Не стоит экономить на смазочных материалах

Круглый стол: смазочные материалы для коммерческой и специальной техники

Смазочные материалы – основа работы любых механизмов. В современной коммерческой и специальной технике рабочие нагрузки на смазочные материалы возросли на несколько порядков по сравнению с машинами предыдущих поколений, и новой технике требуются масла с новыми, многократно улучшенными свойствами. О смазочных материалах, представленных на отечественном рынке, вопросах выбора и хранения масел выскажутся за нашим виртуальным круглым столом специалисты отрасли:
Станислав Гутора, главный технический эксперт компании «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»;
Сергей Гордеев, руководитель отдела продаж В2В ООО «Сетра Лубрикантс», официального представительства Castrol в России;
Андрей Белов, директор по развитию дилерской сети компании Kirei Chemical.
Какие особенности спроса на масла вы бы отметили у российских потребителей?

С. Гутора, «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»: На мой взгляд, можно выделить стремление потребителей сократить расходы на смазочные материалы (далее – СМ) с помощью перевода техники с использования импортных СМ на произведенные в России. И речь не о массовом переходе клиентов на российские бренды, речь об увеличивающемся спросе на СМ, чье производство локализовано в России, но осуществляется под строгим контролем рецептуры и соблюдения производственных стандартов зарубежного бренда. Такие СМ имеют больше доверия в глазах потребителей, так как произведены по более современным технологиям, как правило, имеют более высокий уровень эксплуатационных свойств и длительную историю применения исходной рецептуры.

Немаловажный плюс развития такой тенденции на рынке – это увеличивающиеся денежные и технологические инвестиции в развитие производства СМ на территории России. Новые заводы и производства, новые технологии, шире ассортимент и более доступные цены на современные СМ. В выигрыше все игроки рынка.

«ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»

Бренду СМ Texaco есть что предложить в ответ на такого рода спрос. Компания Chevron – (владелец бренда Texaco) в 2017 г. открыла в России линию по производству и розливу специальных моторных, трансмиссионных и гидравлических масел под брендом Texaco, преимущественно для использования в коммерческом транспорте и спецтехнике. Специалисты Chevron не разрабатывали отдельных максимально удешевленных формул и компонентов для локальной российской линейки, а использовали собственные наработки по рецептурам и свойствам СМ, успешно отработанные, но теряющие актуальность на рынке Европы и США (из-за ужесточающихся эконорм), и перенесли их на производство, локализованное в России.

Используя отечественные, но прошедшие строгий входной контроль качества базовые масла и импортные пакеты присадок, Chevron удалось создать более доступные, но не менее качественные масла, ориентированные на особенности парка коммерческой и спецтехники России. Многоступенчатый контроль качества всех этапов локализованного производства подтвержден глобальной гарантией компании Chevron. Это означает, что компания и бренд несут ответственность за локальные продукты так же, как и за СМ, представленные на глобальном рынке.

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Рынок смазочных материалов условно делится на две категории: продукцию, отвечающую современным требованиям производителей техники, и ту, качество которой им не соответствует. Есть спрос на продукты обеих категорий. Что касается тенденций, то я отметил бы, что потребители стали подходить к выбору смазочного материала для своей техники более разумно и осознанно.

А. Белов, Kirei Chemical: Современный российский потребитель весьма привередлив. Этому способствовал период 1990-х, когда наш рынок открылся для зарубежных компаний. Затем отечественные производители начали модернизировать свои производства и выпускать достаточно качественные масла для внутреннего рынка. Параллельно с этим многие механики принимали участие в технических тренингах и семинарах, проводимых компаниями – производителями масел. Учитывая все это, можно сказать, что сейчас среди операторов и владельцев спецтехники есть немало специалистов, которые неплохо разбираются в качестве масел и способны самостоятельно осуществить их подбор для своей техники.

Тем не менее в ассортименте масел KATANA есть продукты, способные приятно удивить даже самых продвинутых пользователей. Прежде всего это линейка моторных масел MAKURI, рецептура которых была разработана и адаптирована специально для рынка РФ и СНГ. Применение данных смазочных материалов позволяет исключить все факторы риска, такие как использование некачественного топлива (ниже Euro 5), запуск двигателя при низкой температуре воздуха, повышенный расход масла «на угар», нестабильное давление масла в системе, а также повышенные нагрузки и износ двигателя.

Kirei Chemical
На что обращают больше внимания российские потребители при выборе – на цену или марку масла?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Сейчас в связи с экономическим кризисом все чаще на первый план выходит такой критерий, как цена. Но если говорить о рынке в целом, то при выборе потребитель в первую очередь ориентируется на требования, предъявляемые к смазочному материалу производителем техники.

А. Белов, Kirei Chemical: Если мы говорим о B2B-рынке, все зависит от типа предприятия – потребителя смазочных материалов: частное оно или государственное, в каком регионе находится, какова его внутренняя экономическая ситуация. Если компания может себе позволить использовать более дорогие смазочные материалы, она выберет качественный продукт, если вынуждена экономить – самый доступный по цене.

Что выбирают чаще: минеральное, полусинтетику или синтетику, всесезонные или сезонные масла?

С. Гутора, «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»: Я бы отметил растущий интерес к синтетическим высокотехнологичным маслам и возможности с помощью их применения повысить эффективность техники и прибыльность бизнеса в целом. Возможно, это не очевидно с первого взгляда, так как синтетика, особенно обладающая актуальными одобрениями мировых автопроизводителей, это всегда более высокая стоимость, чем привычное минеральное масло, однако применение таких продуктов это:

  • сокращение потребления СМ за счет удлиненного интервала между ТО;
  • более высокий уровень защиты от износа, а значит, увеличенный срок службы агрегатов и их деталей, меньше время простоя при ремонте;
  • возможность максимального использования преимуществ современной техники, таких как повышенная топливная экономичность;
  • компьютеризированные системы мониторинга технического состояния, без­опасность для оператора и окружающей среды;
  • бесперебойная работа весьма дорогостоящих систем, контролирующих вредные выбросы в окружающую среду, сопутствующее снижение нагрузки на экологию.

Спрос на синтетические масла также подстегивается глубоким проникновением более продвинутых технологий и агрегатов в изначально российские или совместные предприятия по производству коммерческой и спецтехники. Помимо широко известных примеров сотрудничества КАМАЗа c Mercedes-Benz и Cummins, можно упомянуть производственную площадку Volvo Construction Equipment в Калужской области, которая долгое время сотрудничала с брендом Texaco по поставке СМ в качестве первой заводской заливки в спецтехнику марки Volvo. Соответственно в рекомендациях по применению СМ в технике этой марки после гарантийного периода указаны масла, соответствующие высоким международным стандартам качества с приоритетом масел на синтетической основе.

Бренд Texaco имеет очень широкую линейку передовых синтетических моторных, трансмиссионных и гидравлических масел для коммерческой и спецтехники. Самые современные СМ Texaco производятся на заводе Chevron в Бельгии и одобрены известными во всем мире производителями техники, такими как Volvo, Mercedes-Benz, MAN, Renault Trucks, Scania, DAF, Mack и др. Из наиболее передовых и знаковых в этом плане можно отметить наличие одобрений Volvo VDS-5, Renault VI RLD-5, Mack EOS-5.

В августе компания Chevron анонсировала запуск производства новейшей линейки моторных масел Texaco Delo 600 с революционной технологией малой зольности пакета присадок OMNIMAX. Уникально низкий уровень зольности в 0,4% позволяет продлить срок службы сажевых фильтров и других систем доочистки отработанных газов в магистральной коммерческой технике и иной спецтехнике. Стоимость систем доочистки в тягачах последних поколений может достигать десятков тысяч евро, и забота о продлении ресурса таких систем с помощью новейшего синтетического моторного масла Texaco Delo 600 – это надежная работа техники и экономия значительных средств на ее обслуживание и ремонт сейчас и в будущем. Эта тема заслуживает отдельного материала, в котором можно было бы подробно раскрыть преимущества новой технологии OMNIMAX – уникальной на сегодняшний день.

«Сетра Лубрикантс»

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Здесь все зависит от того, о каком сегменте и о какой технике идет речь. В случае обслуживания техники «предыдущих поколений» по-прежнему в большинстве случаев выбирают минеральные, так называемые «моногрейдовые» продукты сезонного применения. При эксплуатации техники, отвечающей современным экологическим требованиям, как правило, характерно использование всесезонных синтетических или полусинтетических масел. Такие продукты, согласно требованиям производителей техники, должны оставаться эффективными в течение установленного интервала замены и соответствовать нормам законодательства по количеству вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, в этих маслах количество продукта, подлежащего утилизации, должно быть минимальным и также отвечать установленным требованиям.

А. Белов, Kirei Chemi­cal: Недавнее исследование, проведенное аналитическим агентством «АВТОСТАТ», показало, что доля владельцев легковых автомобилей, использующих синтетические моторные масла, в 2017  г. составила 26,9%, а в 2019-м – уже 28,3%.

Kirei Chemical

На рынке спецтехники и коммерческого транспорта лидирующие позиции занимают полусинтетические продукты. Причем несколько лет назад явным лидером была «минералка». Но технологии производства смазочных материалов позволяют постоянно улучшать продукцию и адаптировать ее под разные условия применения. Например, раньше все знали, что масла класса 15W-40 исключительно минеральные. Однако сейчас некоторые производители изготавливают масла данной вязкости на полусинтетической базе. В ассортименте нашей компании такой продукт называется Katana Makuri E7 15W-40. Это масло специально адаптировано для рынка России и СНГ и позволяет увеличить интервал его замены, используя некачественное высокосернистое топливо, а также эксплуатировать технику в северных широтах.

Отдельно стоит отметить, что сезонные масла, по сути дела, уходят с рынка и используются в основном на сильно устаревшей отечественной технике, где применение масел по ГОСТу до сих пор оправданно с технической и экономической точек зрения.

Пользуются ли популярностью у российского потребителя масла с увеличенным сроком службы?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Да, именно поэтому они составляют основу нашего предложения. Например, это моторные масла для тяжелонагруженной техники Castrol Vecton Long Drain. При этом, хотя нашей стандартной рекомендацией остается соблюдение требований производителя техники, наши масла способны на большее: результаты испытаний Castrol Vecton Long Drain подтвердили, что они сохраняют свои качества и обеспечивают эффективную защиту двигателя и после превышения интервала замены масла.

А. Белов, Kirei Chemical: В данном случае каждый потребитель должен четко понимать, что значит «увеличенный срок службы масла», потому что условия эксплуатации в нашей стране далеко не всегда соответствуют тем, которые имеют в виду производители техники и смазочных материалов. Качество топлива, климат и другие характеристики оказывают прямое влияние на срок замены масла в двигателе. Тем не менее, умело используя масла, позволяющие увеличить интервал их замены, можно существенно продлить срок службы мотора. Масло с увеличенным сроком службы отличается высоким показателем щелочного числа – в нем присутствует так называемая щелочная присадка для борьбы с отложениями и шламом. Таким образом, двигатель остается чистым на протяжении всего периода эксплуатации. При создании линейки моторных масел Katana Makuri мы стараемся применять такой подход, чтобы техника работала исправно. Поэтому даже в наших стандартных продуктах – E7 10W-40 и E7 15W-40 – щелочное число превосходит показатели аналогов на 50%, обеспечивая дополнительную защиту двигателя.

«Сетра Лубрикантс»
Для России актуальны «северные» и «арктические» масла. Каково общее положение на рынке с маслами этой группы?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: В России спрос на такие масла есть, но он достаточно ограничен. Тем не менее, принимая во внимание широкий ряд требований, которые наши клиенты предъявляют к смазочным материалам, мы учитываем и эту потребность. Масла, которые мы представляем на российском рынке, подбираются в глобальной продуктовой линейке, исходя из региональных особенностей, в том числе климатических. В связи с этим в России характеристики минеральных масел Castrol соответствуют характеристикам полусинтетических.

А. Белов, Kirei Chemical: Прежде всего, «северные» и «арктические» масла – очень качественные смазочные материалы. Из-за особенностей эксплуатации в холодном климате в их состав входят синтетические базовые масла. Наиболее популярны в данном сегменте гидравлические жидкости (Katana Sutorimu), трансмиссионные (Katana Habaki) и др. Однако будет совершенно неправильно утверждать, что данные продукты можно одинаково эффективно использовать во всех регионах нашей страны, так как в жарком климате вы получите обратный эффект от применения «арктических» масел – вязкость будет ниже необходимой, из-за чего техника станет больше подвергаться износу. В ассортименте продуктов нашей компании присутствуют масла для использования в различных климатических зонах, в том числе северных.

Какова роль отечественных и иностранных производителей масел на российском рынке?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Иностранные производители смазочных материалов (IOC) стремятся захватить российский массовый рынок, в то время как локальные игроки (LOC) нацелены укрепить свои позиции в премиум-сегменте. Многие зарубежные компании осознают: для того, чтобы предложить конкурентоспособные цены в массовом сегменте, необходима локализация продукции, поэтому они разворачивают на российском рынке свои производства.

«ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»
Расскажите о тенденциях в развитии масел для коммерческой и специальной техники в мире: разрабатываются ли новые стандарты, какие новые присадки появились в последнее время, что нового в рецептуре базовых масел?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: В современном мире все больший вес приобретают темы экологичности и энергосбережения. В связи с этим появляются новые общеотраслевые требования к смазочным материалам. Например, не так давно был принят стандарт API CK-4, способствующий снижению вредных выбросов дизельными двигателями. Правда, в России продукция, соответствующая API CK-4, пока не очень востребована, и, как мы считаем, рост ее популярности не будет быстрым. А вот на энергосберегающую продукцию есть хороший спрос на российском рынке. Мы можем утверждать это, наблюдая рост сегмента рынка, в котором востребованы масла Castrol Vecton Fuel Saver, повышающие топливную экономичность.

При производстве таких масел, как Castrol Vecton Fuel Saver, применяются в основном маловязкие синтетические базовые масла, за счет которых и достигаются необходимые показатели экономичности и энерго­сбережения. Для минимизации выбросов вредных веществ в атмосферу производятся специальные пакеты присадок, которые также обеспечивают максимально возможный интервал замены масла.

Каковы ваши прогнозы по развитию рыночной ситуации?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Сейчас рынок пребывает в нетипичном для него состоянии. Работа многих предприятий была приостановлена, что сказалось на объеме потребления смазочных материалов в отрасли. К счастью, опасения относительно полного обвала рынка не подтвердились, и мы рассчитываем на его дальнейшее постепенное восстановление.

Канал В2В кризис затронул в меньшей степени, чем В2С. На рынке по-прежнему наблюдается тенденция замещения устаревающей техники более современной, требующей применения наиболее высокоэффективных смазочных материалов.

«Сетра Лубрикантс»
Расскажите о планах развития деятельности вашей компании в России.

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Мы верим в успешный рост и развитие на российском рынке. Компания активно локализует свою продукцию. Одним из ключевых критериев успешной реализации нашей программы локализации является неизменно высокое качество выпускаемой продукции. Мы регулярно получаем обратную связь от наших партнеров, постоянно изучаем их потребности и исходя из этого оптимизируем и дополняем ассортимент продукции, представленный на рынке РФ. Так, в этом году для регионов с нестабильным качеством топлива мы представили новую линейку продуктов Castrol CRB Turbomax.

А. Белов, Kirei Chemical: Наша компания сейчас активно развивает дилерскую сеть в РФ и СНГ. К сожалению, реализацию некоторых идей пришлось приостановить из-за пандемии коронавируса. Тем не менее в этом году мы продолжаем привлекать новых партнеров и подписывать дилерские соглашения. В четвертом квартале 2020 г. надеемся провести переговоры с нашими потенциальными дилерами в СНГ, а также принять участие в нескольких тематических выставках.

Какие типичные ошибки совершают отечественные потребители при выборе масел для своей техники, что бы вы им могли посоветовать?

С. Гутора, «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»: Чаще всего владельцы техники или обслуживающий персонал стараются снизить затраты на обслуживание, пренебрегая рекомендациями завода-изготовителя об уровне эксплуатационных свойств смазочных материалов, применяется «что подешевле» или «что есть под рукой на складе». Мы всегда предостерегаем клиентов от такого пути, потому что он ведет к мизерной экономии на обслуживании «сегодня» и огромным расходам на ремонт и убытки от простоя техники «завтра». Нужно всегда в первую очередь ориентироваться на рекомендации изготовителя в подборе технических жидкостей и смазочных материалов. Только так вы продлите срок эксплуатации оборудования.

Также стоит отслеживать основные тенденции в развитии технологий, применяемых при производстве смазочных материалов. Как упоминалось выше, перейдя на синтетические продукты с высокими эксплуатационными свойствами и передовыми технологиями, потребитель сможет улучшить эффективность оборудования и снизить затраты на его обслуживание.

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: При выборе смазочного материала определяющим фактором должны быть рекомендации производителя техники, а не цена продукта. Для того чтобы снизить риск приобретения подделок, стоит приобретать продукцию в авторизованных точках продаж, а не на торговых рынках.

А. Белов, Kirei Chemical: К сожалению, многие потребители до сих пор верят рекламе и яркой этикетке. Приобретая масла по очень низкой цене, они думают, что это «настоящая синтетика», хотя совершенно очевидно: качественное масло не может быть слишком дешевым.

«ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»
Каково ваше мнение как специалиста: стоит ли для старой машины брать дорогое масло?

С. Гутора, «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»: В решении таких задач следует придерживаться рекомендаций производителя автомобиля или техники, а также принципа разумной достаточности. В общих чертах: в относительно старой машине, но в хорошем техническом состоянии вы можете немного улучшить характеристики и эффективность, применяя масла более новые или современные на один или два уровня спецификаций. Но нет никакого смысла применять передовые масла в технике с бесконечными утечками или расходом масла на угар выше нормативов изготовителя, здесь стоит задуматься о ремонте в первую очередь, а не тратиться на дорогие расходники, ожидая чуда.

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил как можно дольше, не стоит экономить на смазочных материалах.

Как хранить масло, чтобы оно служило дольше?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Невозможно увеличить срок службы масла, изменив условия его хранения, однако оптимальные условия хранения помогут обеспечить сохранение заложенных в смазочный материал характеристик и ресурса. При выборе условий хранения смазочных материалов всегда стоит обращать внимание на требования, указанные на этикетке.

Можно ли про­длить сроки службы масла добавлением присадок?

С. Гутора, «ТЕХСТРОЙКОНТРАКТ»: Современные масла имеют тонко настроенный баланс свойств и характеристик за счет глубоко продуманной заводом-изготовителем формулы пакета присадок и его сочетания с базовым маслом. Внося, как вам кажется или как утверждает настойчивая реклама, всевозможные присадки, модификаторы и прочие «улучшители», вы рискуете нарушить этот баланс и получить обратный эффект в виде дополнительных загрязнений системы смазки, повышенного износа деталей и других негативных последствий, вплоть до полного выхода агрегата из строя.

Что бы вы еще хотели добавить к сказанному, дать какие-нибудь рекомендации читателям по выбору и экономии масел?

С. Гордеев, «Сетра Лубрикантс»: Мы всегда рекомендуем при выборе масла ориентироваться на интервалы замены, рекомендованные производителями техники. Вместе с тем мы уверены, что запас эксплуатационных характеристик наших продуктов зачастую превышает требования, предъявляемые производителями. Исходя из этого для установления максимально возможного межсервисного интервала и, как следствие, повышения финансовой экономии мы рекомендуем проводить подконтрольную эксплуатацию, другими словами, полевые испытания смазочного материала в условиях конкретного предприятия.

А. Белов, Kirei Chemical: Сегодняшний рынок СМ диктует новые условия сотрудничества. Только партнерские отношения между поставщиком смазочных материалов и клиентом, когда обе стороны заинтересованы в качественной и надежной работе техники, гарантируют взаимовыгодную работу.

Вот несколько преимуществ использования масел, смазки и технических жидкостей нашей компании:

  • стабильное качество продукции (проводится двойной производственный контроль по 30 параметрам в независимой аккредитованной лаборатории, по результатам анализа компания получает протокол на каждую партию);
  • защита двигателя при использовании некачественного топлива (усиленный пакет присадок, нейтрализующих влияние сернистых соединений);
  • защита всех узлов техники (в ассортименте компании более 300 наименований продукции);
  • гарантированный запуск двигателя зимой и снижение пускового износа (двукратное превышение отраслевых стандартов по низкотемпературным свойствам);
  • официальное одобрение со стороны ведущих производителей техники (безоговорочное сохранение гарантийных обязательств производителя);
  • страховка оборудования даже в постгарантийный период (предоставление страхового сертификата Kirei Chemical на 35 млн руб., страховая компания компенсирует стоимость ремонта, если по вине производителя масел агрегат выйдет из строя);
  • легкая замена (подробные кросс-таблицы аналогов, система подбора на сайте);
  • доступная цена (стоимость продукции компании от 8 до 26% ниже качественных аналогов);
  • удобство применения (подбор технических жидкостей для любого оборудования с помощью квалифицированных специалистов).
Kirei Chemical