Кризис — время возможностей

«Автотор» и Hyundai приступили к реализации проекта производства полного цикла коммерческих автомобилей Hyundai

13 апреля руководители компаний Hyundai Motor Company и «Автотор» подписали в Калининграде поэтапный план запуска производства полного цикла коммерческих автомобилей Hyundai, согласно которому к концу этого года мощности должны заработать в промышленном режиме.

Как все начиналось

Сотрудничество компаний Hyundai Motor Company и «Автотор» имеет давнюю историю. Собственно, деятельность компании «Автотор» и началась со сборки в 1997 г. автомобилей компании KIA, входящей в группу Hyundai-KIA.

С сентября 2012 г. началась промышленная сборка грузовых автомобилей Hyundai HD78.Сегодня на предприятии собирается линейка коммерческих автомобилей Hyundai мод. HD35, HD65, HD78, HD120, HD170 с широкой гаммой спецнадстроек включая бортовые платформы, фургоны различного назначения, рефрижераторы, краноманипуляторные установки, автогидроподъемники, бетононасосы и др. Плановая мощность производства: до 10 тысяч автомобилей в год. В январе 2017 г. выпущена пилотная партия цельнометаллических фургонов мод. Hyundai H350 полной разрешенной массой 3,5 т.

Всего с начала реализации проекта «Автотор» произвёл более 5000 коммерческих автомобилей Hyundai.

Торжественный момент: подписание плана подготовки производства полного цикла

Сборка SKD

В настоящее время грузовики выпускаются в режиме крупноузловой сборки SKD с небольшой долей локализации отдельных компонентов. Машинокомплекты приходят из Южной Кореи партиями в 40-футовых контейнерах.

Площадь цеха сборки составляет 6950 м2. В настоящее время со сборочного конвейера каждые 15 минут сходит новый грузовик-шасси и поступает далее в цех монтажа спецнадстроек площадью 2500 м2.

Установка надстроек. «Автотор» выпускает 100%-готовые полнокомплектные автомобили с надстройками. Автомобили получают российский VIN-номер и ПТС. Номенклатура надстроек довольно большая: начиная с бортовых автомобилей, промтоварных и изотермических фургонов двух классов с возможностью установки рефрижератора, эвакуаторы, КМУ, АГП, крюковые погрузчики-мультилифты. Налажено производство самосвалов с кузовами как прямоугольного сечения, так и полукруглого (half-pipe), их поставляет местная калининградская компания. Имеется опыт установки миксеров, бетононасосов. Ведется работа по расширению этой номенклатуры надстроек. «Автотор» работает с производителями надстроек из различных регионов России и готов производить любую спецтехнику, необходимую российскому потребителю: мусоровозы, коммунальные автомобили, спецтехнику по индивидуальным заказам и комплектациям.

Линия сборки шасси

История данного соглашения

В марте 2016 г. было подписано Генеральное соглашение по инвестиционному партнёрству и техническому сотрудничеству для организации производства коммерческих автомобилей полного цикла. В результате проведенной компаниями с того времени работы появилась возможность составить детальный план мероприятий по практической реализации этого соглашения, который и был подписан 13 апреля.

На торжестве по этому случаю была символически натянута ленточка, которая будет перерезана в момент запуска производственных мощностей.

Плановое производство. Проектом предусматривается подготовка производственных линий на площадках «Автотора» и развертывание дополнительных мощностей для осуществления производства полного цикла (CKD) объемом до 16 тысяч коммерческих автомобилей в год. Конечно, реальный выпуск автомобилей будет зависеть от спроса на рынке. Уже в 2017 г. предполагается произвести по технологии полного цикла 400 автомобилей. Заметим, что всего в 2017 г. на «Автоторе» планируется выпустить около 3000 коммерческих автомобилей всех моделей Hyundai. В ближайшие год-два руководство компании надеется увеличить объем выпуска коммерческой техники до 4000-5000 ед.

Производство полного цикла начнется с мод. Hyundai HD78 (разрешенная полная масса 7,5 т) – запуск производства полного цикла. Это популярная в нашей стране модель, используется для установки множества различных спецнадстроек. Осваивать модельный ряд будут постепенно, модель за моделью. В перспективе рассматривается и мод. HD120 (полная масса 12,0 т), и цельнометаллические фургоны.

Сборочная линия Сборочная линия

Технологии полного цикла. Режим производства полного цикла подразумевает, что в технологическую цепочку производства коммерческих автомобилей Hyundai будут включены мощности по сварке и окраске кабин и рам автомобилей. Предусматривается использование корейского и японского сварочного и окрасочного оборудования, которое доставляется с корейского завода. Уже доставлены 8 окрасочных роботов, предстоит их отладка и освоение нового программного обеспечения. Ведется подготовка и согласование большого объема технической документации. Работы ведутся совместно с корейскими специалистами.

На «Автоторе» освоено производство автомобильных сидений корейской компании и в будущем планируется полная локализация этого производства. Уже локализованы, т. е. используются отечественные шины, аккумуляторы, диски колес, ведется работа по замене рессор и карданных валов на компоненты отечественного производства. Ведется работа по локализации осветительных приборов и жгутов проводов.

Сроки. По плану уже в сентябре полностью смонтировать все оборудование и начать отладочное производство, чтобы в ноябре 2017 г. - январе 2018 г. выйти на режим промышленного производства.

Цех монтажа надстроек

Инвестиции. Обязанности (и инвестиции) распределяются между компаниями-партнерами таким образом. Компания Hyundai отвечает за подготовку сварочной линии и специфического оборудования для окраски: программного обеспечение для роботов и некоторых компонентов машин. Также Hyundai занимается подготовкой стендов для испытаний автомобилей, программного обеспечения для них.

«Автотор» со своей стороны занимается подготовкой площадок под монтаж оборудования, проработкой логистических маршрутов доставки комплектующих. Согласовывается список компонентов, которые будут локализованы «Автотором», в т. ч. с первого же этапа производства.

Совместные инвестиции в проект производства коммерческих автомобилей полного цикла составят около $50 млн и распределяются между партнерами в соотношении примерно 50/50%. Эти $50 млн будут вложены не только на территории Калининградской обл., но и в Южной Корее - на разработку техдокументации и т.д.

Монтаж кабины
Монтаж кабины

Экспорт продукции. Когда 5 лет назад «Автотор» подписал соглашение о сотрудничестве с Hyundai по коммерческим автомобилям, они предназначались только для российского рынка. Сегодня, в рамках плана освоения производства полного цикла поставлена цель – экспорт произведенной продукции. Модели, которые запускаются в производство на «Автоторе», уже снимаются с производства на заводах самой компании Hyundai, но потребители на рынках африканских стран и СНГ хотели бы и дальше их покупать и это реальный рыночный потенциал для экспортных поставок с «Автотора».

В настоящее время руководство «Автотора» обсуждает с корейской стороной вопросы – сколько, когда, в какие страны СНГ, Ближнего Востока и Африки пойдет автомобилей на экспорт. Планируется уже в этом 2017 г. порядка 100 (коммерческих автомобилей Hyundai) отправить на экспорт для отработки этих логистических маршрутов.

Социальный аспект. В социальном плане значение открытия нового производства полного цикла также велико. При запуске нового производства образуется 70 новых рабочих мест, позже, по мере развития их количество увеличится до 100, а при работе на полную мощность будет 150 новых рабочих мест. За счет налогов только местный бюджет получит прибавку порядка 17 млн руб/год!

Стенд регулировки схождения-развала колес Стенд проверки тормозов Стенд регулировки направления света фар

Единая дистрибьюторская компания

Компания Hyundai Motors уже вошла в 5-ку крупнейших мировых брендов и не собирается останавливаться на этом. В России Hyundai также поставила перед собой непростую задачу: превратить кризисные времена во времена возможностей и расширить свое присутствие на рынке. В прошлом 2016 г. коммерческие автомобили Hyundai, выпускаемые компанией «Автотор», занимали на рынке России 5%, в 2017 г. уже приближаются к 5,5%.

Красноречивым свидетельством серьезности планов Hyundai Motor служит образование в январе 2017 г. новой единой на всей территории Российской Федерации 100-процентной дочерней компании ООО «Хендэ Трак энд Бас Рус» (Hyundai Motor Truck and Bus RUS) с функцией дистрибьютора по коммерческой технике. Целью создания компании является активизация работы Hyundai Motors в России и улучшение обслуживания и более полнее удовлетворять потребностей клиентов в сервисе и гарантийном обслуживании.

Цельнометаллические фургоны Н350

До конца 2016 г. существовало две дистрибьюторских компании, одна работаоа в западной половине РФ, другая – в восточной. Были и другие «мегадилеры». Чтобы унифицировать работу, ввести единые стандарты, усилить опытным персоналом, инвестициями, Hyundai Motors и создала свою сильную 100-% дилерскую компанию.

Такая централизация позволит соединить воедино все силы и средства подразделения коммерческих автомобилей компании в России для продвижения на местном рынке коммерческих автомобилей Hyundai, привести к единым фирменным стандартам качества обслуживание клиентов компании.

У «Хёндэ Трак энд Бас Рус» уже есть 50 дилеров и много оптовых клиентов.

Hyundai пошла на беспрецедентный шаг, которому нет аналогов на рынке: предоставила на свои коммерческие автомобили гарантию на 3 года или 300 тыс. км пробега.

Здание завода «Автотор»
 

На церемонии подписания плана запуска присутствовал президент Hyundai Motor Company Сонг Квон Хан, который нашел время и прилетел отметить это событие. «Сотрудничество компании «Автотор» с компанией Hyundai-KIA началось более 20 лет назад. И эти отошения только крепнут. Это стратегическое партнерство. Запуск производства полного цикла – важная веха в развитии этих отношений. Мы уверены, что вместе сможем превратить кризисные времена во времена возможностей» - отметил он.

Председатель Совета директоров «Автотор» Валерий Горбунов сказал: «В этом году АВТОТОР отмечает 20 лет со дня выпуска первого автомобиля. Все эти годы мы ощущали поддержку со стороны наших партнёров - компании Hyundai. Сегодня мы подписываем документ, в котором чётко прописано, что и когда будет сделано на каждой стадии реализации нового проекта».

Памятная табличка в честь начала в 2012 г. выпуска коммерческих автомобилей