15.02.2022
Гусеничный экскаватор JCB JS 205Гусеничный экскаватор JCB JS 220Гусеничный экскаватор Hitachi 380 Гусеничный экскаватор Hitachi ZX300-5A

Год 2021: итоги и прогнозы из первых рук

Мы попросили нескольких специалистов, представляющих ряд ведущих компаний-производителей дорожно-строительной техники, рассказать об итогах года и прогнозах на будущее. С нами побеседовали: Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток); Антон Волков, руководитель группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia; Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ.
Как у вас обстоят дела с реализацией спецтехники? Какие факторы влияли на продажи?
Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток)

Пётр Плаунов, JCB: В 2021 году российский рынок спецтехники показал значительный рост. Нам удалось увеличить продажи дорожно-строительного оборудования на 45% по сравнению с 2020 г. и достичь рекордных объёмов реализации машин, превысив показатели 2012 года.

Повышенный спрос на все виды техники был обусловлен в первую очередь стремительным развитием строительной отрасли и растущим уровнем инфляции. Наибольшей популярностью пользовались гусеничные экскаваторы, объём продаж которых повысился на 65% по сравнению с 2020 г.

В прошлом году рынок столкнулся с дефицитом машин, вызванным нехваткой электронных компонентов, а также логистическими проблемами. К сожалению, производители по-прежнему не могут полностью удовлетворить высокий спрос, сформировавшийся в период ковидных ограничений.

Антон Волков, Hitachi: Поскольку на данный момент в добывающей промышленности и строительной отрасли сохраняется высокий спрос на спецтехнику, проблем с реализацией импортируемых и произведенных в России машин Hitachi не возникает.

Антон Волков, руководитель группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia

В 2021 году на повышение спроса в основном оказывали влияние такие факторы, как реализация большого числа строительных проектов, финансируемых правительством РФ, рост цен на полезные ископаемые, частичный перенос планов о закупке машин с 2020 года на 2021-й вследствие усиления пандемии коронавируса, а также восстановление экономики в целом. Помимо этого, высокий уровень инфляции и общий дефицит оборудования в РФ стимулировали компании в принятии решений о покупке техники. Так, с одной стороны, в связи с запуском крупных строительных проектов клиенты были готовы в срочном порядке приобретать машины, а с другой – в связи с упомянутым дефицитом производители не могли так оперативно удовлетворить такой спрос.

В целом, в течение 2021 года рост спроса наблюдался во всех сегментах: были востребованы строительные и горные экскаваторы, фронтальные погрузчики, самосвалы с жесткой рамой. Общий спрос в прошлом году вырос примерно на 50% по сравнению с 2020-м. Однако динамика продаж техники, задействованной в горнодобывающей отрасли, была выше, чем в строительном секторе. Это связано в первую очередь с беспрецедентно резким ростом цен на уголь: добывающие компании стали активнее обновлять парки техники после нескольких лет затишья.

Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ

Андрей Комов, Volvo CE: Мы довольны результатами продаж техники Volvo в 2021 году и отмечаем позитивную динамику спроса на машины во всех сегментах. Среди основных сдерживающих факторов роста рынка спецтехники можно отметить дефицит машин, вызванный нехваткой материалов и электронных компонентов, глобальные перебои в логистике, а также продолжающуюся пандемию коронавируса.

Каков ваш прогноз на 2022 год?

Пётр Плаунов, JCB: Мы ожидаем, что в 2022 г. российский рынок спецтехники вырастет примерно на 15-25% по сравнению с прошлым годом. Однако следует учитывать, что ситуация в отрасли по-прежнему остаётся нестабильной и может довольно быстро измениться.

Антон Волков, Hitachi: В текущей ситуации сложно прогнозировать, как будет складываться ситуация на рынке спецтехники. Очень много переменных, которые могут значительно влиять на общий прогноз: пандемия коронавируса, инфляция, геополитические и санкционные риски и т.д. В целом мы ожидаем, что динамика продаж машин в 2022 году будет не ниже, чем в 2021-м. Возможно, факторы, повлиявшие на резкий рост в 2021-м, и в этом году поспособствуют повышению спроса. При этом, конечно, в случае введения новых ставок утилизационного сбора рынок точно снизится по сравнению с 2021 годом, что не отвечает интересам ни клиентов, ни производителей, ни государства.

Андрей Комов, Volvo CE: В 2022 году мы надеемся на продолжение позитивной динамики восстановления российского рынка строительной техники и в особенности на отсутствие негативного регуляторного воздействия на него в такой важный для развития отрасли период. Нужно несколько лет восстановления текущими темпами, чтобы выйти на такие объемы рынка, которые смогут обеспечить реализацию всех инфраструктурных проектов в нашей стране. Очень хочется верить, что положительные тенденции в нашей отрасли сохранятся.

 

Итак, наши собеседники и их компании, в общем, удовлетворены итогами прошедшего года и надеются на сохранение положительной рыночной динамики в наступившем году. Хочется, чтобы прогнозы специалистов не разошлись с реалиями жизни!

Мини-экскаватор Volvo EC55DМини-экскаватор Volvo EC55D