Праздник легендарного автокрана

65 лет первому Ивановскому автокрану

22 ноября 2019 г. на ООО «Ивановский машиностроительный завод АВТОКРАН» в Иванове состоялось празднование 65-летия со дня выпуска первого автокрана на заводе. Завод автокранов в г. Иваново начали строить в 1950 г., а в ноябре 1954 г. на еще не до конца отстроенном заводе был изготовлен первый кран на шасси автомобиля МАЗ-500.

Кран получил незамысловатое наименование К-51 и имел грузоподъемность 5 т. По тем временам это была исключительно нужная машина. После страшной войны восстанавливалась страна, строились разрушенные предприятия, мосты и дороги, жилые дома. И везде находилась работа для этих неприхотливых грузоподъемных машин.

Долгое время Ивановский крановый завод был ведущим предприятием страны по выпуску автомобильных кранов, ежегодный выпуск превышал 5000 машин. После распада СССР завод не сдал своих позиций, продолжал удерживать самую большую долю на рынке автокранов России, разрабатывались новые модели, а в 2012 г. был освоен выпуск инновационных стрел овоидного сечения.

ОТК проверяет изготовленный кран

К сожалению, экономический спад, наступивший в экономике страны после 2014 г., привел к банкротству предприятия. Но уже в мае 2017 г. завод начал возрождение в рамках новой компании ООО «ИМЗ АВТОКРАН». К настоящему времени завод расплатился со старыми долгами, развивает номенклатуру выпускаемых автокранов и наращивает объемы выпуска. В 2018 г. было произведено 356 кранов, в 2019 г. изготовлено 620 (±5) машин, на 2020 г. пока планируется выпустить 933 ед. Общая численность работников на заводе на сегодняшний день составляет 1200 человек.

Предприятие выпускает краны самых «ходовых» типоразмеров: грузоподъемностью от 16 до 40 т. В производственной номенклатуре «АВТОКРАНа» две линейки 25-тонных кранов: КС-25 (с 3-секционными стрелами длиной 21 м) и АК-25 (с 4-секционными стрелами длиной 31 м, существенно увеличенным опорным контуром и возможностью использования электропропорционального управления).

Для того чтобы удовлетворить запросы потребителей, линейку КС-25 решили разделить на две подгруппы. КС-25В («бюджетные») с грузовым моментом 80 тм, стрелами длиной 21 и 23 м и «бюджетной» ценой, а также КС-25М («модернизированные») с грузовым моментом 85 тм, стрелами длиной 22 и 24 м, улучшенной гидросистемой, увеличенным опорным контуром и повышенными грузовысотными характеристиками – увеличение грузоподъемности в некоторых точках доходит до 64% по сравнению с моделями предыдущего поколения. У кранов обеих подгрупп будет усилена нижняя рама. Позже планируется модернизировать в соответствии с изменяющимися запросами потребителей и линейку кранов АК-25.

32-тонный кран, новинка АК-32

На выставке «СТТ-2019» был представлен новый 32-тонный кран КС-55717К-1. По словам представителей завода, 40-тонные краны со стрелами длиной 31 и 37,8 м – самая популярная продукция предприятия. В 2019 г. закончили лицензирование продукции для поставок Министерству обороны. Поставки кранов и КМУ для МО и других силовых структур возобновились. Завод предлагает две модификации автокранов с газобаллонными двигателями (с различной нагрузкой на оси), но пока спрос на них невелик, не превышает 1–2% от всего объема выпуска. Реализуется проект 50-тонного крана на шасси КАМАЗ с колесной формулой 8х4 и 8х8.

Все краны оснащаются стрелами с овоидным профилем. Такая конструкция, по словам специалистов завода, позволяет улучшить грузоподъемные характеристики стрелы до 50% по сравнению со стрелами прямоугольного профиля. Производительность цеха по производству овоидных стрел составляет 200–300 единиц в месяц при выпуске неоднотипных стрел разной длины. На сегодняшний день таким количеством стрел можно обеспечить весь российский рынок автокранов.

Завод стремится вернуть свою историческую долю на отечественном рынке автокранов, которая составляла 47–49%. Постепенно рыночная доля кранов «ИВАНОВЕЦ» растет и в настоящее время достигает уровня 25%. В 2020 г. планируется вывести на рынок внушительную линейку продуктов из восьми моделей спецтехники, из которых только одна будет чисто крановая, а остальные – грузоподъемные машины разных типов. Подробности пока не раскрываются. Эта техника будет выводиться на рынок постепенно в течение года, модель за моделью.

40-тонный кран

Как пояснил генеральный директор ООО «ИМЗ АВТОКРАН» И.Н. Кульган: «Если говорить о перспективах рынка на будущий год, то общие прогнозы на развитие отечественной экономики не дают поводов для особого оптимизма, но основные отрасли, потребляющие крановую продукцию – нефтегазовая, общестроительная и дорожное строительство, дают повод рассчитывать не некоторый объем продаж в будущем году. Поэтому в итоге мы рассчитываем на рост кранового рынка немного выше общеэкономических макропоказателей – 5% против 3%».

Экспорт продукции «АВТОКРАНа» сейчас находится на уровне 10% от объема производства, к 2023 г. ставится задача увеличить показатель до 27–30%. Ранее автокраны «ИВАНОВЕЦ» поставлялись в 70 стран, поэтому руководство завода стремится восстановить эти связи, прежде всего выйти на рынки Ближнего Востока, Африки (Эфиопия и Египет), Азии, стран, где приоритетом является невысокая цена техники и уже присутствуют отечественные грузовики, которые используются как шасси кранов – КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ. Таких стран, к сожалению, немного. Например, во Вьетнаме российской коммерческой техники уже практически не знают, весь рынок занят китайской и южнокорейской продукцией.

Генеральный директор ООО «ИМЗ АВТОКРАН» И.Н. Кульган поздравляет ветеранов завода с праздником

В развитии завода сейчас на одном из первых мест стоит вопрос менеджмента качества. В производстве внедряется современная рациональная система организации, позволяющая увеличить его эффективность, производительность, не меняя оборудования, а лишь совершенствуя логистические цепочки, рабочие места и т. д.

Руководство завода понимает, что к успеху на рынке может привести только безупречное качество продукта и широкая сервисная сеть. Сеть СТО «АВТОКРАНа» насчитывает в настоящее время 170–180 станций. Планируется поднимать уровень сервисных партнеров «АВТОКРАНа» и параллельно по примеру других ведущих компаний вводить собственные сервисные станции, которые будут эталоном уровня работы для партнеров.

 

У заводчан есть планы создать музей завода и представить в нем раритеты – легендарные первые ивановские автокраны.

Легендарный К-51

А сегодня на постаменте у заводоуправления стоит машина из той первой серии кранов. Правда, это экземпляр 1957 г. выпуска, более ранних пока не удалось найти. Но зато этот кран действительно легендарный. Он прожил поистине «три жизни» – отработал 30 лет без капремонта, три нормативных срока эксплуатации в нелегких условиях Иркутской области. Кран поднимал 7-тонные грузы вместо указанных в паспорте машины 5 тонн, а после небольшой реконструкции – до 14 тонн, причем все время работал на кране один и тот же водитель Иван Дмитриевич Гоцкин, в прошлом герой-фронтовик, своими руками ремонтировавший и поддерживавший кран все эти долгие годы. Кран на постаменте можно назвать символом Ивановского автокранового завода – такой же беззаветный труженик, преодолевающий любые невзгоды.