13.09.2019

Экономия топлива благодаря новым шинам MICHELIN X-Multi Energy

4 сентября в рамках выставки «КомТранс 2019» в Москве состоялась встреча руководства компании Мишлен c представителями СМИ. Мишлен представляли Вансан Руссе-Рувиер, старший вице-президент департамента шин для грузовых автомобилей и автобусов, Дмитрий Молоканов, генеральный директор Мишлен в Восточно-Европейском регионе, и Николай Мазаев, директор по продажам департамента B2B.

Разговор сразу же пошел о концепция «общей стоимости владения» (ТСО – «Total Cost of Ownership», англ.). Долгое время, с начала 2000-х компания Мишлен продвигала концепцию оценки качества шин по «стоимости 1 км пробега». В этот период российские потребители ориентировались в основном только на цену продажи шин. Концепция «стоимости 1 км пробега» позволяла поднять на более высокий уровень критерий выбора шин потребителем, наглядно показать ему, что выбирая самые дешевые шины на рынке он не выиграет в экономической эффективности перевозок, своего бизнеса. Сходные критерии оценки популяризировали и другие ведущие компании-производители шин.

Теперь эта концепция оценки при выборе шин в определенной степени закрепилась в сознании грузоперевозчиков. Но и экономическая ситуация с 2000-х годов изменилась: за последние 10 лет цены на моторное топливо существенно выросли, в структуре производственных расходов грузовых автопарков затраты на топливо теперь составляют до 30%. Поэтому, для оптимального выбора шин учитывать лишь их стоимость и цену 1 км пробега уже недостаточно, необходимо принимать во внимание еще и возможность экономии топлива, и время простоя автомобиля на техобслуживании. А шины могут сыграть значимую роль в сокращении расходов, так как на сопротивление качению уходит до 1/3 расхода топлива при эксплуатации большегрузного транспорта и от надежности шин зависит, сколько времени будет затрачено на замену в случае выхода шин из строя. Эту новую концепцию — «общей стоимости владения» и то, какую роль в снижении данных затрат играют правильно подобранные шины, команда специалистов Мишлен теперь стремится донести до сознания потенциальных конечных потребителей в России.

Шины MICHELIN X-Multi Energy

Мишлен уже давно разрабатывает и выпускает шины с уменьшенным сопротивлением качению, но в России они не пользовались популярностью, поскольку у нас несколько другие дорожные условия. Эти шины предназначены для магистральных перевозок, при длительном движении без остановок по хорошей дороге они обеспечивают экономию топлива. В России условия движения несколько другие: бесконечные ремонты на дорогах и связанные с этим пробки не позволяют автопоездам ездить долгое время с высокой скоростью и без остановок, к тому же качество дорожного покрытия далеко не всегда хорошее, это заставляет и снижать скорость, и вообще порой приводит к досрочному выходу шин из строя, таким образом никакой экономии не получается. В России потребители предпочитали шины с хорошими характеристиками сцепления с дорожным полотном (в т.ч. в зимних условиях, в гористой местности наподобие Урала) и рассчитанные на длительный пробег (срок службы) — т. н. «региональные» шины, как их называют в компании Мишлен.

Однако, в 2019 г. у Мишлен появилась новая шина MICHELIN X-Multi Energy с оптимальным сочетанием эксплуатационных характеристик: она обеспечивает грузовым автомобилям ощутимую экономию топлива и имеет высокий срок службы (ходимость). Это уникальное сочетание стало возможным благодаря инновационным технологиям Мишлен: Infinicoil (дополнительный цельный металлический корд, опоясывающий каркас шины по окружности), Regenion (cамообновляющийся рисунок протектора, полученный благодаря применению пресс-форм, изготовленных с помощью 3D-печати) и Powercoil (более прочный металлокорда каркаса, отличающийся легкостью и большой износостойкостью). Шины разработаны с применением технологий долговечности MICHELIN Durable Technologies, направленных на обеспечение длительного и безопасного использования.

Впервые российские автоперевозчики познакомились с шинами MICHELIN X-Multi Energy в апреле на презентации в Казани. Поначалу почти 100% приглашенных гостей из России и стран СНГ — потенциальных потребителей, представителей автопарков грузоперевозчиков, заявляли, что они не верят в способность шин помочь экономить топливо, т. к. водители ездят неправильно, дороги плохого качества и т. д. Но при сравнительных испытаниях, которые провела компания Мишлен на местном аэродроме, шины X-Multi Energy продемонстрировали меньшее сопротивление качению, чем у шин премиального конкурента аналогичной размерности (сравнивались по выбегу седельных тягачей). А при пробеге автопоездов по маршруту длиной более 200 км шины MICHELIN X-Multi Energy в сравнении с шинами распространенного на российском рынке конкурента обеспечили экономию топлива более 3 л/100 км. Расчет показывает, что при этом годовая экономия средств на топливо для парка в 100 грузовиков может составить сумму, эквивалентную стоимости трех новых грузовиков Scania или пяти КАМАЗов. И, наконец, на специальном покрытии из искусственного льда прошла демонстрация высоких сцепных характеристик покрышек MICHELIN X-Multi Energy: испытательный тягач передвигался по льду довольно уверенно, хоть и с небольшой скоростью. Отметим, что все грузовые шины линейки MICHELIN X Multi Energy имеют маркировку 3PMSF и M+S, что свидетельствует о серьезных технических задатках для использования в условиях, требующих повышенного сцепления. Кроме того, эти шины разработаны с учетом возможности нарезки и восстановления протектора.

В результате, по окончании мероприятия в Казани удалось убедить практически все 100% участников, что шины даже в российских условиях действительно могут способствовать экономии топлива. К тому же 85-90% участников этого мероприятия приняли решение поставить хотя бы на одно транспортное средство (или на несколько) шины MICHELIN X-Multi Energy и начать их испытания в условиях эксплуатации конкретного автоперевозчика. Таким образом, присутствующих на мероприятии грузоперевозчиков на практических примерах познакомили с новой концепцией MICHELIN ТСО - «Общей стоимости владения» грузовиком и с тем, что довольно большую долю в общих расходах можно сэкономить на топливе, если выбрать правильные шины. Кстати, компания Мишлен получила даже в этом ознакомительном мероприятии достаточно серьезную коммерческую выгоду. На мероприятии было получено около 4000 заказов, которые выполнялись в течение 2-х месяцев.

В результате началось активное тестирование новых шин MICHELIN X-Multi Energy в разнообразных условиях эксплуатации. Шины показали ощутимую экономию в расходах на топливо. За результатами работы некоторых шин компания Мишлен следила и вот какие были получены результаты: проведено 15 краткосрочных испытаний, в среднем получена экономия топлива 2,4 л/100 км, а в ходе 18 более длительных испытаний в реальных условиях эксплуатации отмечена экономия 2,0 л/100 км и выше, в зависимости от величины загрузки, маршрутов и техники, применяемой в разных автопарках.

Шина Michelin X-Multy EnergyШина Michelin X-Multy EnergyШина Michelin X-Multy EnergyШина Michelin X-Multy Energy

Продвижение шин MICHELIN X-Multi Energy в России

Специалисты коммерческой команды компании Мишлен работают напрямую с российскими автопарками. Кстати, ни у одного другого производителя грузовых шин в России подобной коммерческой команды нет — это преимущество Мишлен. Чтобы преимущества новых шин MICHELIN X-Multi Energy проявлялись наиболее наглядно, специалисты Мишлен проводят тестирование, сравнивая свои шины с теми, которые используются в каждом конкретном парке и на тех конкретных маршрутах, по которым ежедневно ездят грузовики данного парка, а также с той реальной загрузкой, с которой ездят грузовые автомобили данного автоперевозчика. Выбрана ускоренная методика сравнительных испытаний: в течение одного дня автомобиль ходит по маршруту попеременно на шинах MICHELIN X-Multi Energy и другого бренда. Потребителю стараются продемонстрировать, что возможность получать экономию топлива в размере 2-3 л со 100 км является серьезным конкурентным преимуществом на рынке автоперевозок и одним из весомых вкладов в рост эффективности бизнеса. Использование «топливоэкономичных» шин MICHELIN X-Multi Energy — самый простой способ добиться экономии в расходах на топливо до 10%.

Специалисты коммерческой команды Мишлен могут подсказать автоперевозчику, какие именно сочетания моделей шин выбрать для установки на рулевые, ведущие оси или на прицепы/полуприцепы, проанализировав условия работы транспортных средств в конкретном парке, для получения нужного пользователю сочетания топливной экономичности, сцепления в сложных условиях и пробега. Причем, установка на прицепы/полуприцепы шины MICHELIN XLine Energy T поможет сэкономить топливо еще примерно на 50% к той экономии, которая достигается установкой шин только на тягаче. Клиент может сначала протестировать рекомендации специалистов на одной-двух машинах, а уже потом заключать договор о закупке шин MICHELIN. Добавим, что у компании Мишлен разработана программа лизинга, которая поможет при закупке шин, если сумма закупки велика для бюджета парка.

Некоторые автоперевозчики возражают: на дорогах плохого качества, которых в России еще немало, может быстро порваться любая шина — и дорогая, и дешевая, в такой ситуации они выбирают дешевые шины. Однако, по статистике в дальнемагистральных перевозках процент выхода из строя шин, как ни удивительно, крайне низок. Эти сведения получены от команды технических экспертов компании Мишлен, задача которых – анализировать показатели шин в ходе эксплуатации в на территории России и ближнего зарубежья, а также причины выхода шин из строя. Поэтому данные риски — разрыв шины на плохой дороге — можно заранее учесть при расчете затрат и верно оценить ожидаемую прибыль от экономии топлива даже при наличии такой проблемы. К тому же компания Мишлен предоставляет многим паркам-клиентам специальную гарантию, по которой шина заменяется на новую, если с ней что-то случается до износа протектора до 40% от начальной глубины.

Стратегическое партнерство Мишлен и КАМАЗ

Специалисты КАМАЗа также провели неофициальные собственные испытания шин MICHELIN X-Multi Energy и получили 3,0 л/100 км экономии топлива. Очевидно, успешные результаты этих испытаний стали одним из факторов, поспособствовавших заключению 4 сентября соглашения, по которому компания Мишлен и «Группа компаний КАМАЗ» стали стратегическими партнерами. В рамках сотрудничества компания Мишлен выступит глобальным партнером КАМАЗ по достижению лучшей «общей стоимости владения» автопарком (TCO).

Флагман новейшего модельного ряда грузовиков пятого поколения К5 KAMAZ-54901 (которые появятся уже скоро, в январе 2020 г.) будет оснащаться (рулевые и ведущие оси) высокотехнологичными шинами MICHELIN X Multi Energy Z и D и MICHELIN X Line Energy Z2 и D2, обеспечивающими меньшую стоимость владения автомобилем и высокую топливную экономичность. Применение на КАМАЗах шин MICHELIN должно повысить рентабельность деятельности автотранспортных компаний, специализирующихся на магистральных перевозках, а также увеличить производительность транспортных средств.

Вансан Руссе-Рувиер, старший вице-президент департамента шин для грузовых автомобилей и автобусов Michelin, и Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» на заключении стратегического партнерства

Цифровые сервисные решения Мишлен

MICHELIN — шины премиального бренда, поэтому они не могут присутствовать на рынке без соответствующей организации сервиса. Каждый автомобильный парк работает по-разному. Где-то культура эксплуатации шин стоит на довольно высоком уровне и перед началом рабочей смены на выезде из парка каждую шину на машинах проверяют специалисты. Где-то проверка шин оставлена на совести водителей и они часто забывают об этой обязанности. В таких случаях компания Мишлен предлагает парку сервисные услуги по поддержанию шин в работоспособном состоянии. Сервисное предложение каждому конкретному парку сугубо индивидуально, исходя из потребностей, организации и условий работы техники.

Например, кто-то из клиентов просит: «обеспечьте выдачу шин в 20 точках по России в любой день 24/7 по первому требованию наших местных подразделений», и компания Мишлен это требование обеспечивает.

В будущем компания Мишлен планирует разработать общедоступное цифровое решение, позволяющее клиенту рассчитать экономию и степень эффективности управления автопарком на основе концепции ТСО с учетом большого количества параметров, влияющих на экономику автопарка. КАМАЗ будет первым российским грузовиком, который оборудуется телематической аппаратурой. Компания Мишлен работает над тем, чтобы создать систему слежения за параметрами шин, встраиваемую в общую телематическую систему грузовика. Например, в Чили на горных разработках используются беспилотные самосвалы с шинами MICHELIN. Именно электронная система контроля шин MICHELIN регулирует скорость этих машин и давление воздуха в шинах по величине нагрузки на шины, температуре шин, сцеплению их с поверхностью дороги. Идет ли дорога на подъем или спуск, прямо или с поворотом, сухая или мокрая, все это система учитывает и подбирает оптимальный скоростной режим.

 

Задача коммерческой команды Мишлен - убеждать потребителей, что шина, это инструмент повышения экономической эффективности работы автопарков, повышения конкурентных преимуществ. В производственных затратах парка шины составляют от 3 до 5%. Но, как правило, в случае недостатка средств автопарки начинают экономить прежде всего на шинах. В то же время затраты на топливо составляют до 30-40% от общих затрат — и никому не приходит в голову экономить на топливе! Объяснив это автоперевозчикам специалисты Мишлен внесут свою немалую лепту в повышение эффективности всего их бизнеса.