Самосвальный автопоезд «Meusburger  Новтрак» в работе в Якутии
Кризисов не боятся

Самосвальные прицепы и полуприцепы

Самосвальные надстройки используются главным образом в строительной и дорожно-строительной отрасли. Однако благодаря их универсальности, кроме перевозки строительных материалов, они отлично справляются с транспортировкой самых различных грузов: угля, руды, сельхозпродукции, мусора, каменных глыб и т. д. Самосвальные прицепы и полуприцепы сегодня, как и в прежние годы, востребованы, причем и 2-осные малой грузоподъемности, и 4-осные многотонные гиганты с мощной подвеской.

ПАО «Уралавтоприцеп»: ответственные узлы изготавливаем сами

Одно из ведущих предприятий по выпуску прицепной техники ПАО «Уралавтоприцеп», также известное под аббревиатурой ЧМЗАП, выпускает 10 товарных групп прицепных транспортных средств, а также 12 моделей самосвальных двух- и трехосных полуприцепов, грузоподъемностью (г/п) от 20 до 50 т с кузовами как прямоугольной, так и полукруглой формы, обозначаемой Half-Рipe. Объем кузовов варьируется от 22,6 до 47 м3.

Полукруглые кузова Half-Pipe наиболее популярны у потребителей. За счет такой формы существенно снижается вероятность налипания груза на стенки и днище, что обеспечивает более качественную разгрузку. Толщина стенок и днища в зависимости от грузоподъемности и типа перевозимого груза может составлять от 5/6 мм (соответственно) до 8/10 мм. Высокая прочность кузова обеспечивается подбором геометрии стенок и днища, а также за счет дополнительных элементов жесткости, располагаемых по высоте и длине кузова. Кузова могут оснащаться автоматически открывающимся задним бортом (для перевозки сыпучих грузов) или двустворчатыми распашными воротами (перевозка металлолома). Все полуприцепы оснащены ограничителями для предотвращения поперечного смещения кузова и подкузовными замками, исключающими вертикальные колебания кузова при движении в порожнем состоянии.

Самосвальный полуприцеп ЧМЗАП 9520-040, 50 тонн

Прицепы ЧМЗАП имеют увеличенный ресурс эксплуатации, так как для изготовления кузова и рамы используются высокопрочные импортные стали или их российские аналоги, выпускаемые Магнитогорским металлургическим комбинатом.

В целях соблюдения российских экологических стандартов полуприцепы-самосвалы производства ПАО «Уралавтоприцеп» комплектуются скручивающимся тентом. Для удобной и безопасной работы с тентом в передней части полуприцепов, в зоне расположения гидроцилиндра, устанавливается специальная площадка.

Для опрокидывания кузова на полуприцепах производства ПАО «Уралавтоприцеп» используются телескопические четырех- и пятизвенные гидроцилиндры производства европейских фирм HYVA, PENTA, BINOTTO, JOST. Элементы гидросистемы (БРС, клапаны, РВД и т. д.) также европейского производства, что гарантирует их высокое качество и надежность.

Самосвальный полуприцеп ЧМЗАП  9520-030-02

Тормозные системы полуприцепов-самосвалов оборудованы системами ABS или EBS компании WABCO.

Одна из наиболее популярных у покупателей моделей – трехосный самосвальный полуприцеп ЧМЗАП 9520 по спецификации 022PW с емкостью кузова 31 м3. При г/п 31 т его снаряженная масса не превышает 8,7 т. Полуприцеп комплектуется осями производства ЧМЗАП.

В мод. ЧМЗАП 9520-022PW используется пневмоподвеска нидерландской фирмы Weweler-Colaer, а надежное торможение обеспечивается пневматической двухпроводной тормозной системой. Подъем кузова на 52° для выгрузки осуществляет телескопический гидроцилиндр с защитным гидроклапаном от компании IPH-Penta, входящей сегодня в Interpump Group SpA, одного из крупнейших в мире производителей компонентов гидросистем. За счет большого угла подъема выгрузка длится не более 40 сек.

Еще одна ходовая модель, разработанная всего несколько лет назад, – трехосный полуприцеп ЧМЗАП 9520, изготовленный по спецификации 030-02, известен также под именем «Носорог». Самосвальный полуприцеп рассчитан на перевозку 41 т сыпучих строительных материалов, а долгий срок эксплуатации полуприцепа и его надежная работа гарантируются разработанной инженерами предприятия и прошедшей проверку временем балансирной рессорной подвеской ЧМЗАП.

Одной из востребованных в последнее время моделей является полуприцеп-металловоз ЧМЗАП 9520-0000022 PSMЭ. Этот полуприцеп имеет кузов объемом 44 м3, распашные двустворчатые ворота и трехосную пневмоподвеску фирмы SAF с подъемной первой осью.

Конструкторы ЧМЗАП предусмотрели возможность установки на самосвальные полуприцепы выдвижных механических аутригеров, которые расположены в конце рамы. Они легко раскладываются, зато эффект при их использования очень ощутим: при большом угле подъема и выгрузке таких материалов, как бетон, куски скальных пород или мокрый песок, самосвальный полуприцеп может потерять устойчивость, но это уже не относится к продукции ЧМЗАП, поскольку дополнительные аутригеры решают проблему устойчивости при разгрузке.

В случаях, когда заказчик предполагает разгрузку только на ровных и твердых площадках и считает дополнительную страховку в виде аутригеров излишней, аутригеры могут не устанавливаться, а вместо них ставится обычный задний буфер.

Самосвальный полуприцеп ЧМЗАП 9520-022 PW

Собственное осевое производство является одним из преимуществ завода. Колесные оси ЧМЗАП изготавливаются из толстостенной трубы или цельного металлического круга, откованного из качественного российского металла. Оси подвергаются сложному процессу термообработки. Поверхности, подверженные износу, обрабатывают ТВЧ, что значительно повышает их прочность. В результате оси практически не подвержены коррозии, устойчивы к воздействию внешних факторов. Максимальная допустимая нагрузка на ось достигает 24 т, это значительно выше тех характеристик, которые декларируют европейские аналоги. Но если покупатель предпочтет оси известных зарубежных брендов, то на предприятии укомплектуют транспортное средство импортными осями.

Покраска полуприцепов представляет собой покрытие металла слоем полиуретана на двухкомпонентной основе. А перед покраской детали полуприцепов «дробеструят», затем покрывают эпоксидной грунтовкой, причем толщина слоя не должна быть менее 100–120 мкм. 

Самосвальный полуприцеп «Meusburger Новтрак» с объемом кузова 38 м[sup]3[/sup]

ЗАО «Новтрак»: немецкие технологии в российском исполнении

Немецкий производитель прицепной техники Meusburger Fahrzeugbau GmbH в 2009 г. приобрел российско-немецкое предприятие ЗАО «Новтрак», которое с 1994 г. производило и реализовывало различные прицепы и полуприцепы под маркой «Sommer Новтрак». Пришедшие им на смену модели под брендом «Meusburger Новтрак» быстро оценили покупатели, и сегодня продукция «Новтрак» входит в число техники, наиболее востребованной российскими перевозчиками. Ассортимент предлагаемой предприятием прицепной техники впечатляет. Это бортовые и тентованные прицепы и полуприцепы различных модификаций, контейнеровозы как низкорамные, так и прямые, а также раздвижные. Предприятие производит лесовозы, прицепы и полуприцепы-сортиментовозы, тральные полуприцепы и прицепы.

Большое место в производственной программе занимают самосвальные полуприцепы и прицепы. Наиболее активно потребители приобретают самосвальные полуприцепы с защитой от опрокидывания для общестроительных целей. «Новтрак» предлагает все виды самосвалов различной грузоподъемности, с объемом кузова от 22 до 50 м3.

Для карьерных перевозок «Новтрак» выпускает самосвальные прицепы и полуприцепы с усиленными осевыми агрегатами и подвеской: режим работы этих транспортных средств очень нагруженный. В полуприцепах SK-361, рассчитанных на транспортировку 54 т породы, и прицепах AK-354S г/п 50 т используются по три осевых агрегата BPW, выдерживающих нагрузку до 18 т каждый.

Самосвальный автопоезд «Meusburger Новтрак» грузоподъемностью 95 т

Четырехосный прицеп AK-472S благодаря своим техническим показателям стал в 2017 г. финалистом конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Прицеп-Полуприцеп». Яркой демонстрацией возможностей прицепа стала работа самосвальных автопоездов «Meusburger Новтрак» в карьере «Мирный» в Якутии. Там прицепы AK-472S транспортируют горные массы в сложных погодных условиях без перебоев. За рейс автопоезд перевозит до 95 т алмазной руды.

В рессорной подвеске AK-472S использованы четыре осевых агрегата BPW серии W, причем передний и задний агрегаты усилены и выдерживают нагрузку до 20 т на ось, остальные оси 18-тонные. Кузова вместимостью 30–36 м3 изготавливаются из стали Hardox. При подъеме кузова левый борт кузова с помощью гидравлики открывается, а после выгрузки гидроцилиндр возвращает борт на место. Для предотвращения смерзания кусков породы водитель может включать систему подогрева кузова выхлопными газами либо задействовать площадные вибраторы – устройства, развивающие усилие в 2,5 т, что предотвращает смерзание сыпучих масс, ускоряет и делает более качественным ссыпание груза при выгрузке.

ООО «Автомастер» не останавливается на достигнутом

Предприятие из Набережных Челнов ООО «Автомастер» создано еще в 1990 г., но выпуск первых прицепов начался лишь в 2003 г., а производство полуприцепов – в 2011 г. Сегодня прицепная техника под маркой АМКАР хорошо известна в стране. Самосвальные прицепы и полуприцепы АМКАР можно встретить чуть ли не во всех уголках России. Предприятие предлагает около двух десятков 2-, 3- и 4-осных прицепов серии 8593 с односкатной и двускатной ошиновкой г/п от 11 до 27 т.

Специалисты «Автомастера» постоянно работают над расширением модельного ряда. Они постарались предложить такие конструкции прицепов и формы самосвальных кузовов, которые бы подошли самым требовательным покупателям. Компания выпускает прицепы с кузовами прямоугольного и овального сечения вместимостью 15, 16, 17, 20, 24, 30 м3. В ассортименте имеется даже мод. 8593-11 с герметически закрытым самосвальным кузовом. Покупатели могут также выбрать прицепы с верхней навеской бортов либо модели с раздвоенными бортами.

Компания «Автомастер» выпускает прицепы под маркой АМКАР

Еще «Автомастер» предлагает три модели самосвальных 3-осных полуприцепов серии 9576. Полуприцепы с задней разгрузкой г/п 17, 25, 29, 30 т приобретают, как правило, для использования в составе автопоезда при перевозке зерновых сельхозкультур, различных сыпучих и промышленных грузов. Вместимость кузова, а это 28 и 30 м3, позволяет транспортировать большие объемы грузов по дорогам общего пользования, а также по улицам городов и населенных пунктов, рассчитанных на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой в 10 т. 

У ПАО «НЕФАЗ» богатый ассортимент

Входящий в структуру ПАО «КАМАЗ» Нефтекамский автозавод активно наращивает объемы производства, а самосвальные прицепы и полуприцепы – важная составляющая производственной программы завода. Предприятие предлагает большой выбор 2- и 3-осных базовых моделей прицепов и полуприцепов и их модификаций.

У прицепа-самосвала НЕФАЗ-8560 грузоподъемность 6,7 т

Легкие, маневренные 2-осные прицепы серии 8560 предназначены в первую очередь для перевозки различных сельхозпродуктов и сыпучих материалов, таких как минеральные удобрения или стройматериалы. Самосвальный кузов представляет собой прямоугольную платформу с откидными бортами и разгрузкой на боковые стороны. Грузоподъемность прицепов находится в диапазоне от 6,7 т (мод. 8560) до 13,75 т (мод. 8560-06).

Несмотря на то, что прицеп-самосвал с боковой разгрузкой НЕФАЗ-8560-17(18)-06 производится уже не первый год, модель неизменно пользуется спросом. Прицеп оснащен 17-кубовой платформой с двустворчататыми боковыми бортами, а задний борт – распашные ворота. Для выгрузки в прицепах используется гидравлический подъемно-опрокидывающий механизм.

Все кузова 3-осных самосвальных полуприцепов НЕФАЗ имеют овальную форму. Исключение составляет мод. НЕФАЗ-9509, у этой модели кузов имеет прямоугольную форму. Полуприцепы разрабатывались для перевозки сыпучих строительных и промышленных грузов, г/п 30,5, 31,4 и 33,65 т. Выгрузка из кузова производится назад, причем гидравлический опрокидывающий механизм может действовать с помощью пневматического дистанционного управления. Полуприцепы оснащены стабилизатором, предотвращающим боковое смещение платформы относительно рамы во время разгрузки. В полуприцепах используется две системы тормозов: стояночный тормоз с пневмоприводом от пружинных энергоаккумуляторов и рабочая двухпроводная тормозная система, также имеющая пневматический привод. Кроме того, в полуприцепах используется 4-канальная электронная антиблокировочная система, управление и контроль которой осуществляет микропроцессорный блок производства шведской фирмы Haldex.

У мод. НЕФАЗ-9509 кузов имеет прямоугольную форму

Имеющий наибольшую грузоподъемность в серии полуприцеп-самосвал НЕФАЗ-90509-10-30 монтируется на шасси с пневмоподвеской, оснащенной тремя осями BPW. Борта и настилы полуприцепа делаются из финской стали Ruukki. При выгрузке кузов поднимается на угол в 45°, для подъема специалисты НЕФАЗ используют только телескопические цилиндры компании Hyva. 

ЗАО «Бецема» – один из ведущих российских производителей прицепов

Компания «Бецема» из Московской области, хорошо знакомая всем, кто имеет дело с прицепной техникой, сегодня выпускает два самосвальных прицепа и три полуприцепа-самосвала. Характерной чертой техники «Бецема» является надежность. В местах кузова, наиболее подверженных износу, используются листы 10-миллиметровой шведской стали Hardox. Для бортов специалисты «Бецема» выбрали сталь Weldox, поскольку листы из нее очень прочны и хорошо «варятся», а удельная масса их ниже, чем аналогичных листов из ст. 09Г2С. Таким образом удается повысить полезную грузоподъемность.

Самосвальная техника «Бецема» рассчитана на транспортировку сыпучих и прочих грузов массой от 21 до 33 т. Интерес специалистов вызывает полуприцеп БЦМ-Menci. Основой конструкции является сварной алюминиевый каркас. Борта БЦМ-Menci наборные. За счет облегченной конструкции масса прицепа длиной 8,31 м и шириной 2,5 м составляет всего 5,7 т, а г/п – 33,3 т. В механизме подъема используется гидроцилиндр итальянской компании Binotto, кузов поднимается для полной выгрузки на угол в 51°.

Характерная черта полуприцепов «Бецема» – надежность
 

На рынке самосвальных прицепов и полуприцепов конкуренция большая. Несмотря на активно развивающееся российское производство самосвальных прицепов, на обновление модельных рядов и модернизацию ранее разработанных моделей, ведущие международные производители прицепной техники тем не менее стараются закрепиться в России, расширить уже занятую нишу на нашем рынке, и нельзя сказать, что им это не удается.

Комфортно себя чувствует в нашей стране немецкий бренд Schmitz Cargobull, польский производитель самосвальных полуприцепов Wielton S.A., немецкая компания Fliegl Fahrzeugbau и многие другие, предлагающие, надо сказать, действительно высококачественные самосвальные транспортные средства. Но победить в конкурентном соревновании или хотя бы быть равноправным игроком на собственном рынке самосвального оборудования – задача для наших машиностроителей вполне реальная.

Автопоезд с самосвальным прицепом «Бецема» с кузовом вместимостью 35 м[sup]3[/sup] и г/п 34 т
компании по теме статьи
компании по теме статьи