Первый водоробус КАМАЗ-6290

«Комтранс-2021»: водород – наше новое всё

Выставка коммерческого транспорта «Комтранс-2021» прошла в соответствии с планом и мудрыми начертаниями, без «ковидных» переносов и отсрочек. Что характерно, никто из европейской «Большой европейской семёрки» в ней не участвовал. Примечательно также, что в ней не участвовали и автопроизводители из КНР. В общем, импортозамещение торжествовало.

От предыдущих выставок «Комтранс-2021» отличался приятной скромностью: два неполных зала 3-го павильона МВЦ «Крокус Экспо» и немножко перед павильоном. Всего же в празднике коммерческого транспорта участвовали 125 компаний из 9 стран мира. При этом тема коммерческого транспорта вызывает у общественности живой интерес – посмотреть и оценить достижения отечественного автопрома пришли 19 300 человек. Нельзя исключать из причин отсутствия на выставке многих производителей того, что они находятся в переходном периоде от двигателя внутреннего сгорания к экологически чистой энергии.

Примерно треть всей выставочной экспозиции заняла продукция ПАО «КАМАЗ» и партнеров – строителей надстроек. Как сообщил на своей пресс-конференции генеральный директор Сергей Когогин, представили 8 автомобилей нового поколения К5, в том числе КАМАЗ-65951 8х4, КАМАЗ-65959 6х6 и КАМАЗ-65953 8х8 и камион «КАМАЗ-мастер». В следующем году автогигант обещает завершить освоение линейки К5, в которой будет 30 моделей.

Также Сергей Анатольевич сказал о будущем, представленном парадно-выходным автопоездом «Континент» с солнечными батареями на крыше, аэродинамическим обвесом и тягачом К6, «который выполнит все возрастающие потребности наших потребителей для дальнемагистральных перевозок – в новинке воплощено множество прогрессивных технических решений, нетипичных для нашего рынка». Тягач оснащен гибридной силовой установкой, работающей как на дизтопливе, так и на электричестве. Базовый проект предусматривает 3-ю степень автономности, то есть грузовик в состоянии сам двигаться по прямой, перестраиваться, останавливаться перед препятствиями, поддерживать скоростной режим при движении в колонне.

Фургон-рефрижератор КАМАЗ-65208

Сергей Когогин подчеркнул, что для ПАО «КАМАЗ» освоение транспорта на альтернативных видах топлива в числе приоритетных направлений: «Актуальные тренды – это водородный транспорт и транспорт на электрической тяге». В качестве примера представлены электрический автобус и фургон-рефрижератор на водородных топливных элементах. Есть намерение в следующем году передать несколько водоробусов на эксплуатацию в Москву.

Первый образец – водоробус КАМАЗ-6290 с 24 кг водорода в 6 баллонах способен пройти на них расстояние 200 км. Мощность электрических батарей меньше, чем у электробуса, и составляет 60 кВт.ч. Вся энергетическая установка, включая баллоны с водородом, находится на крыше.

Совместно с швейцарской компанией GreenGT разработано шасси КАМАЗ-65208 с водородными топливными элементами. Автомобиль с рефрижераторным фургоном для перевозки скоропортящихся продуктов в первую очередь предназначен для европейского рынка, который уже заинтересовался этой разработкой, сейчас ведутся отладочные работы, и в ближайшие год-два мы увидим такие транспортные средства на дорогах. Шасси укомплектовано энергетической установкой на топливных элементах, состоящей из двух блоков общей мощностью 170 кВт, емкость аккумуляторных батарей около 60 кВт.ч, 6 баллонов вмещают 45 кг водорода под давлением 350 бар, которые обеспечивают запас хода 500 км.

Батарейный привод ограничен емкостью и длительностью зарядки, и потому его целесообразно эксплуатировать в городе на коротком плече. Привод на водородных элементах обеспечивает в несколько раз больший запас хода, заправку за 10 минут, и его можно использовать на магистральных перевозках.

Сергей Анатольевич не забыл упомянуть и газомоторное топливо. «КАМАЗ» вложил десятки миллионов долларов в разработки техники на газомоторном топливе, а ее выпуск колеблется возле 2500 единиц в год, с таким объемом ни о каком возврате инвестиций говорить не приходится. Проблема в крайне низких темпах строительства газовых заправок. В качестве примера был приведен недавний пуск компанией «НОВАТЭК» заправки сжиженным газом в Набережных Челнах, когда 150 газовых тягачей КАМАЗ, длительное время стоявших на площадке готовой продукции, были раскуплены в день пуска челнинскими перевозчиками. Что касается водородной инфраструктуры, то Сергей Когогин выразил убеждение, что производители топлива начнут ею заниматься, так как им в принудительном порядке придется озеленять свой бизнес.

Водоробус CITYMAX Hydrogen

Вторая по площади экспозиция Группы ГАЗ, точнее Горьковского автомобильного завода, вместила 15 автомобилей и автобусов, в том числе две модели водоробусов: модель большого класса CITYMAX Hydrogen и водоробус малого класса «ГАЗель City».

Водоробус CITYMAX Hydro­gen, разработанный на базе серийного ликинского электробуса, представляет собой городской низкопольный автобус вместимостью 85 пассажиров, оснащенный современными электронными системами безопасности и комфорта: блокировкой движения при отсутствии водителя и открытых дверях, камерами видеонаблюдения с обзором 360°, системой контроля состояния водителя, телематической системой, книлингом (наклоном в сторону остановки), климат-контролем. Климатическая система работает на электричестве, а зимой тепло от водородного топливного элемента будет использоваться для отопления.

Водоробус «ГАЗель City» создан на базе автобуса малого класса и рассчитан на перевозку 22 пассажиров в соответствии с современными требованиями к комфорту. Автобус компактен и будет удобен на тесных городских улицах – при длине 6620 мм и ширине 2200 мм радиус его поворота составляет всего 6,9 м. К особенностям микроавтобуса относятся пневматическая подвеска, низкий уровень пола, накопительная площадка для пассажиров в центральной части салона, широкая двойная дверь с электроприводом. Пневмоподвеска позволяет дополнительно снижать уровень пола до бордюра.

Водоробус «ГАЗель City»

Автозавод «УРАЛ» представил четыре варианта своих грузовиков с компоновкой «кабина над двигателем», колесной формулой 6х4 и лосиными профилями на кабинах. Это самосвал Урал-С35510 с грузовой платформой емкостью 20 м3, грузоподъемностью 21 500 кг и двигателем мощностью 420 л.с. Второй самосвал – новинка, это Урал-С34520 с платформой емкостью 14 м3 и грузоподъемностью 16 000 кг. Самосвал оснащен двигателем мощностью 330 л.с. Также впервые представлен седельный тягач Урал-С35410 для перевозок строительных материалов и техники. На тягаче установлен двигатель мощностью 420 л.с., агрегатируемый с 12- или 16-ступенчатой МКП.

Совместно с компанией «Меркатор» подготовлена комбинированная дорожная машина на базе самосвала Урал-С35510. Машина оснащена фронтальным скоростным снежным плугом, боковым плугом, цилиндрической подметальной щеткой в колесной базе и распределителем твердых реагентов в кузове.

Новый самосвал Урал-С34520

Минский автомобильный завод привез на выставку последние модели грузовой, самосвальной, специальной и пассажирской техники. В числе новинок седельный тягач c гидроотбором МАЗ-54402N 4х2, оборудованный газовым двигателем Weichai мощностью 419 л.с. Баллоны со сжатым метаном размещены не только в базе тягача, но и за кабиной, что обеспечивает запас хода до 800 км. Двигатель агрегатирован с 16-ступенчатой МКП. Гидроотбор позволяет работать с самосвальными полуприцепами. Полная масса автопоезда с полуприцепом МАЗ-953001 достигает 48 000 кг.

Также Минский завод показал седельный тягач МАЗ-6410ХХ 6х2 с подъемной второй осью в сцепе с полуприцепом-контейнеровозом, самосвал МАЗ-651428 6х6 с двигателем Weichai мощностью 423 л.с., бортовой автомобиль МАЗ-6302С5 6х6 с краноманипуляторной установкой Soosan SCS746L, электробус МАЗ-303Е10.

Компания Isuzu представила рефрижератор на модифицированном малотоннажном шасси ISUZU ELF 9.5 (NQR90) с удлиненной рамой и задней подвеской с третьей подъемной осью, что вплотную приблизило грузовик к «платоническим» 12 тоннам полной массы.

Седельный тягач c гидроотбором МАЗ-54402N 4х2 и самосвальным полуприцепом

Также компания показала самосвал на шасси GIGA 6х4 с кузовом, изготовленным компанией ТФК «Феникс», 30-местный междугородный автобус SIMAZ-2258 с газовым двигателем Isuzu 4HVI, фургон-рефрижератор Isuzu FVR 21T на доработанном грузовике Isuzu Forward FVR34, топливозаправщик на новом малотоннажном шасси Isuzu ELF 8.0 4х4.

Самосвал Isuzu GIGA с кузовом ТФК «Феникс»

Новые разработки представил Автомобильный Завод «Чайка-Сервис». На шасси Hyundai Mighty смонтированы закабинный «спальник» и изотермический фургон. Прочность «спальника» доказана испытаниями. Бортовой автомобиль на шасси Hino-300 с КМУ Tadano ZE364HS с грузовым моментом 7,6 тм и удлиненной бортовой платформой специально изготовлен под требования заказчика. На шасси «ГАЗель NEXT» смонтированы автогидроподъемник «Чайка-Socage» TR318 Light в северном исполнении с высотой подъема 18 м и укороченная бортовая платформа. Большой подъем – 37 м – обеспечивает автогидроподъемник комбинированный телескопический с гуськом «Чайка-Socage» DAJ337 на шасси КАМАЗ-43118. Шасси FUSO Canter получило 2-рядную 7-местную кабину и фургон.

Шасси Hyundai Mighty с закабинным «спальником» и изотермическим фургоном

Компания Michelin привезла шины для представленной на выставке грузовой техники КАМАЗ, в том числе для перспективного магистрального тягача КАМАЗ-5907 «Континент» и прототипа водоробуса КАМАЗ-6290.

На стенде представили новые всесезонные шины для дальних магистральных перевозок Michelin X Multi Grip для управляемой и ведущей осей. Инновационные рисунки протектора с самовосстанавливающимися ламелями, основанные на технологии Michelin Regenion, обеспечивают сцепление даже изношенной шине. Маркировка «три горных пика и снежинка» свидетельствует о хорошей управляемости на льду и снегу.

Стенд компании Michelin

Новая шина Michelin X Force ZH создана для карьерных самосвалов и отличается повышенным индексом грузоподъемности 167/164, ненаправленным рисунком протектора глубиной 27 мм. Шина выдерживает нагрузку 5,45 т в одинарной и 5 т в сдвоенной ошиновке на скорости до 80 км/час или 6,1 т в одинарной и 5,6 т в сдвоенной ошиновке на скоростях до 50 км/час на технологической дороге.

Новая шина Michelin X Incity EV Z создана специально для электробусов. Пока она не продается в России, но эти шины установлены на водоробусе КАМАЗ. Грузоподъемность шины увеличена до 8 т, так как электробус или водоробус тяжелее дизельного аналога. Не возбраняется использование этих шин на дизельном автобусе. Особое внимание было уделено защите боковин шин, которые часто контактируют с бордюром. Для контроля износа предусмотрен индикатор.

Стенд компании Eberspächer

Компания Eberspächer представила предпусковые подогреватели Hydronic и воздушные отопители Airtronic, уже хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке. Кстати, компания готовится вывести на российский рынок инновационные «фены» 3-го поколения. Помимо отопителей компания представила продукцию французской компании Kalori SAS, которую приобрела пару лет назад. Ассортимент «французов» довольно широк: тут и дополнительные отопители мощностью от 1,7 до 14,8 кВт, и электрические отопители, и кондиционеры как накрышные, так и раздельные, а еще вентиляторы, воздуховоды, дефлекторы и решетки. В общем, ассортимент большой, и сделка для Eberspächer однозначно выгодная. Разумеется, привезти на выставку всё было бы весьма проблематично, но основные позиции посетитель все-таки мог увидеть на стенде. Как пример, электрический накрышный кондиционер Kalori Electrik, пользующийся активным спросом среди владельцев спецтехники.

Для владельцев микроавтобусов и автофургонов компания привезла кондиционер Vetronic, который был представлен как в варианте накрышного блока, так и в формате встраиваемой сплит-системы. Кондиционер был специально разработан для российского рынка и поставляется российским производителям маршрутных такси и автомобилей скорой помощи. Сейчас доступны модели мощностью 6,9 и 13 кВт, но, как поведала компания, уже ведутся разработки ряда моделей мощностью до 30 кВт.

Кондиционер Vetronic 13 кВт (слева), электрический кондиционер Kalori Electrik 3,5 кВт (справа)

Чтобы управлять всем этим многообразием и не потеряться в скоплении устройств управления, компания разработала для российского рынка единое устройство EasyStart Clim. Устройство просто в настройке и управлении и способно работать со всей техникой Eberspächer, как старой, так и новой, что весьма удобно. Обобщая сказанное, стоит отметить, что такого полного комплекса климатического оборудования для автотранспорта не предлагает ни один другой производитель. Российские владельцы и производители коммерческой техники определенно смогут найти себе подходящий вариант.

Компания «МРС Электроник» – российский представитель немецкого производителя электронных компонентов MRS Electronic, которые используют на автомобильной, строительной, сельскохозяйственной и другой самоходной и несамоходной спецтехнике. Компания поставляет развитый ассортимент контроллеров, шлюзов, систем HMI и реле. Программируемые логические контроллеры настраивают на мониторинг и управление различными функциями машины. Контроллеры подключаются к шинам CAN, LIN и опционально поддерживают промышленные стандарты RS485 и RS232. Программируется контроллер с помощью графической среды разработки MRS Developers Studio. В ассортименте контроллеры для сервоприводов, программируемые логические контроллеры для управления электрообрудованием, например, автобусными дверьми, не закрыв которые автобус не тронется с места.

Стенд компании «МРС  Электроник»

Контроллеры, шлюзы и реле используют как для реализации штатных функций автомобиля, так и для дополнительных устройств: освещения, световой и звуковой сигнализации, приспособлений для инвалидов и т.д.