Перевозка крупногабаритных емкостей
Крупногабаритных емкостей много самого разного назначения, размеров, формы и веса, начиная от сравнительно небольших и легких резервуаров для хранения топлива на АЗС, емкостей для пищевой промышленности, как, например, пивоварни, до действительно огромных химических реакторов. В последние годы сегмент негабаритных перевозок оживился в связи с модернизацией и строительством новых мощностей в нефтехимической, газоперерабатывающей и химической промышленности. Перевозчики и сервисные компании получили возможность заработать и накопить опыт проектных перевозок.
В зависимости от размеров, массы и прочности емкости можно выделить три основных вида транспортного средства:
– ровная грузовая площадка, на которую емкость устанавливается на ложементах целиком. На полуприцепах с задним заездом можно перевозить небольшие в диаметре емкости, которые не будут выходить за габарит по высоте. На полуприцепах модульного типа и модульных транспортных средствах, наоборот, перевозят емкости большой массы и размеров;
– низкорамная площадка в составе полуприцепа с фронтальным заездом, полуприцепа модульного типа или модульного транспортного средства. Эти варианты зачастую позволяют уложиться в габарит по высоте, так как емкость находится буквально в сантиметрах от дороги. Эти транспортные средства позволяют регулировать просвет под грузом при прохождении маршрута. Почему габарит по высоте так важен? Потому что он позволяет проходить тоннели, железнодорожные переезды, проезжать под путепроводами, двигаться по городу без того, чтобы искать обходной маршрут или организовывать подъем проводов, а иногда перестраивать коммуникации – то есть транспортный проект потребует значительно меньших затрат средств, времени и труда;
– прицеп-роспуск подходит для перевозки длинномерного самонесущего груза. Транспортное средство представляет собой две колесные тележки с опорно-поворотными столами, соединенными самим грузом – емкостью.
Номенклатура транспортных средств компании Goldhofer изобилует решениями для любых перевозок емкостей, от самых скромных размеров до самых крупных. Так, несамоходные модульные транспортные средства THP-SL служат основой автопоездов для перевозок средних и крупных емкостей как на платформе из состыкованных друг с другом модулей, так и на низкорамной грузовой площадке, установленной между модулями, а в случае с самонесущим сосудом на опорно-поворотных столах, установленных на колесных тележках из одного, двух и более модулей в зависимости от массы емкости.
Модули THP-SL шириной 3000 мм оснащены гидравлической маятниковой подвеской с двускатной ошиновкой, т. е. по 8 колес на осевой линии. Маятниковая подвеска обеспечивает ход +/–300 мм, что может оказаться важным для преодоления препятствий, таких как разделительные полосы или железнодорожные переезды. Модули различных серий – THP/SL, THP/SL-L, PST/SL и PST/SL-E стыкуются друг с другом, что позволяет перевозчику эффективно использовать свой парк модулей. Плюс к этому грузовые площадки различного назначения, гидравлические гусаки и дышла, опорно-поворотные столы.
Для перевозки сравнительно небольших емкостей отлично подойдут низкорамные полуприцепы STZ-VL с фронтальным заездом, с двухбалочной или сплошной площадкой с одинарным или двойным раздвижением. Погрузочная высота двухбалочной грузовой площадки без настила составляет 220 мм, а транспортная высота – 320 мм. На маршруте транспортную высоту можно регулировать с помощью гидрофицированного гусака и подвески колесной тележки для прохождения неровностей на дороге. На полуприцепах STZ-VL можно перевозить грузы массой от 23 до 65 т в зависимости от числа осей задней колесной тележки: 2, 3 или 4. На грузовую площадку устанавливают ложементы или тумбы, на которые укладывают емкость и фиксируют с помощью штатных крепежных элементов полуприцепа.
Промышленная группа TII Group для перевозок самых больших емкостей предлагает использовать несамоходные модульные транспортные средства семейства Scheuerle-Kamag K25. Это модули шириной 3000 мм с 4 и 6 осевыми линиями с нагрузкой до 45 т на линию (на скорости 1 км/ч). Грузоподъемность одного только модуля с 6 осевыми линиями – 249 т. Погрузочная высота модуля составляет 875 мм, ход гидравлической маятниковой подвески ±300 мм. Угол руления у исполнений с механическим рулевым управлением ±60°, с электронным рулевым управлением ±140°, то есть модуль может развернуться на месте.
Семейство К25 включает несколько серий, включая самоходные модули, которые отлично стыкуются между собой.
Исходя из параметров емкости на основе моделей К-25 составляют автопоезд – сплошную площадку из одного или двух модулей в линию для перевозки сверхтяжелой емкости, из двух колесных тележек и низкорамной грузовой площадки между ними или из двух отдельных колесных тележек с опорно-поворотными столами. В последнем случае роль тележки может исполнять тягач с опорно-поворотным столом, который устанавливается на седельно-сцепное устройство.
Серия полуприцепов модульного типа Scheuerle-Nicolas EuroCompact с гидравлической маятниковой подвеской благодаря своей вариативности прекрасно подходит для перевозок различных тяжеловесных крупногабаритных грузов, включая емкости на двухбалочных и сплошных раздвижных и нераздвижных низкорамных площадках. Модульность заключается в том, что серия EuroCompact построена по тем же принципам, что и модульные транспортные средства – автопоезд набирается из элементов: колесные тележки с числом осевых линий от 1 до 6, дополнительные тележки, которые стыкуются к основным, и грузовые площадки. Приобретенный набор элементов можно со временем расширять. Грузоподъемность полуприцепа в минимальной конфигурации 0+3 составляет 38,6 т, в максимальной 4+6 – 105,7 т.
Для перевозки емкостей используют низкорамные раздвижные площадки с минимальной погрузочной высотой. Дорожный просвет регулируется подвеской колесных тележек или тележки и гидравлического гусака.
Компания Nooteboom – крупный специалист в создании транспортных средств для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов массой до 160 т. В номенклатуре компании большой выбор полуприцепов модульного типа. Так, зрелая, отработанная и развитая серия Eurotrailers представляет собой набор элементов: колесные тележки, подкатные тележки-долли, гидравлические гусаки и грузовые площадки. Для емкостей в компании считают оптимальным автопоезд с 3-осной колесной тележкой и раздвижной низкорамной двухбалочной площадкой. К плюсам полуприцепа Nooteboom Eurotrailers можно отнести отработанную, проверенную годами, надежную и простую в эксплуатации конструкцию. В компании также считают большим плюсом, что их полуприцепы модульного типа просты в эксплуатации, востребованы и быстрее окупаются.
Компания Kässbohrer создала достаточно обширный и конкурентоспособный модельный ряд, включающий низкорамные полуприцепы с фронтальным заездом и полунизкорамные с задним заездом, на которых можно перевозить емкости соответствующей длины и массы.
Двух- и трехосные полуприцепы с фронтальным заездом K.SLL 2/2H-18/20 и K.SLL 3/3H-24/30 грузоподъемностью 30 и 40 т отлично подходят для перевозок сравнительно небольших емкостей длиной до 12 360 мм для первой модели и до 13 300 мм для второй. Именно такой длины их полностью раздвинутые грузовые площадки. А благодаря низкому расположению грузовой площадки автопоезд с емкостью диаметром до 3675 мм укладывается в габарит по высоте. Гидравлический гусак позволяет легко отстегнуть, а затем пристегнуть платформу, дорожный просвет регулируется с помощью гусака и пневматической подвески осей, гидравлическое принудительное рулевое управление обеспечивает превосходную маневренность.
Раздвижные полуприцепы с задним заездом K.SLA R 3/1N-18/30 и K.SLA 3/1N-18/30 грузоподъемностью 30 т, 4-осной моделью K.SLA 4/2N-18/40 грузоподъемностью 40 т и 5-осной K.SLA 5/2N-24/50 грузоподъемностью 50 т также отлично подходят для перевозок емкостей, причем длина емкости может превышать длину грузовой площадки в раздвинутом состоянии, которая составляет 15 240 мм. В этом случае трапы необходимо демонтировать.
Компания «Уралавтоприцеп» поставляет на рынок широкую номенклатуру полуприцепов, подходящих для перевозок емкостей, из которой хотелось бы выделить низкорамный полуприцеп ЧМЗАП-93371-020 с фронтальным заездом и 8-осный ЧМЗАП-99908 по спецификации 010.
Топовая челябинская модель – 8-осный полуприцеп ЧМЗАП-99908 по спецификации 010 способен перевозить емкости длиной до 30 м и массой до 100 т. Этот полуприцеп как будто специально создан, чтобы возить емкости. Его грузовая площадка разделена на две части: переднюю с двумя осями и заднюю с шестью. Двухступенчатый телескопический механизм позволяет удлинить грузовую платформу с 12 до 26 м с шагом в 1 м. Стандартная подвеска – рычажная гидробалансирная подвеска нового поколения от компании TRIDEC c осями компании GIGANT – обеспечивает плавный ход и регулирование высоты грузовой площадки при погрузке и разгрузке. По требованию заказчика полуприцеп может быть построен на пневматической подвеске, которая имеет свои плюсы, прежде всего ремонтопригодность. Большой плюс – гидравлический гусак, который позволяет подстраиваться под высоту ССУ тягача.
Полуприцеп с фронтальным заездом ЧМЗАП 93371-020 грузоподъемностью 50 т используется для перевозки техники больших габаритов, которая может быть размещена на грузовой площадке длиной 6500 мм либо по всей длине полуприцепа. В этом случае потребуется дополнительная тумба или тумбы на грузовую площадку, чтобы выровнять положение груза.
Компания «Тверьстроймаш» предлагает обратить внимание на 7-осный раздвижной полуприцеп 99397E-83 с задним заездом грузоподъемностью до 83 т и на раздвижной полуприцеп-платформу 99394E-P46 грузоподъемностью до 46 т.
В полностью раздвинутом состоянии длина грузовой площадки у модели 99397E-83 составляет 19 500 мм. Погрузочная высота – 945 мм. Это серьезное транспортное средство для больших и тяжелых емкостей, для крепления груза предусмотрен полный набор крепежных элементов. На полуприцепе могут быть установлены осевые агрегаты BPW или SAF, или Gigant на пневматической подвеске. Для удобства управления и экономии часть осей может быть подъемными и самоподруливающими.
Полуприцеп-платформа 99394E-P46 представляет собой интересное транспортное решение – это ровная по всей длине от заднего свеса до переднего щита площадка с погрузочной высотой 1070 мм на 4 осях с увеличенным межосевым расстоянием. Увеличенное межосевое расстояние не только способствует более равномерному распределению массы груза, но и позволяет на законных основаниях увеличить осевую нагрузку и перевозить несколько более тяжелые грузы. Плюс к этому раздвижение платформы с 16 300 до 26 300 мм. В сдвинутом состоянии автопоезд – полуприцеп с тягачом – вкладывается в разрешенный габарит по длине. Погрузочная высота с колесами 235/75 R17.5 составляет 1070 мм – это далеко не самый высокий полуприцеп среди аналогичных решений других марок.
Компания «Политранс» для перевозки емкостей разработала широкую линейку раздвижных полуприцепов с количеством осей от трех до семи грузоподъемностью до 90 т. Трал ТСП 94184-0000080-0D00 грузоподъемностью 41,2 т оснащен пневматической подвеской BPW с 1-й подъемной и 4-й подруливающей осями. Для соответствия действующим нагрузкам межосевое расстояние составляет 2510 мм. Рама полуприцепа раздвижная. Для равномерного распределения нагрузки платформа оснащена съемной промежуточной передвижной рамой. Длина платформы в раздвинутом положении составляет 17 970 мм, в сдвинутом – 11 970 мм. Погрузочная высота полуприцепа – 923 мм.
Трапы двойного сложения с гидравлическим приводом обеспечивают малый угол въезда, всего 8°. Таким образом, полуприцеп идеально подходит для перевозки крупногабаритных емкостей, а также техники, в том числе и дорожной. В базовой комплектации полуприцеп оснащается манометром для контроля осевых нагрузок. Фиксацию груза на площадке обеспечивают съемные стойки, а также петли на платформе. Кроме того, этот полуприцеп может использоваться и для перевозки контейнеров типа 1СС, 1ВВ или 1АА.
Транспортировка емкостей востребована и в условиях бездорожья. Для этих целей «Политранс» разработал модель полуприцепа ТСП 94184-0000060-0Р00 грузоподъемностью 45 т.
Площадка полуприцепа раздвигается до 17,3 м. Подвеска также пневматическая, с 4-1 подруливающей осью. Погрузочная высота трала составляет 1250 мм, а клиренс – 349 мм. Так же, как и на других подобных моделях, платформа имеет промежуточную передвижную раму с шагом 1 м.
Груз фиксируется вертикальными стойками и петлями. Трал оснащается выдвижными уширителями несущего типа для перевозки широких грузов.
Компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода предлагает обширный выбор полуприцепов, из которых стоит обратить внимание на 7-осный раздвижной полуприцеп ТР-7116, на котором можно перевезти достаточно крупную емкость, и на 3-осный ТР-345, отличающийся низкой погрузочной высотой, равной 530 мм.
Семиосный полуприцеп ТР-7116 с задним заездом способен перевезти груз весом до 88 т при сдвинутой платформе и до 95 т при полностью раздвинутой. С помощью механического раздвижения длина платформы увеличивается с 9200 до 11 000 мм. Габаритные параметры платформы и число осей позволяют перевозить тяжелые концентрированные грузы, такие как химические реакторы. Погрузочная высота платформы при использовании шин размером 240/75 R17.5 составляет 900 мм.
Трехосный полуприцеп ТР-345 грузоподъемностью 36,5 т был разработан для перевозки высокой колесной техники. Этот полуприцеп с задним заездом отличается от классической компоновки с перепадом высоты между платформой и колесной тележкой тем, что у него прямая платформа, а колесные арки выступают над ней. Такое решение позволяет использовать все 15,5 м платформы, чтобы поставить на нее емкость на ложементах. Полуприцеп можно использовать для перевозок сравнительно легких емкостей.
Таким образом, на рынке есть решения для перевозок емкостей всех возможных размеров и массы – на рынке не полуприцепов, а перевозчиков, владеющих этими полуприцепами. Сегодня можно отметить, что российские перевозчики накопили за последнее десятилетие большой опыт в перевозке тяжеловесных крупногабаритных грузов и прекрасно справляются со своими задачами.