Коренной северянин

Тяжелый отечественный полноприводный самосвал для работы в условиях Крайнего Севера

Нынешнее непростое экономическое положение в стране все мы чувствуем на себе. Тем более отрадно в такой обстановке узнать о начале производства высокотехнологичной отечественной продукции. ООО «Завод тяжелых машин» (г. Миасс Челябинской обл.) начинает серийное производство полноприводных самосвалов собственной разработки ХАНТ 8051S5 8х8, созданных для работы в самых тяжелых условиях и призванных стать заменой дорогостоящим импортным MAN и Scania, а также украинскому КрАЗу. Название «ХАНТ» выбрано по имени народа хантов, прирожденных северных охотников и оленеводов.

Завод возник из предприятия, много лет занимавшегося продажей и эксплуатацией тяжелых машин в Ханты-Мансийском АО – колесной спецтехники для нефте- и газодобычи. Специалисты компании отлично представляют себе, какой должна быть техника для работы в этих суровых местах. Высококлассная импортная техника дорожает. Из-за политических коллизий перспективы ее получения и снабжения запчастями ненадежны. Предложить нефтегазовым компаниям более дешевую альтернативу, достаточно надежную и долговечную – такую задачу взялось решать ООО «ЗТМ», которое начало свою деятельность 1 апреля 2015 г. На заводе имеется собственное конструкторское бюро и сборочное производство.

Начали с производства на заказ небольших партий нефтегазовой спецтехники на базе автомобиля «Урал» и на собственном шасси ХАНТ. К нынешнему году предприятие «доросло» уже до выпуска серийной продукции – самосвала ХАНТ-8051S5 с колесной формулой 8х8.

Разработка самосвала ХАНТ 8051S5 началась в апреле 2017 г. Ряд опытных образцов проходили эксплуатационные испытания на нефтяных месторождениях в районе Сургута. Автомобиль показал хорошую управляемость и проходимость. В период распутицы самосвал уверенно перестраивался из сформированной колеи и маневрировал. Машина продемонстрировала большой запас прочности и мощности – даже при превышении массы максимального расчетного груза двигатель справлялся с нагрузкой и проходимость не ухудшалась. При этом эксплуатационный расход топлива оказался сравнительно невысоким: в межсезонье при движении по песчаной колее двигатель потреблял 68 л/100 км.

В 2017 г. доработанные с учетом результатов этих испытаний образцы были направлены на сертификационные испытания, которые успешно завершились: в марте 2018 г. самосвал получил Одобрение типа транспортного средства.

Технические особенности

ХАНТ 8051S5 предназначен для работы в суровых северных условиях, и все основные узлы и агрегаты его конструкции либо собственной разработки ЗТМ, либо надежные, хорошо зарекомендовавшие себя китайские аналоги европейских комплектующих.

В основе автомобиля бескапотного типа лежит рама собственной разработки с лонжеронами швеллерного сечения из стали с пределом текучести 590 МПа. Кабина цельнометаллическая, утепленная, позаимствована у грузовиков МАЗ-МАН. ХАНТ оснащен 12-ступенчатой китайской, происходящей от коробок передач ZF трансмиссией Fast Gear 12JSD220TA с демультипликатором и раздаточной коробкой ZQC 2000-52Y. Кабина 2-местная, без спального места («дневная»), с пластиковыми крыльями и передней облицовкой оригинального собственного дизайна.

Двигатель – китайский турбодизель Weichai WP12 Euro 5 (аналог немецкого Deutz) мощностью 430 л.с., с крутящим моментом 2060 Н·м в диапазоне 1000–1400 об/мин. Эти двигатели хорошо себя зарекомендовали в работе «на северах». У автомобиля «внедорожная» компоновка: воздушный фильтр расположен высоко за кабиной, вертикальная выхлопная труба также введена выше кабины, фильтры закреплены высоко на раме. С завода ХАНТ проходит подготовку к эксплуатации в условиях низких температур – отопители и подогреватели, обогревы ГСМ и защитные кожухи.

В конструкции ходовой части используются также отлично зарекомендовавшие себя при работе в тяжелых условиях компоненты. Мосты – продукция китайского военного завода Shaanxi HanDe, два передних грузоподъемностью по 9 т и два задних – по 16 т, с бортовыми редукторами. Передняя подвеска рессорная с телескопическими амортизаторами, задняя – рессорно-балансирная. А стабилизаторами поперечной устойчивости оснащены все четыре оси.

Применена пневматическая двухконтурная тормозная система с раздельным приводом на каждую ось, с барабанными механизмами и разжимными кулаками, антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) системами. Из всех испытанных марок шин лучше всех на северном бездорожье показали себя шины Michelin 16.00R20 XZL, которые применили на самосвале.

Оптимальным оказался самосвальный кузов собственного производства объ­емом 19 м3 с защитным козырьком, лестницей, стабилизатором, страховочным упором и фиксатором в опущенном положении. Дно выполнено из стали 09Г2С толщиной 8 мм, а борта – из стали толщиной 5 мм. Предусмотрена система обогрева выхлопными газами днища, нижней четверти переднего и боковых бортов. Дополнительно снизу по всей поверхности установлен теплоизолирующий экран днища. На бортах имеются крючки для крепления тента. Угол подъема кузова 50°. Оборудование подъема кузова – Penta или Hyva. Кузов предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов.

Полная масса самосвала – 48 т, грузоподъемность – 30 т. Он способен развивать скорость до 90 км/ч, может передвигаться по дорогам любого типа и бездорожью при температуре воздуха от –45 до +45 °С. Габаритные размеры ХАНТ-8051S5 – 9320х2550х3500 мм.

 

ЗТМ – молодое перспективное предприятие. Работники завода полны энтузиазма. Генеральный директор ООО «ЗТМ» Юрий Антипов оценивает ежегодную потребность рынка в подобных полноприводных самосвалах примерно в 200 автомобилей. «Есть предпосылки для роста», – оптимистично отмечает он.

В ближайших планах ЗТМ предложить потребителям шасси грузоподъемностью 80 т как более доступную альтернативу машинам «Минского завода колесных тягачей». Ведутся переговоры с производителями автомобильных кранов для создания мобильных грузоподъемных машин высокой проходимости. В будущем предприятие намерено выпускать весь спектр тяжелых шасси грузоподъемностью вплоть до 200 т. Основной целевой группой потребителей останутся нефтяники и газовики, но не исключается применение подобной техники и в других отраслях экономики, а также в армии.

Недавно завод получил участок земли площадью около 5 га, где уже построен и сдан в эксплуатацию новый административно-бытовой корпус, также построен и подготавливается к запуску производственный цех общей площадью 1200 м2 для организации сборки новых модификаций автомобилей семейства ХАНТ. И продолжается возведение производственного корпуса площадью более 5 тыс. м2. Данные производственные мощности позволят организовать более 100 рабочих мест различной квалификации, от слесарей МСР до операторов станков с ЧПУ.