и наклона ковша при внедрении в горную массу, что способствует высокому коэффициенту заполнения ковша за один цикл.

Компания «Алмазгеобур» представила самоходную буровую установку SILA RL6, запущенную в 2024 г. в серийное производство, с перфоратором собственного производства AGB 3060 и новинку 2025 года – станок для геологоразведочных работ RD-9. Техника разработана для замещения продукции покинувших российский рынок западных «партнеров».
Самоходная буровая установка SILA RL6 предназначена для бурения веерных и параллельных глубоких скважин, а также шпуров и скважин при строительстве горизонтальных и наклонных выработок. Буровой модуль, установленный на опорно-поворотном устройстве, вращается на 360°. Глубина бурения – до 41,5 м. Модуль оснащен накопителем буровых труб емкостью 27 шт. и 1 шт. в центре бурения. Длина штанги – 1525 мм.
Станок для геологоразведочных работ RD-9 представляет собой усовершенствованную версию станка Diamec и оснащен синхронизатором вращателя/ трубодержателя. Поворотный механизм мачты позволяет бурить под землей во всех направлениях. Угол бурения: 360° в вертикальной плоскости и с поворотным столом на 360° в горизонтальной плоскости. Станок могут поставлять в комплектации на стальной раме и на гусеничном шасси.

Компания «ИНТЕХРОС» – разработчик робототехники под брендом «РОИН» для горнодобывающей, металлургической, железнодорожной и других отраслей. На выставке компания представила легкий инженерный робот «РОИН А80» на гусеничном шасси, который идеально подходит для работы в узких коридорах и тоннелях. Для привода гидравлики робот оснащают ДВС или электродвигателем. Максимальная масса навесного оборудования – 200 кг при собственной массе 2500 кг. Робот управляется дистанционно одним оператором и может оснащаться видеокамерами и системой связи дальностью до 5 км.
Группа компаний «НИПИГОРМАШ», г. Екатеринбург, предложила вниманию свою разработку – подземную смесительно-зарядную машину серии МСП на специальном двухосном шарнирно-сочлененном шасси. Машина предназначена для транспортировки невзрывчатых веществ, изготовление из них взрывчатого вещества и заряжания. Машину исполняют в разных модификациях для заряжания: эмульсионными ВВ восстающих очистных скважин, эмульсионными ВВ шпуров на проходке и гранулированными ВВ восстающих очистных скважин.

Китайский квартал
Официальный дилер XCMG компания «ВиЭй сервисиз», г. Екатеринбург, выставила среднеразмерную буровую установку XQZ152, предназначенную для бурения взрывных скважин при открытых горных работах, а также для бурения различных технологических скважин в строительной отрасли. Машина оснащена двухступенчатым винтовым компрессором Atlas Copco, дизелем Cummins мощностью 264 кВт. Рабочее оборудование позволяет бурить скважины диаметром 110–152 мм и глубиной до 35 м. Бурение может вестись как вертикально, так и с отклонением податчика на 25° в продольной плоскости и с поворотом в поперечной. Гусеничная несущая машина при этом может стоять на подъеме/ съезде до 25° и на поперечном уклоне до 15°.

Компания «Русбизнесавто» выставила первый ввезенный в Россию шарнирно-сочлененный самосвал LGMG AT40, который по дизайну и декларируемым техническим характеристикам не уступает западным образцам. Полноприводный 3-осный самосвал грузоподъемностью 40 т оснащен скальным кузовом объемом 24 м3 с футеровкой. В движение самосвал приводит дизель Weichai WP14 мощностью 765 л.с. (562 кВт) и крутящим моментом 2900 Н∙м. Силовая линия включает автоматическую КП Shaanxi FastGear FC7A260PT, мосты Meritor. Максимальная скорость, которую самосвал способен развить с полной нагрузкой, – 40 км/ч.

Выставка MiningWorld Russia продемонстрировала масштабное замещение западной техники и оборудования аналогами китайского и российского производства. Напрашивается вывод о живительности западных санкций и недопустимости возвращения «партнеров» на российский рынок горной техники. Что касается протекционистских мер, то это очень деликатная тема, требующая детальной отработки на моделях. Опыт с антидемпинговыми пошлинами на китайские бульдозеры показал, что такая мера при отсутствии достойной альтернативы не приводит к ожидаемому результату.