Мультилифт на шасси Shacman SX3258 с крюком KROMANN L22S.57.6-HC с классической кинематикой с выдвижной телескопической стрелой

Машина «100 в 1» (Часть 2)

Мультилифты: познакомимся поближе

В первой части статьи мы познакомили читателей с особенностями подбора мультилифта для выполнения конкретных задач.
В заключительной публикации читатель узнает, какие существуют типы мультилифтов и как специалисты оценивают эффективность применения этой техники.

Типы мультилифтов

Исходя из особенностей погрузочного механизма различают несколько видов мультилифтов.

Крюковые мультилифты наиболее популярны. Иногда их еще называют «гидравлическими» (по понятным причинам). Крюковая система представляет собой Г-образную раму с крюком для захвата кузова. Крюк продевается в проушину на торцовой стенке кузова. В процессе погрузки/ разгрузки сочлененные звенья Г-образной рамы сдвигаются и поворачиваются гидроцилиндрами относительно друг друга. Существуют различные конструкции/ варианты кинематики крюковых подъемников с разным числом звеньев рамы и гидроцилиндров привода. Причем чем больше звеньев в раме, тем ниже возможная габаритная высота при погрузке-разгрузке. При разгрузке кузова по самосвальному типу все звенья рамы фиксируются, и она поднимается гидроцилиндрами как единое целое вместе со сменным кузовом.

Самый распространенный тип крюкового мультилифта: оснащенный телескопической стрелой с нескладывающейся крюковой балкой. Он применяется на подъемниках легкого типа. Эта простая, надежная и сравнительно недорогая конструкция особенно удобна для постоянной работы со сменными кузовами одинаковых размеров в местах, где нет ограничения по высоте подъема.

Более универсальными являются крюковые мультилифты с телескопической стрелой и складывающейся крюковой балкой: они способны работать с кузовами разных типов и размеров. Благодаря возможности снижать высоту подъема установки этого типа можно использовать в условиях, когда высота подъема ограничена (в помещениях и т.п.). Конструкция позволяет захватывать сменный кузов на уменьшенном расстоянии от шасси грузовика, за счет этого повышается маневренность машины. Угол самосвального опрокидывания кузова у крюковых мультилифтов – 47–57°.

Контейнеровоз

Преимущества мультилифтов с крюковым захватом:

  • время погрузки (а также разгрузки) кузова на шасси составляет у разных моделей от 30 сек до 3 мин (значительно меньше, чем у мультилифтов с тросовым захватом, водителю не нужно выходить из кабины, разматывать и цеплять трос за контейнер);
  • водитель, не выходя из кабины, может зацепить захватом сменный кузов и управлять всеми операциями по загрузке/ разгрузке кузова на шасси автомобиля, а также разгрузке самосвальным способом, это упрощает работу и экономит рабочее время;
  • крюковой захват обеспечивает жесткую фиксацию кузова, за счет чего возможно увеличить эксплуатационную скорость автомобиля до 60–90 км/ч, жесткость крепления сменного кузова у крюковой системы выше на 50% по сравнению с тросовой – гидравлические блокираторы и крюк (три точки крепления), а у тросовой только гидравлический замок (две точки крепления);
  • считается, что крюковая система гораздо надежнее тросовой (у которой слабое звено – изнашивающиеся тросы);
  • благодаря шарнирному креплению Г-образная стрела может отклоняться от своей оси, и поэтому автомобиль с крюковым мультилифтом может подъезжать к сменному кузову с отклонением от общей продольной оси до 30°, тогда как машины с тросовыми системами должны позиционироваться относительно кузова точно по общей осевой линии.

Среди недостатков крюковой системы специалисты называют прежде всего более высокую по сравнению с тросовыми конструкциями массу (в зависимости от модели на 900–1300 кг больше при сравнимой грузоподъемности), а также определенные ограничения по длине возимых кузовов. Однако производители крюковых мультилифтов снижают массу установок путем использования высокопрочных сталей типа Weldox, Domex.

Тросовый мультилифт

Тросовые конструкции по­явились раньше крюковых и считаются устаревающими, теряющими популярность. По названию понятно, что в мультилифтах данного типа привод механизма загрузки/ разгрузки сменных кузовов на раму осуществляется двухбарабанной гидравлической лебедкой с блокируемым дифференциалом, закрепленной в передней части надрамника, и тросами с крюками на конце.

Рама может подниматься с помощью 1–2 гидроцилиндров. Угол самосвального опрокидывания кузова на раме у некоторых моделей тросовых подъемников достигает 85°, т.е. на 7–25° больше, чем у крюковых.

По сравнению с крюковыми системами тросовые имеют гораздо меньшую массу, а также габариты. Отсюда несколько более высокая маневренность машины. Необходимая габаритная высота при загрузке сменного кузова у тросовых систем значительно ниже, чем у крюковых, что позволяет производить погрузку в условиях ограничений по высоте (помещения, арки домов, путепроводы). Теоретически тросовые мультилифты могут работать со сменными кузовами практически любой длины. Но обычно используются кузова не короче 2,5 м (и это относительно новые модели погрузчиков), а самая распространенная длина кузовов для тросовых систем: от 3,7 до 6,7 м.

Недостатками же тросовых конструкций являются уже отмеченная выше необходимость водителю покидать кабину для подсоединения/ отсоединения троса от сменного кузова, с чем связан и второй недостаток – гораздо более длительное время рабочего цикла погрузки сменного кузова (8–10 мин); меньшая надежность по сравнению с крюковыми системами: тросы изнашиваются, обрываются при работе или перехлестываются. Точек крепления кузова/ контейнера меньше – меньше надежность крепления и возможная скорость перевозки. Тросовую систему в отличие от крюковой невозможно использовать с прицепом-контейнеровозом.

Мультилифт с телескопической стрелой и складывающейся крюковой балкой

Комбинированные. В конструкции мультилифтов комбинированного типа, как следует из названия, сочетаются элементы тросовых и крюковых систем: неподвижная и подъемная рамы – как у тросового подъемника, но привод вместо лебедки осуществляется звеном с крюком на перемещаемой вдоль подъемной рамы каретке. Каретка приводится либо от гидроцилиндра, либо от гидромотора с цепью. Комбинированные мультилифты обеспечивают самый большой угол самосвального опрокидывания сменного кузова: до 96°. Они применяются для транспортировки силосов – емкостей цилиндрической формы с коническим днищем для сыпучих материалов.

Рамные. В технической литературе упоминается еще один тип мультилифтов – рамные. Однако указывается, что подъемники этого типа давно не выпускаются и не используются из-за дороговизны, сложности в эксплуатации, большой чувствительности к загрязнениям и необходимости с высокой точностью позиционировать автомобиль относительно сменного кузова.

Гусеничные. Известны даже гусеничные мультилифты, то есть установки мультилифт на гусеничном шасси. Они используются для экстремальных ситуаций  – в качестве спасательной техники, эвакуаторов техники для МЧС и силовых структур и т.п.

Наклон кузова – недостаток. Надо заметить, что погрузка-разгрузка кузова с наклоном на довольно большой угол, характерная для всех типов мультилифтов, в некоторых случаях представляет собой неудобство: груз в кузове или на платформе нужно очень надежно закреплять, если груз сыпучий или с жидкой фазой, он может высыпаться или пролиться при наклоне кузова и т.д.

Мультилифт с рамным захватом

Эффективность применения мультилифтов

Как оценить, выгодно ли будет использовать для перево­зок мультилифт вместо обычного грузовика?

Как известно, при применении мультилифта сокращается время простоев при погрузке-выгрузке. Поэтому наибольший экономический эффект от эксплуатации мультилифта достигается при выполнении перевозок на коротких плечах, когда удельный вес времени простоев под погрузкой-разгрузкой составляет значительную часть длительности рейса. И чем больше плечо перевозки, тем меньшая доля времени приходится на погрузку-выгрузку и соответственно эффект от экономии времени на этих операциях все меньше.

К тому же масса погрузочного оборудования мультилифта, которое приходится возить с собой, отнимает часть полезной нагрузки у автомобиля, а также увеличивает расход топлива, и это все отрицательно влияет на экономический эффект использования мультилифта. Опять-таки, в этом случае, чем длиннее маршрут, тем меньше эффект от эксплуатации мультилифта.

Таким образом, экономический эффект применения мультилифтов сокращается с увеличением плеча перевозки, это следует четко понимать и учитывать. Чтобы оценить экономическую эффективность точнее, следует подсчитать и сравнить себестоимость 1 т/км транспортировки грузов мультилифтом и грузовиком.

Автору удалось найти в технической литературе описание результатов исследований Россельхозакадемии экономической эффективности перевозок зерна в Московской области автомобилями КАМАЗ, оборудованными системой мультилифт со сменными бункерами-накопителями, по сравнению с традиционными автомобилями модели ЗИЛ-4506. Исследования показали, что в результате использования мультилифтов повышение производительности составило в 3,8 раза; снижение затрат труда на 79%, условное высвобождение численности занятых работников – 3,8 чел., снижение эксплуатационных издержек – 58% и срок окупаемости дополнительных капиталовложений – 0,86 года. К сожалению, условия, при которых проводились исследования, не были описаны.

Более 15 лет на рынке крюковых погрузчиков и готовых автомобилей-мультилифтов присутствует торговая марка KROMANN.

Компактный экономичный мультилифт с  крюком KROMANN ML18S.52.6-HC на  шасси КАМАЗ 65115 с кузовом S-box-bio для биоотходов

Группа компаний KROMANN состоит из компании-дистрибьютора торговой марки – ООО «Грузавтомаркет» и фирменного монтажного центра ООО «МЦ КРОМАНН Сервис», имеющего производственные базы в г. Бор Нижегородской области и в г. Набережные Челны Республики Татарстан.

KROMANN поставляет на рынок как сами системы крюкового захвата, так и готовые решения на базе специальных автомобилей-мультилифтов с прицепами и различными контейнерами. Собственное конструкторское бюро разрабатывает проекты по техническим заданиям заказчиков, опираясь на требуемые условия работы, грузоподъемность, функциональные особенности контейнера в зависимости от типа, массы и размера груза. Как правило, на выбор заказчику предоставляется несколько проектов на различных видах шасси с использованием дополнительных опций систем крюкового захвата. Заказчик уже сам определяет подходящий проект на автомобиль, исходя из требуемой функциональности, бюджета инвестиций и сроков поставки.

Мультилифт на шасси FAW CA3310 с крюком KROMANN XL30S.64.6-HC и сменным контейнером V37 U-box для ТБО

За два последних года рынок мультилифтов подвергся значительным изменениям – закрылись поставки из Европы и усилился объем поставок из Китая и Кореи. KROMANN также переориентировался на китайского производителя и увеличил объ­емы завозимых систем крюкового захвата практически вдвое.

Наиболее востребованными стали крюковые погрузчики, позволяющие перевозить максимальное количество груза – 26–30 т на шасси с колесной формулой 8х4. Такие мультилифты могут перевозить пресс-контейнеры, контейнеры герметичного типа под биоотходы, а также усиленные контейнеры под перевозку так называемых «хвостов» с мусоросортировочных станций.

Мультилифт на шасси Shacman SX5318 с крюком KROMANN XL26S.62.6-HC

Наряду с базовыми исполнениями мультилифтов с крюками XL26S.62.6-HC для транспортировки больших объемов биоотходов на утилизацию на большие расстояния заказчикам предлагается мультилифт полной массой 42,6 т на шасси FAW CA3310 с двигателем CA6DM2-42E51, 420 л.с. Машина имеет колесную базу 3600+1350 мм и оснащена 30-тонным крюком XL30S.64.6-HC с дополнительным вспомогательным гидроцилиндром для самосвального режима. Автомобиль оборудован электро-пневмовыводами и ТСУ для работы в составе автопоезда с прицепом. В качестве альтернативы может использоваться шасси SHACMAN SX3318 полной массой 41 т с аналогичной колесной базой, комфортной современной рестайлинговой кабиной X3000 и двигателем WEICHAI, WP13.550E501 мощностью 550 л.с.

Мультилифт на шасси Shacman SX3258 с крюком KROMANN L22S.60.6-HC

Не менее популярными по-прежнему остаются автомобили-мультилифты на шасси с колесной формулой 6х4 и системами крюкового захвата KROMANN грузоподъемностью 20–22 т. Основные используемые шасси: КАМАЗ 6520, МАЗ 631228 (С9), FAW CA3250, Shacman SX3258. Применяемые крюковые погрузчики: L22S с рабочей длиной 5500, 5700, 6000 мм.

Особая ниша – это бюджетные и компактные мультилифты на шасси 6х4 с полной массой 25–27 т, например КАМАЗ 65115, МАЗ 631226, 6312С5, которые оснащаются 18-тонными крюками модели ML18S.52.6-HC для работы со сменными контейнерами длиной 5–6 м объемом 18–30 м3. KROMANN также предлагает исполнение ML18ST.52.6-HC без самосвального режима для плавного опускания и бережной транспортировки дорогостоящих сменных надстроек, не требующих опорожнения кузова.

Комбинированный автомобиль с крюком KROMANN ML18S.52.6-HC на шасси FAW CA3250 и манипулятором ММ100Z для лома

В качестве сменных кузовов используются открытые контейнеры классического каркасного типа Standart, а также современные бескаркасные S-box, U-box объемом 18–20–27–30–32–37 м3; также специальные платформы для транспортировки техники, платформы-адаптеры с фитингами под морские контейнеры; сменные надстройки: кузов 27 м3 с гидравлическим манипулятором для лома, вакуумная цистерна, илососная установка.

Специфическая ниша – это комбинированные автомобили с крюковым погрузчиком и гидравлическим манипулятором, в которой KROMANN предлагает трехосные машины на шасси FAW CA3250, КАМАЗ 6520, 65115, МАЗ 6312. Используется манипулятор МАЙМАН MM100Z поперечного сложения Майкопского завода, установленный за кабиной, и крюковые погрузчики ML18S.52.6-HC и M15S.47.6-HC. Такие многофункциональные мультилифты удобны для самопогрузки, например, при ликвидации стихийных свалок.

Компактный легкий мультилифт с крюком KROMANN S6S.36.1-HC на шасси «КОМПАС-9»

В нише легких мультилифтов с полной массой от 7 до 12 т KROMANN прочно занимает свои позиции, устанавливая на шасси «ГАЗ Next», «КОМПАС-9», DongFeng С80, С100 крюковые погрузчики S6S.36.1(3) грузоподъемностью 6 т с высотой башни 900 и 1200 мм в зависимости от высоты шасси. Для таких шасси с полной массой 12 т предусмотрена установка усиленного 7-тонного крюка. Недорогие и компактные автомобили, оснащенные 4-метровыми сменными кузовами объемом от 6 до 14 м3, составят достойную конкуренцию портальным погрузчикам при использовании на узких улицах городской застройки.

Легкий мультилифт с крюком KROMANN S6S.36.1-HC на шасси «ГАЗон Next»

Монтажный центр «КРОМАНН Сервис» имеет разрешительную документацию на производство специальных машин на базе шасси КАМАЗ, МАЗ, Shacman, FAW, HongYang, DongFeng, «КОМПАС», Scania, DAF, а также предоставляет сервисное, гарантийное обслуживание и ремонт систем крюкового захвата KROMANN, восстановительный ремонт крюковых погрузчиков других производителей. Специалисты центра могут дать консультации по эксплуатации техники по устным и письменным запросам от заказчиков. Об успешном опыте работы группы компаний KROMANN свидетельствуют неоднократные продажи постоянным клиентам, использующим в работе технику KROMANN.

Самый маленький мультилифт KROMANN городской серии на шасси Dongfeng C55Z полной массой 5 т с крюком C3S.27.1-HC
 

Итак, мы познакомили читателя с замечательной универсальной техникой, способной заменить множество специализированных машин и повысить рентабельность работ компаний во многих отраслях экономики. При грамотном подборе и правильной эксплуатации это оборудование будет служить долго, безотказно и с немалой экономической выгодой.

 

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи