Видимость – Жизнь

Световозвращающая маркировка на транспортных средствах

С. Юрчук, старший инженер компании «3М»
Вы когда-нибудь задумывались, что видимость транспортных средств влияет на дорожную безопасность и жизнь каждого из нас: водителей, пассажиров и пешеходов. Именно от ситуаций на дорогах зависит жизнь участников движения, особенно на трассах в темное время суток, в дождь или снег.

Ежегодно на дорогах Российской Федерации по тем или иным причинам происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнет множество людей. По данным ГИБДД, в 2016 г. в России произошло 173 694 ДТП, в которых погибло 20 308 человек, ранено 221 140 человек. В то же время социально-экономический ущерб от ДТП, подсчитанный по методике НИИАТ, превысил 200 млрд рублей. По средним подсчетам, одно ДТП обходится российскому обществу в среднем в 200 тыс. рублей. Примерно в половине случаев происшествия фиксируются в условиях плохой видимости в темное время суток, тогда как интенсивность движения в это же время снижается от 70 до 95% по сравнению со среднесуточным значением. Наиболее тяжкие последствия наступают при ДТП с участием большегрузных транспортных средств, а также с участием междугородных либо экскурсионных автобусов и при наездах легковых автомобилей на грузовые транспортные средства или автобусы, которые плохо видны по причинам загрязненности, либо по причине плохих погодных условий.

Недостаточная видимость большегрузного, а также пассажирского транспорта на дороге является основным фактором риска ДТП в результате столкновения с автомобилем, идущим рядом или следом. Такие происшествия, как правило, могут приводить к летальному исходу.

Возникает естественный вопрос, как же сделать грузовики и автобусы видимыми и более заметными для других участников движения? Для этого необходимо оснастить их дополнительными габаритными фонарями или световозвращающей маркировкой. Однако любые дополнительные средства становятся бесполезными при выключенном двигателе либо «севшем» аккумуляторе. Более эффективным решением является световозвращающая маркировка, расположенная по контуру большегруза или автобуса, так как она будет издалека видна в свете фар приближающегося автомобиля.

В Российской Федерации уже предпринималась попытка распространить требования о нанесении световозвращающей маркировки на все транспортные средства соответствующих категорий, находящиеся в эксплуатации, посредством введения в действие ГОСТ Р 51253–99 «Автотранспортные средства. Цветографические схемы размещения световозвращающей маркировки. Технические требования». Требования данного стандарта должны были применяться в отношении транспортных средств категорий М3, N3, O3, O4, осуществляющих международные и междугородные перевозки с 01.01.2000, а в отношении прочих транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3, O3, O4 – с 01.07.2002. Однако ГОСТ Р 51253–99 был отменен.

В 1999 г. Госстандартом РФ были разработаны и приняты два стандарта, касающиеся применения световозвращающей маркировки на некоторых видах грузовиков и автобусов. В качестве эксперимента в период с 1999-го по 2002 г. на нескольких десятках тысяч автотранспортных средств в принудительном порядке появилась такая световозвращающая маркировка. По данным обследований НИИАТа и Института безопасности движения, это мероприятие самым положительным образом повлияло на снижение аварийности и сокращение ДТП с участием грузовиков и автобусов. В связи с этим потребовалась переработка этих стандартов, и вот в 2002 г. Госкомитет РФ по стандартизации и метрологии принял ГОСТ Р 41.104–2002, распространяющийся на автотранспортные средства категорий M3, N3, O4 (грузоподъемность свыше 3,5 т) и содержащий идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 104 «Единообразные предписания, которые касаются сертификации световозвращающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности».

Однако в части соблюдения применения световозвращающей маркировки данный стандарт носил рекомендательный характер, в результате чего многие владельцы грузовиков попросту игнорировали данный стандарт и его требования по нанесению световозвращающей маркировки. В 2012 г. требование по нанесению световозвращающей маркировки стало обязательным для всех новых автомобилей, относящихся к категориям M3, N3, O4 и регистрируемых на территории РФ. И вновь статистика по ДТП с большегрузами стала улучшаться. Однако в процессе эксплуатации грузовых транспортных средств световозвращающая маркировка, нанесенная на заводе изготовителем, изнашивалась, а ее световозвращающие свойства могли снижаться, и транспортное средство вновь становилось незаметным.

На помощь пришел международный опыт. Сегодня световозвращающая маркировка является обязательной во многих странах мира: в США, ЮАР, Аргентине, Бразилии, Китае, в том числе во всех странах Евросоюза в отношении всех моделей грузовых автотранспортных средств следующих категорий N2, если максимальная масса превышает 7,5 т, N3, О3 и О4, а контроль за ее эксплуатационным состоянием осуществляется на каждом плановом техническом осмотре технического средства. Данное мероприятие позволило почти полностью исключить ДТП с участием большегрузов по причине недостаточной их видимости на дороге.

Исключения ДТП с участием большегрузов стали возможны и на дорогах РФ в связи с подписанием Постановления Правительства № 148, которое вносит изменения в Постановление № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». Суть изменений в том, что теперь световозвращающая маркировка при техосмотре транспортных средств должна соответствовать Техническому регламенту ТР ТС 018/2018, а именно «Повреждение и отслоение световозвращающей маркировки не допускается». Документ вступил в силу 22.02.2018 г.

Что же такое «световозвращающая маркировка»? В общем виде это полоса специального светоотражающего материала (см. ГОСТ Р 41.104–2002), самоклеящейся пленки шириной 55 мм, нанесенная непрерывно или единичными элементами (кусками длиной не менее 500 мм), белая/ желтая по бокам и красная/ желтая в задней части ТС. Полоса должна быть в максимальной степени параллельна опорной поверхности (дороге) и способствовать как можно более четкой идентификации всей длины и ширины ТС. Она должна отвечать требованиям государственного стандарта по фотометрическим свойствам и долговечности. Стандарт содержит рекомендованные схемы световозвращающей маркировки различных типов ТС, но жестко и однозначно определяет технические параметры светоотражающего материала (широкие углы наблюдения, освещения, яркость и износостойкость), который необходимо использовать для световозвращающей маркировки. Кроме того, этот материал должен быть сертифицирован в установленном порядке на соответствие международным требованиям. Сегодня многие автотранспортные предприятия маркируют грузовики и автобусы световозвращающими лентами 3М, чтобы защитить свои транспортные средства, людей, перевозимые грузы и других участников дорожного движения.

Статистика ДТП показывает, что маркировка – это эффективная превентивная мера, позволяющая повышать видимость автомобилей в условиях плохой видимости. Сегодня это одно из оптимальных решений, обеспечивающих результат при незначительных затратах.

Как показывает предварительное обсуждение, производители техники, владельцы транспортных фирм, руководители страховых компаний, специалисты ГИБДД, другие участники процесса видят несомненное преимущество в эксплуатации маркированных автомобилей, ведь обеспечение безопасности на дорогах – наша общая задача.

Дело за организацией процесса и, возможно, за инициативой государственных, частных или общественных организаций – взять на себя координационные вопросы, для того чтобы объединить всех участников дорожного движения.

Стоимость одного ДТП составляет примерно 200 тыс. рублей, а оформление одного грузовика световозвращающей маркировкой – в 25 раз дешевле. Эта мера позволит перевозчикам снизить риск возникновения человеческих жертв и материальных последствий: от прямого ущерба для автопарка и грузов до потерь за время простоя и нарушения сроков поставок грузов.

Представьте себе, как важна для обеспечения дорожной безопасности световозвращающая маркировка междугородных, специализированных школьных и экскурсионных автобусов! Обеспечение безопасности школьного автобусного парка является одной из приоритетных задач, для таких автобусов разработан отдельный стандарт ГОСТ 51160–98, однако требований по используемым световозвращающим материалам в нем пока нет, а это значит, что при номинальном использовании некачественной, неэффективной световозвращающей маркировки транспортное средство по-прежнему может оставаться плохо заметным для других участников дорожного движения.

Вывод очевиден: если нанесение световозвращающей маркировки на транспортное средство поможет его владельцу не попасть хотя бы в одно ДТП, затраты на нее многократно окупятся. Вот почему использование качественной световозвращающей маркировки должно стать успешным механизмом, который в перспективе позволит снизить число и серьезность ДТП на российских дорогах и тем самым спасти большое количество жизней.