XCMG

Динамика положительная, прогнозы осторожные

Круглый стол специалистов по теме «Крановая техника»

Формат «Круглого стола» стал уже привычным для нашего журнала и одним из самых популярных у читателей. Он несколько напоминает распространенные сейчас форумы в соцсетях с той лишь разницей, что на наших страницах выступают не те, кто считает себя «специалистом», а настоящие, авторитетные эксперты в данной отрасли.
Сегодня у нас в гостях люди, прекрасно осведомленные о состоянии отечественного рынка автокрановой техники: Юрий Радченко, ведущий специалист по подъемной технике ООО «СюйГун Ру», официального дистрибьютора спецтехники XCMG в России; Виктор Смирнов, старший менеджер по развитию дилерской сети ООО «КМУ РУС», и Денис Саттаров, директор по развитию ОАО «Челябинский механический завод».
Челябинский механический завод
Как изменился рынок крановой техники в 2021–22 гг.? Как повлиял на ваш бизнес рост цен на металл и энергоносители и как это отразится в будущем? Насколько значителен отложенный спрос сегодня и ощущается ли снижение потребности в крановой технике в перспективе?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: В 2021 г. мы отметили повышенный спрос на крановую технику XCMG, рост объемов продаж составил 80%, это касается как категории автокраны, так и тяжелых гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 150 т, включая новинки – краны г/п 300, 320 т. Рост цен на металл и энергоносители не повлиял на деятельность нашей компании в регионе. В настоящее время мы не фиксируем отложенного спроса на крановую технику и полагаем, что в ближайшей перспективе не будет снижения потребностей, так как спрос на краны XCMG превышает предложение, практически весь объем поставляемых в Россию кранов XCMG законтрактован заранее.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: В 2021 г. за счет качества и сервисного обслуживания наша техника продавалась хорошо, мы увеличили свою долю рынка, заняв 3-е место среди корейских поставщиков тросовых КМУ.

Конечно, в связи с ростом цен на металл и энергоносители расходы завода-поставщика выросли, и соответственно он повысил цены на отгружаемую продукцию, но еще больше выросли цены на логистику, что значительно сказалось на ценах и сроках поставки.

Что касается отложенного спроса, то мои предположения таковы: весь 2021 г. ощущался дефицит грузовых шасси. И производители, и импортеры не смогли его полностью удовлетворить. В апреле 2022 г. отложенный спрос имеется, но он нивелируется внутри- и внешнеэкономической ситуацией – это рост цен и увеличившаяся процентная ставка.

Д. Саттаров, Челябинский механический завод: Динамика производства в прошлом году была положительной. В 2021 г. выпуск продукции на Челябинском механическом заводе вырос практически на 20% по сравнению с 2020 г.

Прошлый год отличался от многих предыдущих тем, что значительно выросли отпускные цены на металлопрокат, который машиностроительные предприятия используют в своем производстве. Рост цен на металл и сильные валютные колебания неизбежно отразились на структуре себестоимости и на конечных ценах на продукцию. Мы были вынуждены несколько раз в течение года, как и все, поднимать цену на фирменную продукцию вслед за поставщиками шасси, металла и комплектующих.

В 2020–2021 гг. в России были запущены масштабные инфраструктурные, энергетические и другие федеральные инвестиционные проекты. Компаниям, участвующим в их реализации, было необходимо расширять автопарки и приобретать спецтехнику в больших объемах. Это позволило заводу принимать участие в крупных тендерах и выигрывать их. Так, в 2021 г. предприятие отгрузило большое количество единиц фирменной техники крупным корпоративным клиентам, среди которых такие компании-гиганты, как «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз» и др.

Hyundai Everdigm
Изменились ли предпочтения покупателей за время эпидемиологического кризиса? В какой мере техника вашей компании соответствует сегодняшним запросам клиентов?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Предпочтения покупателей за время эпидемиологического кризиса не изменились, структура ассортиментной матрицы крановой техники XCMG полностью соответствует запросам клиентов.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: Это не ресторанный бизнес, строительная техника, по-моему, осталась строительной техникой, ассортимент нашей продукции Hyundai Everdigm удовлетворяет запросы клиентов, а вывод нашей новой СТМ под брендом SK-QEP с КМУ до 19 т полностью закроет все запросы клиентов.

XCMG
Выпускает ли ваша компания технику по индивидуальным техзаданиям клиентов? Расскажите о самых интересных проектах такого рода последнего времени?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Нет, подобные кастомизированные проекты мы не реализуем.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: По индивидуальным техзаданиям клиентов мы работаем, но не часто: добавить корейскому крану «индивидуальности» очень сложно, поскольку вылет и грузоподъемность у него всегда на максимуме возможностей, остается только цвет. Был случай, что заказчик красил кабину в цвет КМУ, и наоборот – кран в цвет кабины.

Д. Саттаров, Челябинский механический завод: Традиционно Челябинский механический завод специализируется на выпуске трех видов техники. Это автомобильные краны грузоподъемностью 16–60 т в различной комплектации, гусеничные краны ДЭК г/п 25–100 т и специальная техника, спроектированная и изготовленная по техническому заданию заказчика. За последние пять лет это направление – изготовление сложной спецтехники по индивидуальному техзаданию клиентов – активно развивается. Некоторые виды машин, спроектированные и изготовленные под заказ, предприятие сегодня выпускает в серийном режиме.

Например, серийной продукцией стали надстройки пожарных пеноподъемников с высотой подъема лафетного ствола 32 и 37 м. Изначально эти пожарные машины были спроектированы по техзаданию корпоративного заказчика, сегодня они запущены в серийное производство. За последние пять лет мы отгрузили более 80 ед. подобной техники.

Еще одним серийным продуктом, который выпускает наше предприятие, являются гусеничные ходовые тележки. Они необходимы для монтажа различного оборудования, которое особенно востребовано среди компаний горнодобывающей отрасли.

Создавая технику по индивидуальному ТЗ клиента, мы адаптируем ее к различному функционалу и разным климатическим условиям. Так, завод реализует проекты во взрывозащищенном исполнении, выпускает машины для эксплуатации в морском климате, для работы при температуре до –50 °С. Наши краны уверенно себя чувствуют в регионах Арктики и Антарктики, в условиях северных морей и в тропической Гвинее.

Челябинский механический завод
Предлагает ли ваша компания какие-либо финансовые инструменты, помогающие клиентам приобрести технику: кредит, лизинг, аренду, льготные программы и т.п.? Как модифицируются ваши программы в связи с ростом ставки ЦБ?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Представители дилерской сети ООО «СюйГун Ру» предлагают клиентам лизинговые программы от различных финансовых институтов, это очень востребованный финансовый инструмент.

Д. Саттаров, Челябинский механический завод: Да, мы предлагаем краны в лизинг, участвуем в льготных программах.

Hyundai Everdigm
Давайте от техники перей­дем к людям. Предусмотрены ли в вашей компании какие-либо программы ознакомления персонала дилеров и конечных клиентов с особенностями устройства и эксплуатации новых моделей техники, например, курсы обучения операторов, механиков?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Компания «СюйГун Ру» на регулярной основе проводит обучающие тренинги, касающиеся устройства, технического обслуживания и ремонта крановой техники XCMG. Основная аудитория этих тренингов – механики и сотрудники сервисных подразделений компаний-дилеров.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: Для новых дилеров это актуально, и такое знакомство проводится в той или иной форме, в основном, конечно, для специалистов отдела продаж.

В целом, поскольку корейская техника давно завоевала популярность и хорошо известна, какого-то особого мероприятия не требуется и сервисные вопросы традиционно решаются оперативно по мере их возникновения. С другой стороны, действуя современными методами доставки информации, мы отсняли высококачественные видео­презентации и выложили их на ютуб для всеобщего обозрения, общее знакомство и расположение приборов управления и контроля они описывают полностью, смотреть можно круглосуточно.

Д. Саттаров, Челябинский механический завод: Если говорить про программы ознакомления дилеров и конечных клиентов с фирменной техникой, мы делаем это в разных форматах. Проводим выездные конференции в регионах отгрузки техники, приглашаем на презентацию новых (или модернизированных) моделей техники непосредственно на территорию завода, участвуем в крупных отраслевых выставках, городских мероприятиях.

Более 10 лет ОАО «ЧМЗ» совместно с ЗАО «ЧелябКранСбыт» (эксклюзивный дистрибьютор техники) проводит выездные конференции в регионах, в которые традиционно отгружает фирменную продукцию: сего­дня продукцию завода реализуют 16 представительств и дилеров, расположенных в разных областях страны. В 2021 г., несмотря на «ковидные» ограничения, мы провели выездные конференции с демонстрацией техники в Иркутске, Сургуте, Хабаровске и других городах. Их посетили представители более 150 компаний из строительной, транспортной, нефтегазовой отраслей.

В рамках выездных конференций мы собираем обратную связь: потребители делятся опытом и особенностями эксплуатации нашей продукции. По результатам обращений мы инициируем доработку, модернизацию крановых конструкций, внедрение в них новых опций. Это позволяет расширить функционал фирменных машин и улучшить их грузовысотные технические и функциональные параметры. Ценность выездных конференций в том, что от завода на них присутствуют не только представители товаропроводящей сети, но и технические специалисты, и специалисты по сервисному обслуживанию, которые оперативно отвечают на поступающие вопросы.

XCMG
Ваше мнение о рынке техники, бывшей в эксплуатации. Работаете ли вы с б/у техникой и как? С чего бы вы рекомендовали начать клиенту, если тот захочет купить б/у кран?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Мы не работаем на рынке б/у крановой техники.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: Этот рынок существует, нам об этом известно, но пока мы в нем не участвуем, поскольку наш завод все время выпускает новую технику, и так получается, что физические лица, которые все же покупают б/у технику, это не наши клиенты.

Совет: все почему-то думают, что частный извоз на КМУ – это прибыльный бизнес. Увы, всё не так, расходы растут, а цена рыночных услуг замерла три года назад. Если у человека есть конкретный заказчик, готовый подписать договор на услуги, нет смысла покупать для решения этих задач подержанный кран. Если у него нет контракта и он надеется на авось, то остается лишь пожелать ему удачи.

Челябинский механический завод
Ваше мнение о рынке аренды крановой техники. Изменился ли он за последние годы? Сдаете ли вы технику в аренду или собираетесь входить в этот бизнес?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Мы не работаем на рынке аренды крановой техники.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: Это растущий и перспективный рынок, много нашей техники работает в аренде, и в этом заключается наше участие в рынке аренды. Мы поставили – они работают.

Ваш прогноз для российского рынка крановой техники на 2022–2023 гг.?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Прогнозы сейчас давать очень сложно. Можем предположить, что доля крановой техники китайского производства будет расти за счет ухода с рынка европейских брендов, однако это возможно при условии стабильного курса валют.

В. Смирнов, «КМУ-РУС»: У корейской техники большие перспективы, если корейцы решат свои внутренние проблемы с дефицитом комплектующих и смогут поставлять те объемы, которые нам требуются, всё будет хорошо.

Д. Саттаров, Челябинский механический завод: На 2022 г. были планы еще увеличить объем производства автокранов на 12,5% и выйти в конце года на показатель до 70 ед. в месяц. Сегодня завод в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и отгружает технику по ранее заключенным контрактам. По итогам первого квартала 2022 г. объем выпуска автокранов составляет 60 ед. ежемесячно. На второй квартал 2022 г. производственная программа завода утверждена. Прогноз на второе полугодие пока делать рано, в настоящее время предприятие стабильно развивается согласно намеченному плану. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. В этом году есть целый ряд проектов по новым моделям гусеничных и специальных кранов, также перед предприятием стоят оперативные задачи по улучшению и модернизации серийных моделей автомобильных кранов.

Hyundai Everdigm
 

Итак, все эксперты сходятся в том, что 2021 г. был для кранового рынка удачным. И всё шло неплохо до того момента, когда наступили резкие перемены политические, а за ними и экономические. Тем не менее однозначно отрицательных прогнозов специалисты не дают, а ведь они знают, о чем говорят. Вместе с ними будем рассчитывать на лучшее.

компании по теме статьи
компании по теме статьи