О прицепной технике
Для Европы смысл в высокой раме в прохождении поворотов и перепадов высоты с длинномерным грузом, как, например, лопасти ветрогенераторов. Есть также сегмент специальных нераздвижных высокорамных платформ большой грузоподъемности для перевозок балласта и других частей гусеничных кранов, для которых предусмотрена толика внедорожности – заезд на грунтовую площадку. Такие полуприцепы используют и для перевозок других длинномерных тяжеловесных грузов, как строительные конструкции, емкости. Там случается тоже заезжать на грунт, так что элемент внедорожности присутствует.
Европейский высокорамник – это от 2 до 7 осей с принудительным гидравлическим управлением. Подвески могут быть разнообразными пневматическими, гидравлическими с простыми осями и гидравлические маятниковые. Возможны разные вариации с двускатной и односкатной ошиновкой. Платформа полуприцепа может быть нераздвижной для перевозок кранового балласта либо с 1, 2, 3 и даже 5-кратным раздвижением для перевозок лопастей и других относительно легких длинномерных грузов.
Российские высокрамные полуприцепы созданы для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях и по полному бездорожью, для них характерна монолитная, нераздвижная платформа с максимальным запасом прочности, от 2 до 4 осей на рессорно-балансирной или пневматической подвеске с двускатной или односкатной ошиновкой колесами крупного размера. Односкатная ошиновка применяется для полного бездорожья, чтобы колеса полуприцепа шли по одной колее с колесами тягача.
Так, компания Goldhofer предлагает семейство высокорамных полуприцепов SPZ для перевозок длинномерных грузов по всем типам дорог. Входящие в семейство серии SPZ-L, SPZ-H и SPZ-GL представляют собой полуприцепы с ровной платформой с 1, 2 и 3-кратным раздвижением грузовой платформы, выполненной в габарите по ширине, длина грузовой платформы достигает 55 м. Число осей от 2 до 7 на пневматической и гидравлической подвеске. Межосевое расстояние 1810 мм, погрузочная высота от 1280 до 1680 мм в зависимости от размера шин и исполнения подвески. Так, ход подвески у полуприцепа серии SPZ-L составляет 200 мм, у SPZ-GL – 270 мм, а у SPZ-H – 300 мм.
Полуприцепы серии SPZ-GP выделяется в семействе SPZ, так как наиболее приспособлены для движения вне дорог. Это полуприцепы с независимой гидравлической маятниковой подвеской с межосевым расстоянием 1510 мм, ходом подвески 600 мм и принудительным рулевым управлением с углом поворота колес 60°. Осевую линию составляют 4 колеса с шинами 245/70 R17.5. Погрузочная высота платформы минимальная для семейства SPZ – 1180 мм
Отдельного внимания заслуживают сверхмощные прицепы для бездорожья линейки STU в арктическом исполнении, разработанные специально для эксплуатации в экстремально тяжелых климатических и дорожных условиях. Температурный режим работы таких прицепов от –50 до + 45°C, а грузоподъемность 3-осного полуприцепа на рессорно-балансирной подвеске составляет целых 74 тонны. На прицепах, как правило, используют двускатную ошиновку с колесами 14.00 R 20. Прицепы STU-3 активно используются компанией «Алроса» в Якутии, а также на многих карьерах и рудниках России и Казахстана.
В гамме решений промышленной группы TII Group наиболее отвечает требованиям проходимости и экономичности серия несамоходных модульных транспортных средств Scheuerle EuroCompact благодаря значительному ходу гидравлической маятниковой подвески 650 мм и низкому удельному давлению на грунт, что обеспечит не только прохождение перепадов высоты, поперечных уклонов, но и продвижение по грунтовому подъезду и площадке на месте монтажа не только со сравнительно легким длинномерным грузом, но и с тяжелыми узлами гусеничного крана или с целым гусеничным экскаватором.
Модули серии EuroCompact предназначены для формирования автопоезда под неделимый груз массой до 105 т. Основу этого «конструктора» составляют задние и передние колесные тележки. Они отличаются не только числом осевых линий: у задних от 3 до 5, у передних от 1 до 3, но и стыковочными узлами, так как передняя тележка-долли должна стыковаться с гусаком или дышлом, а на задних тележках предусмотрена ниша для экскаваторной рукояти. Плюс к основным подкатные передняя и задняя тележки SmartAxle соответствующей конструкции. Таким образом, максимальная конфигурация полуприцепа 3+1+1+5, то есть 4 осевые линии спереди, 6 сзади, а между ними грузовая платформа («постель»). Осевую линию составляют 4 колеса с шинами 245/70-R17.5, межосевое расстояние в двух вариантах: 1360 или 1500 мм, габаритная ширина тележек 2750 мм.
Компания Nooteboom поставляет широкую гамму высокорамных полуприцепов с нераздвижной и раздвижной ровной или плоской платформой без гусака для перевозок неделимых грузов.
Нераздвижные полуприцепы OVB поставляют с платформами различной длины в зависимости от пожеланий заказчика, с числом осей от 2 до 7 и грузоподъемностью до 85 т. Это максимальная масса груза, с которой допустимо движение на скорости 80 км/ч. Чем ниже скорость, тем выше грузоподъемность, и на скорости 20 км/ч она может достигать 115 т. Ходовая часть с поворотными осями на гидравлической подвеске, пневматическая подвеска по заказу, передняя ось или оси подъемные, шины размера 385/65-R22.5. Полуприцепы могут комплектоваться бортами и кониками. Платформу выполняют в габарите по ширине.
Раздвижные универсальные полуприцепы OVB TELETRAILER поставляют с 1, 2, 3 и 4-кратным раздвижением, длина платформы может достигать 55 м. Грузоподъемность полуприцепа до 115 т (на скорости 20 км/ч) в зависимости от числа осей, которых может быть от 2 до 7.
Отдельно выделены нерадвижные полуприцепы OVB BALLASTTRAILER с ровной платформой для перевозки балласта и других частей гусеничных кранов. Особенность полуприцепов этой серии в усиленной раме, рассчитанной на распределенную по всей платформе нагрузку от кранового балласта. Полуприцеп может быть оснащен от 2 до 7 поворотными осями на гидравлической подвеске. Электроника подвески поднимает и опускает передние оси в зависимости от нагрузки и скорости.
Компания Kässbohrer выпускает линейку 3-осных высокорамных платформ для перевозки строительных материалов по дорогам общего пользования с возможностью заезда на грунтовую площадку. На всех моделях используются пневматическая подвеска и осевые агрегаты с нагрузкой 27 т на 3-осную заднюю тележку.
Наиболее простой и доступный вариант – легкая нераздвижная платформа K.SPL 3/0N-12/27, которая представляет собой раму шторного полуприцепа с прорезиненным для водостойкости полом толщиной 30 мм. В пол интегрированы стальные полосы под колеса погрузчика с допустимой нагрузкой на ось 5460 кг. Используются стандартные осевые агрегаты с нагрузкой 9 т и односкатной ошиновкой размером 385/65-R22.5 с дисковыми тормозами Kässbohrer.
Остальные модели являются продолжением этой базовой модели. Так, платформа K.SPS 3/0N-12/27 отличается тем, что ее рама выполнена из стали S700MC и дополнительно оснащена контейнерными замками. Пол выполнен из твердой древесины (водостойкий) толщиной 30 мм и рассчитан на погрузчик с допустимой нагрузкой на ось 7200 кг. Полуприцеп также оснащен стандартными осями с односкатной ошиновкой размером 385/65-R22.5.
Платформа K.SPJ 3/0N-12/27 выполнена в двух уровнях, у нее большой ровный гусак, который можно использовать для перевозок грузов, и грузовая платформа с уменьшенной погрузочной высотой. Длина полуприцепа стандартная – 13 665 мм. В ходовой части использованы оси с нагрузкой 9 т, двускатной ошиновкой размером 235/75-R17.5, третья ось самоподруливающая. Пол с прорезиненным покрытием выдерживает погрузчик с нагрузкой на ось 7200 кг.
Компания «Уралавтоприцеп» располагает огромным опытом проектирования и производства прицепной и полуприцепной техники для эксплуатации в экстремальных климатических и дорожных, точнее, внедорожных условиях.
Компания серийно выпускает высокорамные полуприцепы с числом осей от 2 до 4 и прицепы от 2 до 5 осей грузоподъемностью от 12 до 100 т. Длина грузовой платформы полуприцепов варьируется от 7 до 17 м, у прицепов – от 4 до 9 м, ширина платформы – от 3000 до 3700 мм. Грузовую платформу строят на основе двухлонжеронной рамы, выполненной из стали 09Г2С. Для наиболее нагруженных узлов могут использовать сталь Weldox. Шведская сталь также используется для усиления гусака.
Платформы высокорамных полуприцепов и прицепов моноблочные, то есть нераздвижные, и отличаются длиной грузовой площадки и исполнением гусака. Полуприцепы комплектуют трапами одинарного сложения с механическим управлением, по заказу – двойного сложения с механическим или гидравлическим управлением. Комплектация также может включать механические уширители, борта для платформы и гусака, коники для перевозок сортамента, контейнерные замки.
Осевые агрегаты в основном собственного производства, по согласованию с заказчиком устанавливают импортные оси. Аналогично и подвески – в основном это рессорно-балансирные собственного производства, пневматические по желанию заказчика. Конструкция пневматической подвески отработана и достаточна надежна для применения в условиях Сибири и Крайнего Севера, кроме того, она получила повсеместное распространение и запчасти к ней доступны.
На выбор модели как с двускатной ошиновкой стандартными дорожными шинами, так и с двускатной и односкатной размером 445/65-R22,5, 425/85-R21, 395/85-R20 XZL с внедорожным протектором. Полуприцепы в основном 3-осные, прицепы с 3 осями на задней тележке и 1–2 осями на передней поворотной.
Компания «Тверьстроймаш» не остается в стороне от такого важного сегмента, как высокорамные полуприцепы-тяжеловозы, и серийно выпускает серию Off-road грузоподъемностью от 35 до 70 т с 3-4 осями с односкатной и двускатной ошиновкой. У полуприцепов возвышенная гусачная часть, рассчитанная в том числе на внедорожные тягачи.
Трехосный полуприцеп 993931-HL35 грузоподъемностью 35 т ориентирован в первую очередь на перевозку грузов и техники в условиях бездорожья. У него ровная грузовая платформа длиной 10 500 мм с погрузочной высотой 1165 мм без скоса в кормовой части и без трапов, в комплектацию включены коники. В ходовой части использованы пневматическая подвеска и шины 385/65-R22.5. Трехосная модель 993931-HL35G также грузоподъемностью 35 т отличается исполнением кормовой части: кормовая часть скошена и установлены небольшие треугольные трапы.
На 3-осных моделях 993931-HLN60 и 993931-HLN70 грузоподъемностью 60 и 70 т использованы шины 14R20 (164/160G). Погрузочная высота обоих полуприцепов 1355 мм, длина грузовой платформы 12 230 мм, 60-тонную модель в базовой комплектации производитель оснащает трапами одинарного сложения с механическим управлением, 70-тонную – треугольными трапами аппарельного типа.
Четырехосные полуприцепы представлены моделями 993941-HL45 грузоподъемностью 45 т и 993931-HLN60 грузоподъемностью 54 т, оснащены пневматической подвеской и шинами 385/65-R22.5. У 45-тонной модели нераздвижная грузовая платформа длиной 10 500 мм с погрузочной высотой 1165 мм, со скошенной кормовой частью и небольшими треугольными трапами. У 54-тонного полуприцепа раздвижная платформа длиной от 9800 до 15 000 мм с погрузочной высотой 1355 мм. Скошенная кормовая часть комплектуется трапами одинарного сложения с механическим управлением, по заказу - с гидравлическим.
Таким образом, компания «Тверьстроймаш» предлагает линейку высокорамных полуприцепов повышенной проходимости, способную обеспечить большую часть перевозок техники, иных неделимых грузов, а также сортамента в сложных дорожных и климатических условиях, в том числе по зимникам. Полуприцепы готовы к северной эксплуатации: электрическая система изолирована от воздействия низких температур, осевой агрегат также имеет специальное исполнение.
Компания «Политранс» разрабатывает и поставляет широкую гамму высокорамных полуприцепов с одно- и двускатной ошиновкой, с нераздвижной и раздвижной платформами. Для крупных заказчиков выполняют индивидуальные проекты. Полуприцепы предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования и по бездорожью в температурном диапазоне от +45 до –45 °С.
Предприятие выпускает несколько групп высокорамных полуприцепов. Так, в сегменте нераздвижых высокорамников у компании есть модели грузоподъемностью от 30 до 100 т с одно- и двускатной ошиновкой.
Длина грузовой платформы варьируется от 8000 до 16 000 мм, ширина – от 2500 до 3500 мм для перевозки в том числе негабаритных грузов. Подвеска в основном пневматическая, рессорная, а также рессорно-балансирная.
Особенность производственной программы компании «Политранс» также в развитом модельном ряду высокорамных полуприцепов с раздвижной платформой.
Для раздвижных полуприцепов используют пневматическую подвеску, на полуприцепах с 4 и 5 осями оси могут быть подруливающими. Платформы раздвигаются до 19 м с шагом 0,5–1 м. В базовой комплектации высокорамные полуприцепы оснащают трапами различных типов: уголковыми, гидравлическими, механическими, а также выдвижными уширителями несущего типа, увязочными петлями для крепления груза, тентом на гусачной части, смартбордом, стойками и т. д.
Такие полуприцепы разрабатываются в основном для работы в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока для перевозок по зимникам и бездорожью.
Компания «Meusburger Новтрак» предлагает две модели высокорамных полуприцепов. Трехосная модель ТР-368 с раздвижной платформой способна перевозить до 65 т груза в полностью сдвинутом положении и до 48 т в полностью раздвинутом. За счет раздвижения длина грузовой платформы увеличивается до 15 м. По ширине платформа выполнена в габарите 2550 мм. В ходовой части использованы осевые агрегаты с нагрузкой 12 т.
Четырехосный полуприцеп ТР-473 в полностью сдвинутом положении перевозит груз до 75 т, в полностью раздвинутом до 15 м – груз до 58 т. По ширине он также выполнен в габарите 2550 мм, агрегатная база аналогична 3-осному полуприцепу.
У обоих полуприцепов платформы выполнены со скосом кормовой части, где устанавливаются трапы одинарного или двойного сложения с механическим или гидравлическим управлением.
Таким образом, в зависимости от условий перевозки и массогабаритных показателей грузов можно подобрать транспортное средство, оптимальное по грузоподъемности, размерам платформы, нагрузкам на оси и ССУ, а также по проходимости. Очевидно, что большую часть сегмента высокорамных полуприцепов занимают 3-осные платформы для перевозок строительных материалов по дорогам общего пользования, и такого рода платформы поставляют многие российские и зарубежные компании. Но особенность и уникальность российского рынка в достаточно высокой потребности в полуприцепах-тяжеловозах для эксплуатации в тяжелых климатических и дорожных условиях, и эта потребность полностью удовлетворяется отечественными предприятиями.