«Смотри не перепутай!»

Отличия илососов от ассенизационных машин

Машины-илососы известны по большей части только специалистам, потому что используются преимущественно в промышленности. В бытовой сфере применяются их «младшие братья» – ассенизационные машины, хорошо знакомые «широкой общественности». Проведенный нами краткий опрос показал, что многие люди, потенциально заинтересованные в услугах илососа, не понимают разницы между этой машиной и ассенизационной. Так в чем же отличие, каковы особенности илососов – об этом поговорим мы в нашей статье.

Ассенизаторская техника используется для откачки жидких нечистот. Это цистерна с вакуумным насосом и гофрированным шлангом, обычно размещается на шасси грузового автомобиля. Насосом жидкие нечистоты вбираются в емкость, а затем вывозятся на спецплощадки.

Конструкция илососа принципиально отличается от ассенизаторской машины, так как функционал его существенно шире, чем у ассенизатора. Илосос способен струей воды под большим давлением размывать вязкие и плотные отложения, например, при очистке колодцев и дождевых коллекторов. Собственно, илосос в соответствии со своим названием и применяется по большей части для сбора затвердевшего ила, песка и прочих твердых загрязнений, так как жидкие нечистоты могут забирать более простые и дешевые ассенизационные машины.

Заметим, что илососные установки в «огнезащищенном» исполнении могут использоваться для откачки нефтепродуктов и масел, сбора отходов нефтепромыслов.

НПО «ВЕКТОР»
НПО «ВЕКТОР» (г. Миасс, Челябинская обл.) предлагает обширную линейку илососных машин на базе КАМАЗ, МАЗ, ISUZU с цистернами емкостью от 5+1 м3 (отсек для сбора отходов + отсек под чистую воду) до 18+2 (для сбора отходов + под чистую воду с подогревом), в том числе в «огнеопасном» исполнении АКН и АКНС.

Самую большую цистерну емкостью 18+2 м3 имеют несколько моделей илососов НПО «ВЕКТОР», и в том числе МВС-18+2 Геркулес NEXT GEN2 МАЗ-6312C9 24/7 + Консоль.

Илососные машины АКН используются для сбора разливов легковоспламеняющихся жидкостей (нефти, конденсатов, нефтепродуктов и т.д.). Такие автоцистерны применяются в случаях аварийных ремонтных работ на нефтепроводах для сбора разлитой нефти, масел, бензина. Автоцистерны АКН оснащаются различной аппаратурой, которая предотвращает появление разрядов статического электричества и искрообразования. АКН обычно имеют оранжевую окраску, оснащаются проблесковыми маячками.

Техника в исполнении АКНС применяется для сбора отходов, которые содержат огнеопасные вещества (газоконденсат, нефте­шлам), а также жидких бытовых отходов и плотных отложений. Принципиальное отличие исполнения АНКС от АКН заключается в использовании более мощного насоса, что позволяет осуществлять сбор плотных отложений грунта. Также в машинах данного типа устанавливают гидроподъем, гидрооткрывание днища, систему гидроразмыва и баки под чистую воду для очистки емкости от наслоения крупных фракций на стенках и дне цистерны.

Некоторые модели илососов «ВЕКТОР» имеют систему подогрева чистой воды для осуществления гидроразмыва загрязнений горячей водой. Всасывающие рукава илососов «ВЕКТОР» имеют диаметр 100–120 мм. Разгрузка цистерн осуществляется самосвальным способом. Цистерны покрываются антикоррозионным полиэфирным 2-компонентным грунтом с содержанием фосфата цинка и двумя слоями промышленной эмали.

НПО «ВЕКТОР»

При помощи струи воды под давлением илосос может промывать засорившиеся трубы и резервуары.

Есть и такие илососные машины, которые справляются даже с термической очисткой труб. Сначала воду в цистерне ставят на нагрев, ее температура доходит до 95 °С, потом подается в трубы или резервуар под давлением. Термообработка отлично проявляет себя в случае соляных, белковых и жировых отложений в резервуарах.

Цистерна илососа обычно выполняется из стали толщиной около 6 мм. Ее внутренняя поверхность может покрываться полимером с содержанием цинка, защищающим от ржавчины. Внутреннее пространство цистерны разделяется перегородкой на две части, и в этом еще одно принципиальное отличие илососов от ассенизационных машин.

ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» выпускает единственную на рынке илососную машину 465216 «СЕСПЕЛЬ» с цистерной, не разделенной на отсеки. Этот илосос – единственный в производственной линейке предприятия.

Цистерна емкостью 17 м3 выполнена из низколегированной стали 09Г2С толщиной 5 мм, имеет откидное днище и выгружает собранные отходы самосвальным способом либо вытеснением избыточным давлением. Оборудована дренажным краном для слива жидкости. Имеется дополнительный бак для воды емкостью 1000 л, пистолет для промывки и водяной насос высокого давления (20 МПа).

Возможна комплектация машины стрелой-манипулятором и дополнительными барабанами для намотки шлангов. Диаметр всасывающего рукава – 100 мм. Роторный вакуумный насос развивает производительность 1500 м3/ч. Для продолжительной автономной работы охлаждается инжекцией воздуха. Цистерна оснащена фильтром воздуха, поступающего в вакуумный насос. Глубина всасывания ила составляет 15 м. Компоненты вакуумной станции для разгрузки-загрузки загрязнений расположены за кабиной шасси.

Покрытие цистерны выполняется с предварительной грунтовкой, обогащенной цинком, и окрашиванием высококачественной двухкомпонентной краской термической сушки. Оборудование смонтировано на шасси МАЗ-6312B9 Euro 4.

«Сеспель»

Передний отсек предназначен для чистой воды, которая специально заправляется для разрыхления плотных иловых масс и других загрязнений в колодце, а также для смывания пульпы с заборного рукава и других частей машины. В зависимости от назначения и объектов, которые обслуживает илосос, у некоторых моделей в конструкцию могут входить отдельные баки для чистой воды.

Второй отсек цистерны предназначен для выкачанного ила и иловой воды. Пока илосос движется до места разгрузки, жидкие отходы самопроизвольно разделяются на твердую и жидкую фазы, отделившаяся вода поступает во второй отсек цистерны. Иловая вода может использоваться для размыва твердых отложений, а ее избыток может удаляться из отсека через сливную трубу. Возможно дооснащение машины-илососа различными дополнительными устройствами, расширяющими возможности машины. В частности, монтируют системы очистки иловой воды, обеспечивающие возможность ее использования в технических целях. Чтобы разделять жидкую и твердую фракции, цистерна илососной машины может быть оборудована фильтрационной системой. Отходы с илом проходят через фильтр, после чего иловую воду сливают или перекачивают во второй отсек цистерны. Благодаря этому илососная машина может везти на пункт утилизации только ил. Таким образом, повышается производительность машины.

«Коммаш»
В производственной линейке ОАО «Мценский завод «Коммаш» (г. Мценск Орловской обл.) илососные машины серии КО-530, предназначенные для забора и транспортировки жидких и уплотненных неагрессивных и невзрывоопасных отходов. Техника монтируется на шасси КАМАЗ и МАЗ, а также возможна установка на шасси FORD, HYUNDAI, IVECO, VOLVO, MAN, Mercedes-Benz, ISUZU, Dong Feng. Использованные в конструкции мценских машин решения позволяют удалять из цистерны иловую воду и транспортировать к месту утилизации только ил.

Все модели серии КО-530, кроме одной, оснащаются стрелой-манипулятором всасывающего рукава. Стрела способна поворачиваться на 270°, подниматься на 55° и опускаться от горизонтали на 15°, фиксируется от произвольного поворота. Управление рабочим процессом осуществляется с дистанционного пульта.

Илососы комплектуются высоконадежными импортными вакуумным насосом (производительность 750 м3/ч) и плунжерным водяным насосом высокого давления. Высокоэффективный размыв отложений обеспечивается струями воды высокого давления (поток 1,5–2,4 м3/ч, давление 11 МПа) при помощи пистолета с удлинителем со сменными насадками или специальным размывочным устройством. Использование удлинителей позволяет размывать иловые отложения в глубоких колодцах и отстойниках. Глубина всасывания загрязнений из очищаемого колодца составляет 4–6 м.

Выгрузка ила из цистерны осуществляется самосвальным способом, на некоторых моделях применяют виброустройства. Остатки ила со стенок смываются струями воды из установленных внутри цистерны трубопроводов с отверстиями.

«Коммаш»

Обычно емкость цистерны составляет от 3 до 20 м3 и более. Заднее дно цистерны выполнено в виде герметично закрывающейся крышки. Для выгрузки собранных загрязнений крышка открывается при помощи гидропривода. Для контроля за уровнем заполнения цистерны на задней крышке цистерны установлен указатель, который соединен с шаром-поплавком измерения уровня внутри цистерны.

По прибытии на место разгрузки – полигон либо иловые карты – задняя крышка-дно цистерны открывается, цистерна приподнимается гидроприводом, и твердые отходы из первого отсека выгружаются самосвальным способом.

Если загрязнения в цистерне достаточно жидкие, на некоторых моделях илососных машин разгрузка может производиться и путем создания избыточного давления.

«Доркомтехника»
Компания «Доркомтехника» (Москва) предлагает модельный ряд илососных машин ДКТ с цистернами емкостью от 5 до 11 м3. Разгрузка цистерн производится самосвальным способом с дополнительным гидросмывом загрязнений либо вытеснением избыточным давлением.

Машины комплектуются итальянскими вакуумными установками, оснащенными кулачковым насосом с геликоидальным ротором с воздушным охлаждением. Эксплуатация насоса происходит без эмиссии масла, без вибраций при взаимодействии трех кулачков, с пониженным уровнем шума. Благодаря этому возможна эксплуатация насоса при умеренных отрицательных температурах до –10 °С.

Используются всасывающие рукава диаметром 125 и 150 мм и длиной 21 м. Глубина всасывания загрязнений – до 20 м. Машины комплектуются двумя дополнительными баками для чистой воды, выполненными из нержавеющей стали. Водяные насосы высокого давления итальянские, производительностью 6 м3/ч, развивают давление до 10 МПа.

«Доркомтехника»

Основным отличием илососных вакуумных машин от машин, предназначенных для сбора и вывоза жидких отходов, является то, что в илососе задняя крышка может открываться и герметически закрываться. Выгрузка цистерны происходит путем поднятия и наклона цистерны при помощи гидроцилиндров. Для более качественной и быстрой выгрузки на некоторых моделях применяют виброустройства.

Цистерны могут комплектоваться системой гидроразмыва с форсунками для смыва отложений при разгрузке. Эти форсунки, установленные в отсеке цистерны, водой под напором смывают остатки загрязнений с внутренних стенок, либо приставший к стенкам ил смывается пистолетом-монитором.

Выгрузка также может осуществляться при помощи механизма, который имеет вид рычага с гидроприводом. В момент открытия задней крышки-дна цистерны рычаг приводит в действие выдавливающую плиту-поршень, которая выталкивает твердые загрязнения из отсека цистерны. Такая выгрузка максимально очищает внутреннюю часть цистерны.

Плунжерный водяной насос подает под высоким давлением (до 13,5 МПа и выше) воду для размыва ила в монитор-пистолет, создавая поток от 3 до 7,5 м3/ч и более. В зависимости от назначения машины мощность насоса может быть различной, поскольку некоторые трубопроводы нельзя промывать под слишком высоким давлением.

Монитор-пистолет. Илососная машина обязательно оснащается размывочным устройством либо специальным пистолетом с несколькими съемными насадками для размыва ила, твердых и вязких отложений. Вода к пистолету подводится по размывочному шлангу, который наматывается на барабан. Длина шланга обычно составляет от 20 до 60 м. Оператор управляет работой монитора при помощи пульта управления.

Всасывающий рукав на многих моделях илососов перемещается, опускается и поворачивается на угол до 300° при помощи стрелы с лебедкой и механизмом выдвижения, установленной на цистерне. Некоторые производители предлагают систему дистанционного управления этим оборудованием с пультом.

ОАО «Завод Старт»
ОАО «Завод Старт» (г. Далматово, Курганская обл.) выпускает илососные машины в обычном и «огнезащищенном» исполнении АТЕХ, с цистернами емкостью 10–16 м3 из углеродистой стали Ст3. Толщина стенок цистерны – 6 мм. Разгрузка цистерн производится самосвальным способом.

По заказу машины могут оснащаться поворотной консолью (стрелой) для всасывающего рукава. Угол поворота стрелы составляет 300°, угол подъема- опускания: 15°. Также опционно илососы оснащаются системой размыва твердых отложений, включающей в себя насос высокого давления, обеспечивающий поток 50 л/мин при давлении 120 атм. Некоторые модели комплектуются двумя дополнительными баками под чистую воду, материал баков – нержавеющая сталь.

Оборудование илососов устанавливается на шасси КАМАЗ, МАЗ, MAN, HINO, ISUZU.

ОАО «Завод Старт»

Однако специалисты указывают, что существуют и более современные конструкции: сверху на цистерну устанавливается кассета-барабан, в которой располагается смотанный всасывающий рукав. Либо барабан с рукавом закрепляется у задней крышки цистерны в горизонтальном или вертикальном положении. Известны также варианты с вертикальным расположением барабана между кабиной и цистерной. Такие способы компоновки более компактны и обеспечивают прохождение по рукаву засасываемых загрязнений по более плавной траектории, что исключает застревание в рукаве крупных кусков загрязнений.

Обычно используется гофрированный всасывающий рукав, его средняя длина достигает 50–60 м. К нему предлагаются еще удлинители, удобные в определенных ситуациях. Диаметр рукава обычно составляет 100 мм, но ряд производителей по желанию заказчика могут укомплектовать машину рукавом большего диаметра. Глубина, с которой илосос способен откачивать загрязнения, по некоторым сведениям, может достигать 30 м, хотя на российском рынке машин с такой глубиной всасывания нет.

Вакуум-нагнетательная система. В нее входят: мощный вакуумный насос (чаще всего водокольцевого типа), четырехходовой кран, предохранительные клапаны и бачок водоотделения. По сравнению с насосами ассенизаторских машин у илососов используются более мощные насосы. Регулирование и контроль загрузки загрязнений в цистерну производятся в соответствии с показаниями манометра специальным 4-ходовым краном. Имеется электрическая система контроля уровня загрязнений. При достижении заданного уровня заполнения отсека цистерны забор загрязнений автоматически прекращается: полый стальной шар всплывает и перекрывает отверстие верхнего патрубка цистерны.

Вакуумный насос также оснащается фильтром и влагоотделителем, защищающими его от попадания загрязнений вместе с воздухом из цистерны. Некоторые производители предлагают вакуумные насосы с воздушной, водяной либо заправленной антифризом системой охлаждения. Последняя работает по замкнутому циклу и обеспечивает возможность работы при отрицательных температурах.

Пневматическая система. Управление рабочими органами илососа, в частности, клапаном всасывающего рукава, поворотным фиксатором стрелы, 4-ходовым краном, а также приводом уплотнения задней крышки цистерны осуществляется, как правило, с помощью пневмосистемы машины-илососа.

Компоновка оборудования. Оборудование илососа может быть просто размещено на шасси, в этом случае его нельзя использовать при отрицательных температурах. Всесезонный вариант – когда оборудование находится в специальном фургоне, защищающем от погодных воздействий и оснащенном отоплением на случай низких температур.

АО «КОММАШ»
АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ», г. Арзамас Нижегородской обл.) производит 10 моделей илососных машин на шасси КАМАЗ и МАЗ, в том числе газомоторных. Температурный режим работы техник и – от –20 до +40 °С. Емкость цистерн – от 3,25 до 10 м3. Глубина всасывания загрязнений – от 4,5 до 15 м. Время наполнения цистерны – 7–10 мин. Стрела-манипулятор всасывающего рукава с дистанционным управлением поворачивается на угол 240° и фиксируется от произвольного поворота.

Используются вакуумные насосы зарубежного производства с системой автоматической смазки для обеспечения непрерывной работы, а также импортные плунжерные водяные насосы высокого давления и компоненты пневмосистемы.

 

Следует подчеркнуть: специалисты считают, что привлечение узкоспециализированных илососных машин оправдывает себя только в случае необходимости выкачивания большого объема отложений, при работах на масштабных коллекторах, а также при прочистке труб, диаметр которых значительно превышает средний. В случае прочистки других канализационных систем более экономически оправданным признается использование комбинированных машин.

Заметим, что все присутствующие на нашем рынке иностранные машины для обслуживания канализационных сетей относятся к типу комбинированных и нет ни одной модели-илососа.

Развитие и совершенствование конструкций илососных машин продолжается. Основные тенденции повышения производительности илососных машин заключаются в увеличении объема всасываемых иловых отложений путем применения цистерн большего объема. Еще одним направлением увеличения эффективности илососного оборудования является разработка более производительных вакуум-насосов, которые бы позволили увеличить глубину забора иловых отложений, а также сократили время заполнения емкости.