
Mодульные транспортные средства Goldhofer большой грузоподъемности
Атомная энергетика – важная составная часть российской энергетики, генерирующая 17% электроэнергии. Проекты по строительству, ремонту, модернизации, а также выводу из эксплуатации энергоблоков и инфраструктуры представляют собой широкое поле деятельности для модульных транспортных средств Goldhofer большой грузоподъемности.
Сегодня на территории России действуют десять атомных электростанций и строятся пять – поле для деятельности транспортных средств большой грузоподъемности достаточно широкое, рассредоточено по всей территории РФ и охватывает все географические зоны от благодатной Ростовской области до суровой Чукотки. Более того, Россия ведет добычу сырья, производство топлива, генерацию энергии, переработку и захоронение топлива, то есть занимается полным технологическим циклом, и на каждой его стадии найдется применение транспортным средствам большой грузоподъемности. Это и перевозка карьерной техники и тяжелого оборудования для переработки сырья, и перевозка и подача под монтаж элементов АЭС и инфраструктуры, и перевозка контейнеров с ОЯТ (отработанным ядерным топливом).

Во время строительства АЭС возникают два типа транспортных задач. Первый – это перевозка тяжеловесных крупногабаритных грузов на сравнительно большие расстояния. Второй – перевозка на относительно небольшие расстояния, но осложненные, например, затяжным подъемом от причала к площадке, требующего увеличенного тягового усилия, далее маневрирование на строительной площадке, подача груза внутрь энергоблока и точное, можно сказать, прецизионное позиционирование груза под монтаж. Такого рода задачи возникают не только при строительстве новых энергоблоков, но и при их планово-предупредительном ремонте, модернизации и выводе из эксплуатации. Добавьте к этому ремонт и модернизацию инфраструктуры.

Перечень грузов для атомной электростанции представляет собой огромный список: армоблоки* массой от 80 до 200 т для строительства энергоблока и технологическое оборудование, такое как реактор, турбина, технологическая оснастка, элементы ловушки расплава**, оборудование электроподстанции, конструкции градирен и т. д. Все грузы дорогие, длительного изготовления, и задержка с их доставкой, повреждение, а тем более утрата нанесут невосполнимый ущерб проекту и репутации перевозчика. При этом плечо подвоза может составлять тысячи километров, а перевозка по воде не везде доступна или удобна. Для решения таких ответственных транспортных задач нужна очень надежная техника, способная двигаться с достаточно высокой скоростью. И здесь на помощь приходит легендарное качество и надежность модульных транспортных средств Goldhofer. Стандартные модули THP/SL допускают максимальную нагрузку на осевую линию до 45 т при скорости 1 км/ч. Чем выше скорость, тем меньшая нагрузка допускается – при нагрузке 16 т на осевую линию модуль может двигаться уже со скоростью 60 км/ч.
* Армоблок – крупные сборочные элементы реакторного здания – стен, перекрытий, купола.
** Ловушка расплава – стальная толстостенная конструкция в форме котла, наполненная специальными материалами, которые в случае гипотетической чрезвычайной ситуации перемешиваются с расплавом активной зоны и обеспечивают равномерное размещение расплава в корпусе ловушки. Ловушка может удерживать расплав ядерного топлива неограниченное количество времени, не давая радиоактивности выйти за пределы корпуса ловушки и попасть в окружающую среду. Ловушка устанавливается на опорах на дне бетонной шахты под реактором. Вес ловушки около 800 т, высота и диаметр около 6 м.

«В течение 2009–2014 гг. мы решали комплекс транспортных задач на строительстве 4-го энергоблока Белоярской АЭС, – рассказывает Леонид Резанов, генеральный директор ООО «АтомСпецСтройТехника». – С помощью парка из 20 несамоходных осевых линий Goldhofer THP/SL и 4-осного седельно-балластного тягача MAN мы перевезли все части реактора, генератора и мостового крана, а также все трансформаторы. Практически все грузы прибывали железной дорогой, и со станции мы перевозили грузы либо к месту монтажа, либо в цех сборки реактора, расположенный в километре от 4-го блока. Из сборочного цеха крупные части мы доставляли к месту монтажа. Полную сцепку из 20 осей использовали для перевозки длинной балки мостового крана массой 54 т и статора паровой турбины массой 380 т, при этом в галерее машинного зала оставалось по полметра с каждой стороны автопоезда, то есть условия были чрезвычайно стесненные, и маневренность и управляемость моделей нас очень выручала. Кроме того, эти 20 осей и тягач мы используем и для собственных нужд – для перевозки нашего гусеничного крана Demag грузоподъемностью 600 т».

В основе прочности модуля, его устойчивости к изгибающим и скручивающим нагрузкам лежит выполненная из высокопрочной стали хребтовая рама с центральной пустотелой балкой прямоугольного сечения и поперечинами, между которыми установлены осевые агрегаты на опорно-поворотных подшипниках большого диаметра. Сверху модуль представляет ровную грузовую площадку. Модули THP/SL прекрасно стыкуются с другими моделями этой линейки, что позволяет по-разному конфигурировать автопоезд. Наиболее востребованы модули с 4 и 6 осевыми линиями. Конфигурация автопоезда – габаритная ширина, длина, число осевых линий – рассчитывается с помощью фирменного программного обеспечения Goldhofer, исходя из массогабаритных параметров груза и требуемой скорости движения. Автопоезд приводится в движение седельно-балластным тягачом с помощью дышла или гусака, возможно использование двух и более тягачей для преодоления сложных участков. Goldhofer также предлагает специальную оснастку – площадки, рамы, опорно-поворотные столы для фиксации груза и максимально комфортной и безопасной его перевозки.

«В 2015 г. мы участвовали в перевозке корпуса реактора весом 320 т и длиной 11,3 м от «Ижорских заводов» до Ростовской АЭС, рассказывает Александр Герасименко из компании «Кин-Марк». – В нашу задачу входила перевозка реактора из цеха «Ижорских заводов» до причала на Неве в районе поселка Рыбацкое, погрузка реактора на баржу методом «ро-ро», выкатка транспортного средства с баржи. Далее реактор следовал водой до причала на реке Дон, где мы в обратном порядке закатывали транспортное средство на баржу, снимали реактор, выкатывали с баржи и вели уже к месту монтажа на Ростовской АЭС. Реактор представляет собой достаточно короткий концентрированный груз, плюс по условиям маршрута требовалось обеспечить низкую нагрузку на ось. Поэтому мы использовали автопоезд, составленный из 18 осевых линий Goldhofer THP/SL, стыкованных в одну линию, с дышлом и двумя тягами. Модули Goldhofer отлично выдерживают изгибающие нагрузки от короткого тяжелого груза. Расчет параметров автопоезда выполняли с помощью фирменного программного обеспечения Goldhofer Easy Load. Вторая причина, по который выбрали модули Goldhofer, – это надежность. Маршрут от «Ижорских заводов» до причала составил 15 км, которые мы прошли за двое суток – на маршруте два ж.-д. переезда, для пересечения одного нам выделили железнодорожное «окно» в дневное время, для второго – в ночное. Кроме того, один переезд пересекает пути, по которым ходит «Сапсан», и нам дали ограниченное по времени «окно», поэтому было крайне важно, чтобы техника в этот момент не подвела».

Для решения транспортных задач, требующих значительного тягового усилия, превосходящего возможности седельно-балластного тягача, а также высокой маневренности, Goldhofer предлагает решения на базе самоходных модулей новейшего поколения PST/ES-E с электронным управлением.
Самая мощная модификация 385 рассчитана на нагрузку до 60 т на осевую линию на скорости 1 км/ч на стандартных шинах размера 22,5. Наиболее востребованы на рынке модули с 4 и 6 осевыми линиями, компания также выпускает модули с 5 осевыми линиями. Число приводных осевых линий от 1 до 6 по желанию заказчика. Габаритная ширина модуля – 2430 мм, то есть он укладывается в разрешенный ПДД габарит и легко помещается в морской контейнер ISО, что упрощает компании доставку модулей на большие расстояния.

Самоходные модули легко стыкуются друг с другом торцевыми и боковыми поверхностями, их гидросистемы и электронику соединяют в одну систему, и автопоезд из нескольких модулей управляется как единое целое столь же легко, как и один модуль, и выполняет такие же маневры. Для работы на действующей АЭС используют, как правило, проводное управление. Радиоуправление может давать сбои и помехи.
Силовая установка Power Pack обеспечивает тяговое усилие 160 кН на каждой осевой линии – это один из лучших показателей на рынке. Крепление осевого агрегата к раме через опорно-поворотный подшипник, электронное рулевое управление, угол поворота колес ± 135° обеспечивают фантастическую маневренность. Модуль может совершать повороты под любым углом и направлением, разворачиваться на месте.
Высочайшая маневренность – это то, что необходимо для подачи технологического оборудования под монтаж уже внутри корпуса энергоблока. Использование для такого рода задач несамоходных модулей в сцепе с седельно-балластным тягачом крайне затруднено в тесном пространстве энергоблока, при этом точное позиционирование груза под монтаж жизненно необходимо. И с этой задачей с легкостью справляются самоходные модули.

Учитывая повышенные требования к безопасности транспортировки техногенного и дорогостоящего оборудования АЭС, заказчики и подрядчики предпочитают использовать надежное, безопасное и проверенное оборудование Goldhofer.
Таким образом, Goldhofer предлагает исчерпывающие решения для всего спектра транспортных задач, возникающих при строительстве, ремонте, модернизации, выводе из эксплуатации энергоблоков, а также при добыче сырья и перемещении ОЯТ. Легендарное качество и надежность техники Goldhofer – это как раз то, что нужно для такой сложной, высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика. «Мы эксплуатируем модули Goldhofer c 2008 г., – говорит Александр Герасименко, – сейчас готовимся расширить парк новыми».

Действующие АЭС на территории России
- Балаковская АЭС – г. Балаково Саратовской обл., 3 энергоблока мощностью по 1000 Мвт.
- Белоярская АЭС имени А.В. Курчатова – г. Заречный Свердловской обл., в эксплуатации два энергоблока мощностью 600 и 880 МВт с реакторами на быстрых нейтронах, два энергоблока выведены из эксплуатации.
- Билибинская АЭС – г. Билибино Чукотского АО, четыре одинаковых энергоблока общей электрической мощностью 48 МВт с реакторами ЭГП-6.
- Калининская АЭС – 125 км севернее Твери, 4 энергоблока по 100 Мвт.
- Кольская АЭС – г. Полярные Зори Мурманской обл., 4 энергоблока по 440 мВт.
- Курская АЭС – г. Курчатов Курской обл., 4 энергоблока по 1000 мВт.
- Ленинградская АЭС – г. Сосновый Бор Ленинградской обл., 4 энергоблока по 1000 мВт.
- Нововоронежская АЭС – г. Нововоронеж Воронежской обл., 3 энергоблока мощностью 417, 1000 и 1195 Мвт.
- Ростовская АЭС – г. Волгодонск Ростовской обл., 3 энергоблока мощностью 2х1000 и 1070 Мвт.
- Смоленская АЭС – г. Десногорск Смоленской обл., 3 энергоблока мощностью 1000 МВт.
Строящиеся АЭС на территории России
1. Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 – проект «Прорыв» по замыканию ядерного топливного цикла, который реализуется на площадках Сибирского химического комбината (СХК) в ЗАТО Северск Томской обл.
2. Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – г. Певек Чукотского АО, 2 реактора мощностью по 70 МВт. Cрок ввода плавучей станции в эксплуатацию – 2019 г., к 2021 г. ПАТЭС выйдет на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую выведут из эксплуатации.
3. Ленинградская АЭС-2 – г. Сосновый Бор Ленинградской обл., 2 энергоблока по 1198,8 МВт, запуск в эксплуатацию в 2018–2019 гг.
4. Нововоронежская АЭС-2 – г. Нововоронеж Воронежской обл., 1 энергоблок мощностью 1200 МВт в эксплуатации, строится второй такой же мощности.
5. Курская АЭС-2 – пос. Макаровка Курской обл., 4 энергоблока мощностью 1115 МВт. Ввод в эксплуатацию в 2023, 2024, 2026 и 2029 гг. АЭС-2 сменит выводимую из эксплуатации Курскую АЭС.