Триал уходит в азию. Итоги Чемпионата Содружества-2002

Е. Соболева, фото автора и Е. Макеева (АЗ «Урал»)

26 – 27 октября состоялся второй этап Чемпионата Содружества по триалу на грузовых автомобилях. Впервые за российскую историю этой спортивной дисциплины он прошел в Миассе Челябинской обл. До этого соревнования проводились в подмосковных Бронницах и Звенигороде, а также в Минске. К сожалению, в начале этого года в связи с финансовыми проблемами бывший главный организатор Чемпионата по триалу (БСО «МАЗ-Яровит») «взял самоотвод», и судьба этого зрелищного и полюбившегося многим поклонникам автомобильного спорта мероприятия буквально висела на волоске. Одно время даже казалось, что оно тихо «загнется».

Первым протянул руку помощи «своему ребенку» (именно армейские испытатели стали родоначальниками трак-триала в России) 21 НИИИ АТ МО РФ, проведя первый этап. А осенью организацию второго этапа взял на себя Автомобильный завод «Урал».

В течение недели в Миасс подтягивались экипажи автозаводов России. Первыми своим ходом, без проблем и поломок, добрались до города в Золотой долине водители-испытатели из Набережных Челнов. Затем подоспели их коллеги из Нижнего Новгорода и 21-го НИИИ Минобороны России. К сожалению, представителей ЗИЛа на этом этапе так и не дождались: на предприятии далеко не безоблачная экономическая ситуация, к тому же в Бронницах, на первом этапе чемпионата, москвичи особых успехов не добились.

В Миассе автомобильному празднику намеревалась воспротивиться погода. Легкий мороз и низкий туман, по логике вещей, должны были отпугнуть один из важнейших компонентов соревнования – зрителей. Но этого не случилось: посмотреть на соперничество пришло 15 тыс. человек.

Сменились не только организаторы, но и соотношение сил во всех категориях. В С3 с выпадением из чемпионата команды «МАЗ-Яровит» у миассца Владимира Наймана исчез «вечный соперник» Виктор Московских – поединок этих двух спортсменов (а также их машин – «Урал»-43206 и МАЗ-531639) любители триала наблюдали несколько лет. Казалось бы, теперь страсти в этой категории должны поулечься. Но скучать пришлось недолго: буквально сразу же стало известно, что теперь в категорию С3 на новом длиннобазном «Садко» переместился Вячеслав Трефилов, соперник тоже более чем серьезный. Что ж, «покой нам только снится»...

Не успели соревнования начаться, как уже потребовался эвакуатор: КамАЗ-4326 (стартовый номер 313), за рулем которого был Сергей Сафонов, «сел» на раздатку и вслед за этим очутился на боку. Следующим в категории С3 стартовал «Садко» В. Трефилова. Первую секцию на уральской земле он прошел чисто, правда, довольно оригинально – почти все ворота были взяты задним ходом... После этого забуксовал №303 КамАЗ-43114 (Валентин Васин, Олег Слюсарь) – и снова команде из Набережных Челнов пришлось ждать технической помощи.

Впрочем, и в других секциях поначалу дело обстояло не очень споро. В категории С2 ГАЗ-33082, которым управлял С. Толстолуцкий, не смог выехать из довольно внушительной ямы, рассчитанной явно не на маленький «Газик». И вновь пришлось ждать эвакуации! Экипаж же Петра Хантурина и Александра Федорова, как всегда, лихо ринулся в бой и без колебаний прошел все ворота. Правда, как всегда, снеся их добрую половину. Кстати, эта категория, как признали и сами спортсмены, оказалась самой скучной. В ней соревновалось лишь два автомобиля, и оба представляли нижегородских автостроителей.

В категории С5 выступали три экипажа, что для нее совсем не мало. Два экипажа АЗ «Урал» соревновались на «Урал»-5323. Под стартовым номером «502» чемпион Европы нынешнего года Александр Жмаев взял в штурманы своего сына, 17-летнего Дмитрия (как ни крути, а отцу пришлось прислушиваться к замечаниям и подсказкам своего отпрыска), а 503-м стал экипаж Сергея Шершнева и Дмитрия Шаповалова. Стартовав в секции, въезд в которую начинался спуском с крутой горы, они прошли ее довольно чисто. Третью команду в этой категории представляли «армейцы» из 21 НИИИ АТ МО РФ на «Урале»-5323-20. Именно у них возникли трудности, присущие именно этой категории – большая машина просто не смогла развернуться и взять очередные ворота.

Такая же ситуация повторялась во многих других секциях – только там уже все машины в категории С5 не могли развернуться между воротами из-за своих внушительных габаритов. Поэтому зрители испытывали весьма противоречивые эмоции. С одной стороны, эта «битва титанов» казалось самой внушительной, с другой – напоминала борьбу огромных неповоротливых гусениц.

Самой непредсказуемой оказалась категория С4. В ней неудачи снова преследуют представителей команды «КАМАЗ-триал»: у автомобиля под №404 (Симонов Владимир/Кирилюк Андрей) сломалось рулевое управление. Естественно, продолжать борьбу уже не было возможности. Может быть, танки грязи и не боятся, но на уральской земле им явно не везло... Что же касается самих уральцев, то мастерство высочайшего уровня продемонстрировали Валерий Князев (впервые в этом году завоевавший титул Чемпиона Европы) и его напарник Александр Безрученко, выступающие на «классике» – «Урал»-43206. Их преимущество в этой категории было несомненным. Что же касается второго миасского экипажа, то менее опытные Евгений Белоусов и Евгений Максимов, конечно, уступали своим землякам и проходили секции не так чисто, частенько нещадно расправляясь с воротами. В одной из зон они даже ухитрились повалить их все.

Закончился первый день соревнований, как нетрудно догадаться по его началу, тоже эвакуацией. В этот раз не повезло команде 21 НИИИ МО РФ: у «Урал»-5323-02 сломался правый ШРУС при подъеме на гору...

На второй день участников ждала более зрелищная и динамичная часть соревнований – кольцевая гонка.

С первых же минут стало понятно, что команда «КАМАЗ-триал» просто так сдаваться не собирается: Валентин Васин и Сергей Сафонов взяли со старта очень приличную скорость. И вполне могли бы претендовать на лидерство, если бы не их соперники – Владимир Найман, которому совсем не хотелось уступать завоеванный год назад чемпионский титул, и знаменитый бронницкий кроссмен Вячеслав Трефилов. Поэтому основная борьба развернулась все-таки между ними. «Урал»-43206 под управлением опытного миасского водителя превратился просто в гоночную машину. Сказать, что зрители были изумлены, значит ничего не сказать: миассцы прекрасно знают, что «Урал» может передвигаться по любому бездорожью, но чтобы с такой скоростью! К тому же, поскольку после первого дня Вячеслав Трефилов и Валерий Асриян выигрывали у миасских автозаводцев почти 400 очков, то Владимиру Найману и Дмитрию Яковлеву пришлось очень постараться. И у них это получилось: уральцы показали лучшее время дня и опередили «ГАЗ» почти на шесть минут.

Вот они, превратности судьбы: Вячеслав Трефилов стал мастером классического триала, а Владимир Найман – кроссменом!.. Гости из Нижнего Новгорода, кстати, одержали победу по итогам двух дней. Однако чемпионскую корону с категории С3 примерили миассцы.

К сожалению, Фортуна не торопилась поворачиваться лицом к команде Камского автозавода и во второй день. Во время первого заезда у одного из автомобилей в категории С3 оторвалась рессора, поэтому ему пришлось выбыть из соревнований. Неприятности не миновали и четырехосный «Урал» армейцев: у него отвалилась рулевая тяга.

После окончания гонки были подведены итоги, как второго этапа, так и Чемпионата в целом. Итоговая «доска Почета» выглядит следующим образом. В командном зачете 1-е место у ОАО «АЗ «Урал», на 2-м представители 21 НИИИ АТ МО РФ из Бронниц, 3-е заняли водители ОАО «ГАЗ».

Итоги 2002 г. (прямо скажем, не лучшего для триала) все-таки подведены. Какая судьба ждет соревнования в дальнейшем? Генеральный директор ОАО «АЗ «Урал» Владимир Новик в интервью журналистам сказал, что и в будущем году один из этапов должен пройти на уральской земле. Кроме того, хочется надеяться, что и военные не изменят своим традициям и в конце августа поклонники автомобильного спорта смогут посетить полигон в Бронницах. А что же остальные заводы?

Сегодня всерьез о проведении этапа в окрестностях Набережных Челнов задумываются представители КАМАЗ, видимо, надеясь взять реванш. Поиск соответствующего жестким требованиям соревнований карьера уже начался.

Идеальным, конечно, было бы проведение по одному этапу на каждом автозаводе, чьи команды участвуют в триале. Ведь такие соревнования как нельзя более ярко показывают, что завод живет и продолжает развиваться. К тому же (согласитесь!) никакая выставка не сможет показать все преимущества грузовиков-внедорожников так, как это делает триал.