Импорт экскаваторов в Россию в 2018 году

По итогам 2018 г. на территорию России было ввезено 4783 ед. гусеничных экскаваторов общей стоимостью $669,5 млн. По отношению к 2017 г. объем импорта техники увеличился. Прирост в натуральном выражении составил 27,1%, а в денежном – 11,5%. Это говорит о снижении среднеконтрактных цен.
Д. Кочанов, аналитик
информационно-аналитической компании «VVS»

На протяжении 2018 г. российские предприятия закупали экскаваторы производства 15 стран мира. 93% ввозимой в Россию техники были разделены тремя странами-изготовителями. Этими странами, как и в 2017 г., стали Республика Корея, Япония и Китай. Их расположение в рейтинге также осталось прежним. Первое занимает Республика Корея, в 2018 г. в Россию отправились 1796 корейских экскаваторов, что составляет 37,55% от всей закупленной техники.

[b]Рис. 1. Динамика импорта гусеничных экскаваторов в 2017–2018 гг., ед.[/b]

С небольшим отставанием на втором месте расположилась Япония, экскаваторы японского производства заняли долю в 35,67% на рынке российского импорта этой спецтехники. В 2018 г. в Россию было отправлено 1706 ед. техники, созданной в Стране восходящего солнца.

Третью позицию удерживает Китай, там для продажи в Россию было произведено 945 гусеничных экскаваторов, а это в свою очередь 19,76% российского импорта.

Замыкают пятерку лидеров российского импорта экскаваторы производства Соединенного Королевства и Франции, а именно 139 английских (2,91%) и 56 французских (1,17%).

На шестом месте располагается спецтехника германского производства в количестве 49 ед. (1,02%). На другие страны-производители приходится менее 1% в российском импорте. Ими стали Чехия (31 ед. техники, 0,65%), Австрия (21 ед. техники, 0,44%), Индия (19 ед. техники, 0,40%), Нидерланды (8 ед. техники, 0,17%), США (5 ед. техники, 0,10%) и другие.

[b]Рис. 2. Динамика импорта гусеничных экскаваторов в 2017–2018 гг., $ млн[/b]

По итогам 2018 г. среди брендов, ввозимых в Россию, лидирующую позицию заняла корейская компания Hyundai. В 2017 г. в Россию было импортировано 975 ед. экскаваторов этой марки, что заняло 25,7% от общего объема импорта. За год доля этого бренда значительно снизилась. В 2018 г. российскими предприятиями было закуплено 933 ед. техники Hyundai, что равняется 19,51% в процентном соотношении к общему числу поставок. Экскаваторы корейского бренда закупали пять регионов России.

Второе место в российском импорте в 2018 г. заняла компания Volvo, основанная в Швеции. За прошедший год она поднялась на три позиции вверх, заняв место Komatsu. Объем поставок ее экскаваторов увеличился с 290 ед. техники в 2017 г. до 428 ед. техники в 2018 г., а доля в российском импорте возросла с 7,8% до 8,95% от общего объема ввезенной техники. Технику этой марки импортировали только два региона РФ.

[b]Рис. 3. Структура импорта гусеничных экскаваторов в 2018 г., ед.[/b]

Из-за снижения объема поставок компания Komatsu опустилась на третье место. В 2017 г. она занимала вторую позицию, следуя за Hyundai. За 2018 г. в восемь регионов России было продано 353 ед. техники этой марки, что составило 7,38% от всего объема импорта экскаваторов 2018 г. против 14,79% за 2017 г. при 550 проданных экскаваторах.

Следом за Komatsu на четвертом месте расположилась компания Caterpillar, также сбавившая обороты за прошедший год. Ее доля снизилась с 323 ед. техники и 8,69% рынка до 265 ед. техники и 5,54% от всех российских импортных поставок. Экскаваторы Caterpillar ввозились в девять регионов России.

На пятое место в 2018 г. удалось подняться бренду Doosan. Эта компания обошла такие марки, как JCB и Hitachi. Это произошло из-за того, что ей удалось сохранить объемы поставок, в то время как остальные компании сократили их. Таким образом, в 2018 г. на территорию пяти регионов России было ввезено 243 экскаватора этого бренда, что на три единицы больше, чем в 2017 г., но доля рынка, даже несмотря на это, снизилась с 6,46 до 5,08%.

В десятку также вошли такие компании, как John Deere (238 ед. техники, 4,98%), Early Bird (232 ед.техники, 4,85%), а также входившая в пятерку лидеров в 2017 г. Hitachi (226 ед. техники, 4,73%) и еще два бренда: Prosped Solutions (170 ед. техники, 3,55%) и Daewoo(139 ед. техники, 2,91%).

[b]Рис. 4. Структура импорта гусеничных экскаваторов по брендам в 2018 г., ед.[/b]

В 2018 г. гусеничные экскаваторы импортировали 130 предприятий, располагающихся в 31-м регионе РФ.

Главным импортером 2018 г. стал Приморский край, туда поступили 1943 экскаватора, что составило 40,62% от всех российских закупок за этот год. Спецтехнику закупали 29 предприятий, располагающихся в этом регионе.

На втором и третьем местах Московская область и Москва, в эти регионы поступило 808 (16,89%) и 739 (15,45%) ед. техники соответственно. На территории этих регионов находятся 27 компаний, импортирующих гусеничные экскаваторы.

[b]Рис. 5. Региональная структура импорта гусеничных экскаваторов в 2018 г., ед.[/b]

Четвертое место занимает Калужская область. В этот регион ввезено 428 ед. техники, что составляет 8,95%. На пятом месте Республика Татарстан, объем импорта которой составил 180 ед. техники, что в процентном соотношении равно 3,76% от всех российских импортных поставок.

В десятку вошли такие регионы, как Ленинградская область (111 ед. техники, 2,32%), Свердловская область (87 ед. техники, 1,82%), Тюменская область (83 ед. техники, 1,74%), Калининградская область (65 ед. техники 1,36%) и Тверская область (62 ед. техники 1,3%).

Вот таким образом сложилась картина на рынке импорта гусеничных экскаваторов по итогам 2018 г.